Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:09, доклад
Аудит из форм финансового контроля потребность, в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарно-денежных отношений. Первой страной создавшей систему финансового контроля был Китай. Уже в 700 годы до нашей эры в Китае существовал пост Генерального Аудитора основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников имеющих право распоряжаться гос. деньгами и имуществом. Примерно в 200 г. до н.э., римские управляющие назначали квесторов, которые занимались финансовыми и судебными делами Римской империи и осуществляли контроль за государственными бухгалтерами провинций. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались сенаторами.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению учет товаров ведется на счете 41 «Товары».
В соответствии с п. 2 ст. 424 ГК изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) (п. 6.5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 № 33н).
Реализация товаров (за исключением операций, указанных в п. 3 ст. 39 НК) признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 146 НК).
Аудит выпуска и продажи готовой продукции
Цикл выпуска и продажи готовой продукции – основной раздел деятельности промышленного предприятия. В этом цикле формируются такие значимые для пользователей бухгалтерской отчетности показатели, как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от продажи. Они отражают эффективность основной деятельности хозяйствующего субъекта, способность его к расширению своего производственного ассортимента, к удовлетворению социальных и материальных потребностей коллектива, к выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями.
Проверка организации бухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции относится к одному из видов аудиторских услуг, оказываемых аудиторской фирмой по специальным заданиям согласно установленному договору с экономическим субъектом, или включается в общий аудит.
Цель проверки операций выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от реализации. При этом в процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:
анализируется учетная
политика предприятия в части, регулирующей
порядок организации учета
контролируется договорная дисциплина в соответствии с законодательством;
проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;
изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;
оценивается полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям; анализируется правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;
контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.
При подготовке программы
аудита оценивается система
Аудит документооборота осуществляется по формальным признакам (соответствие типовой унифицированной форме, наличие всех реквизитов, подписей, печати, даты, номера документа) и по существу отраженных операций (законность, целесообразность, достоверность, арифметический контроль сумм и итогов). Проверенные аудитором первичные учетные документы, отражающие движение готовой продукции, заносятся в рабочий документ аудитора. Аудит учета готовой продукции по нормативной себестоимости. Организация может учитывать готовую продукцию по нормативной себестоимости. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций в организациях, учитывающих выпущенную продукцию по нормативной себестоимости и использующих счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», по дебету данного счета отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции в корреспонденции со счетами учета затрат (в данном случае счет 20 «Основное производство»). По кредиту счета 40 отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция».
Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 на последнее число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости произведенной продукции от нормативной (плановой) себестоимости. Выявленный перерасход, т. е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой), списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» дополнительной записью. Счет 40 закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет. Таким образом, вся сумма отклонения фактической себестоимости готовой продукции от нормативной списывается на себестоимость реализованной продукции независимо от того, вся ли выпущенная продукция была реализована.
Инвентаризация материально-
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49.
Результаты инвентаризации оформляются документами по формам, утвержденным постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 и от 27.03.2000 № 26.
Для отражения полученных при инвентаризации данных фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения в организации применяется Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Выявленные не отраженные в учете материальные ценности также подлежат включению в указанную Инвентаризационную опись.
Излишки имущества, выявленные при инвентаризации, в соответствии с подп. «а» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34н, приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации. Согласно п. 20 ст. 250 НК внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. Пунктом 5 ст. 274 НК установлено, что внереализационные доходы, полученные налогоплательщиком в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК. Иными словами, внереализационные доходы определяются исходя из действующих рыночных цен.
Для учета имущества,
оказавшегося в излишке по результатам
инвентаризации, Планом счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
При определении доходов и расходов методом начисления датой признания внереализационного дохода в виде стоимости излишков материалов считается дата оприходования этих излишков (по аналогии с подп. 1 п. 4 ст. 271 НК), которое оформляется приходным ордером по форме № М-4 «Приходный ордер», утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.
Аудит отчетных форм
Проверка полноты раскрытия информации об материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности включает следующий порядок выполнения.
При анализе представленной бухгалтерской отчетности нужно убедиться:
1) что материально-
В пояснительной записке должна быть раскрыта следующая существенная информация об материально-производственных запасах:
о способах оценки материально-производственных запасов по их группам;
последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;
стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;
величине и движении резервов под снижение стоимости материально-производственных запасов в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»;
информация по сегментам в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 27.01.2000 № 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Информация по сегментам“ (ПБУ 12/2000)»;
информация об условных фактах хозяйственной деятельности с материально-производственными запасами в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 28.11.2001 № 96н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Условные факты хозяйственной деятельности“ ПБУ 8/01»;
информация о событиях после отчетной даты, влияющих на состояние материально-производственных запасов в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 25.11.1998 № 56н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „События после отчетной даты“ (ПБУ 7/98)»;
информация об операциях с аффилированными лицами в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 13.01.2000 № 5н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Информация об аффилированных лицах“ ПБУ 11/2000».
Все выводы и замечания аудитора систематизируются в рабочих документах, рассчитывается уровень влияния на достоверность финансовой отчетности путем сопоставления с определенным ранее уровнем существенности и составляется отчет (письменная информация) по результатам проверки.
Цели и задачи аудита кассовых операций
Цель аудиторской проверки
кассовых операций – установление
соответствия применяемой в организации
методики учета и налогообложения
операций по движению наличных денежных
средств действующим в
Этапы аудиторской проверки
кассовых операций могут быть организованы
в следующей
определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов, соответствие которым необходимо проверить;
составление аудиторской программы (возможно применение тестов средств контроля) и программы процедур по существу;
определение целесообразности
использования результатов
проверка организации материальной ответственности кассира;
документальное подтверждение соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации;
документирование существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства;
информирование руководства аудируемого лица о выявленных недостатках и получение от него письменных разъяснений;
контроль за внесением аудируемым лицом исправлений в регистры и формы отчетности.
Аудитор должен, прежде всего, определить соответствие проверяемых хозяйственных операций и документов, связанных с их оформлением, нормам действующего законодательства. При этом необходимо учитывать следующие нормативные документы:
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40;
Положение Центрального
банка РФ от 05.01.1998 № 14-П «О правилах
организации наличного
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49;
письмо Министерства финансов РФ от 12.02.2002 № 3-01-01/ 11–71 «О порядке установления лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки».