Понятие об аудите и аудиторское деятельности. Цели и задачи аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:09, доклад

Описание работы

Аудит из форм финансового контроля потребность, в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарно-денежных отношений. Первой страной создавшей систему финансового контроля был Китай. Уже в 700 годы до нашей эры в Китае существовал пост Генерального Аудитора основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников имеющих право распоряжаться гос. деньгами и имуществом. Примерно в 200 г. до н.э., римские управляющие назначали квесторов, которые занимались финансовыми и судебными делами Римской империи и осуществляли контроль за государственными бухгалтерами провинций. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались сенаторами.

Файлы: 1 файл

АУДИТ.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

Цели и состав аудита материально-производственных запасов  и порядок учета

Цель аудита материально-производственных запасов – выражение мнения о  достоверности и полноте отражения  в финансовой отчетности информации об материально-производственных запасах.

Аудиторы при проверке материально-производственных запасов  могут воспользоваться Методическими  рекомендациями по сбору аудиторских  доказательств достоверности показателей  материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, которые одобрены Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ, Протокол от 22.04.2004 № 25.

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 № 44н, к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для  продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для  продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция –  часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного  цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары – часть  материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении  плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» предусмотрен учет материально-производственных запасов по следующим счетам:

счет 10 «Материалы» (по субсчетам);

счет 11 «Животные на выращивании  и откорме»;

счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

счет 16 «Отклонения в  стоимости материальных ценностей»;

счет 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»;

счет 41 «Товары»;

счет 42 «Торговая наценка»;

счет 43 «Готовая продукция».

Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах:

счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение»;

счет 003 «Материалы, принятые в переработку»;

счет 004 «Товары, принятые на комиссию».

В бухгалтерской отчетности информация о материально-производственных запасах в организации отражается по строкам 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» и 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи» Бухгалтерского баланса (форма № 1). Материальные ценности, не принадлежащие организации, отражаются по строкам 920 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 930 «Товары, принятые на комиссию» Бухгалтерского баланса (форма № 1). Прочая существенная информация об материально-производственных запасах, предусмотренная действующими ПБУ, раскрывается в пояснительной записке.

Критерии получения  аудиторских доказательств при  аудите материально-производственных запасов

В ходе проверки проводится сбор аудиторских доказательств  по следующим критериям.

Существование. Необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчетности материально-производственные запасы действительно существуют.

Права и обязательства. Необходимо убедиться в том, что  права организации на материально-производственные запасы, отраженные в отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц.

Возникновение. Необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции по приобретению и выбытию материально-производственных запасов имели место в течение  отчетного периода.

Полнота. Необходимо убедиться  в том, что отсутствуют материально-производственные запасы, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.

Стоимостная оценка. Необходимо:

убедиться в том, что  материально-производственные запасы отражены в учете и отчетности в правильной оценке: по фактической себестоимости или по рыночной стоимости, если она ниже фактической себестоимости;

убедиться в том, что  способ оценки материально-производственных запасов при их отпуске в производство или ином выбытии применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой.

Измерение. Необходимо убедиться  в том, что приобретение и выбытие  материально-производственных запасов  отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

Представление и раскрытие. Необходимо:

убедиться в том, что  материально-производственные запасы правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы, готовая  продукция, товары для перепродажи;

убедиться в том, что  операции с материально-производственными запасами отражены в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;

убедиться в том, что  вся существенная информация о материально-производственных запасах раскрыта в отчетности.

Этапы сбора аудиторских  доказательств

Сбор аудиторских доказательств  осуществляется путем проведения аудиторских  процедур, которые осуществляются в  три этапа:

процедуры подготовки и  планирования аудита:

проверка начальных  остатков;

проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности;

оценка применимости выбранной учетной политики организации  и анализ правильности и последовательности ее применения;

тестирование системы внутреннего контроля;

выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации-клиента. Завершаются  процедуры подготовки и планирования аудита построением аудиторской  выборки;

процедуры, выполняемые  в ходе проверки по существу. Процедуры, перечисленные в данном разделе, выполняются раздельно для каждой из групп материально-производственных запасов (материалы, тара, готовая продукция, товары):

проверка правильности проведения организацией инвентаризации материально-производственных запасов и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете;

наблюдение за проведением  инвентаризации, а при невозможности  – участие в проведении контрольной  выборочной инвентаризации;

проверка документального  подтверждения прав собственности на материально-производственные запасы;

анализ документов, подтверждающих обременение прав собственности  на материально-производственные запасы;

анализ движения материально-производственных запасов;

проверка документального  подтверждения операций по движению материально-производственных запасов, отраженных в бухгалтерском учете:

проверка правильности оформления документов;

проверка полноты документального  подтверждения хозяйственных операций;

проверка полноты отражения  операций с материально-производственными запасами в бухгалтерском учете;

проверка правильности оценки материально-производственных запасов;

проверка правильности формирования стоимости материально-производственных запасов при их приобретении (изготовлении);

проверка правильности оценки материально-производственных запасов при их выбытии;

проверка правильности отражения операций с материально-производственными  запасами в бухгалтерском учете;

проверка полноты раскрытия  информации об материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности;

заключительные процедуры: анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность  бухгалтерской отчетности;

формирование мнения аудитора о достоверности показателей  материально-производственных запасов  в бухгалтерской отчетности.

Методы получения аудиторских  доказательств

При проведении аудита операций по учету и сохранности товарно-материальных ценностей (ТМЦ) используют следующие  методы и приемы: инвентаризация, пересчет, подтверждение, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, устный опрос, проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

Инвентаризация используется для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.

Пересчет используется для подтверждения достоверности  арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета.

Подтверждение используется для получения информации о правильном отражении в бухгалтерском учете  проведенных хозяйственных операций и реальности остатков на счетах учета  товарно-материальных ценностей.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций используется при контроле за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению товарно-материальных ценностей.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета товарно-материальных ценностей, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов отдельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных.

Проверка документов используется аудитором для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования товарно-материальных ценностей, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки (взаимный контроль документов).

Прослеживание используется в ходе проверки операций, отраженных в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской  отчетности. При этом особое внимание обращается на правильность корреспонденции  счетов, соответствие сумм оборотов и остатков в регистрах синтетического и аналитического учета.

Аналитические процедуры  используются при сопоставлении  наличия товарно-материальных ценностей  в различные периоды, данных отчета о их движении с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды.

Аудиторские процедуры  подразделяются на проводимые до инвентаризации, во время инвентаризации и после  нее. До проведения инвентаризации аудитор запрашивает документы о результатах предыдущих инвентаризаций, анализирует структурные и количественные изменения запасов, получает информацию о местах хранения запасов, а также об организации инвентаризационной работы.

Аудитор может присутствовать при инвентаризации, проводимой работниками проверяемой организации в последние дни отчетного года или в первые дни следующего года. Однако если инвентаризация была проведена на какую-то промежуточную дату, аудитору необходимо отследить поступление и выбытие запасов в период, прошедший с момента проведения инвентаризации до отчетной даты. В этом случае выполняется выборочная сверка накладных, счетов-фактур, таможенных деклараций и т. п. документов с учетными данными.

Иногда по ряду причин провести инвентаризацию невозможно. Например, когда к моменту заключения договора на аудит инвентаризация на конец года клиентом уже была проведена и проводить ее повторно он отказывается или когда проведение инвентаризации достаточно дорого. В таком случае аудитор может применить математические методы, которые с определенной вероятностью позволяют оценить величину запасов. Может сложиться так, что клиент не желает проводить сплошную инвентаризацию, но по просьбе аудитора проведет инвентаризацию части товарно-материальных ценностей. Достаточно информативными могут оказаться устные опросы аудитора персонала клиента обо всех изменениях в структуре руководства и в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, содержание и результаты которых фиксируются в рабочих документах.

Планирование аудита материально-производственных запасов

Планирование, будучи начальным  этапом проведения аудита, в соответствии с Федеральными стандартами аудита № 3 «Планирование аудита», предусматривает подготовку общего плана и программы аудита. В общем плане указывают виды работ и сроки проведения аудита, в программе – виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, период их проведения, исполнителей, рабочие документы. Содержание общего плана и программа аудита будут зависеть от конкретных особенностей проверяемого предприятия. В процессе проверки аудитор должен установить:

Информация о работе Понятие об аудите и аудиторское деятельности. Цели и задачи аудиторской деятельности