Понятие, состав дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………..
1. Понятие, состав дебиторской и кредиторской задолженности……………..
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………...
3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………………
4. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами…………………….
5. Хозяйственные операции…………………………………………………….
6.Практическая часть……………………………………………………………
7.Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение.docx

— 234.30 Кб (Скачать файл)

Обычно  расчеты с использованием чеков  производятся в следующей последовательности. Заключается договор купли-продажи  товаров, в котором отражается, что  расчеты производятся чеком (или  чеками). Для получения чековой  книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном  счете в обслуживающем банке  сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого  поставщик отгружает то-вар, а  покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик  предъявляет чек в обслуживающий  его банк на инкассо для получения  платежа. Банк поставщика предъявляет  полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя производит оплату чека за счет депонированных ранее  сумм.

Все чаще встречается в повседневной практике расчетных и кредитно-денежных отношений  вексель. Вексель является средством оформления отношений между организациями или товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, в качестве залога для получения банковского кредита или займа, как средство обеспечения обязательств третьих лиц и пр. Различают простые и переводные векселя. Простой вексель по определению Кондракова Н. П., - это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (вексельдателя) уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороны (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или указанные услуги.

Переводной  вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно – расчетного документа.

С момента  выдачи векселя обязательство по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке - договор  коммерческого кредита. В векселе  могут быть указаны сроки платежа:

  • в момент предъявления векселя;
  • спустя определенное время после предъявления векселя;
  • спустя определенное время после составления векселя;
  • в установленный день.

Проценты  могут начисляться только по векселям, которые подлежат оплате по предъявлении или через определенное время  после предъявления. Когда срок платежа  в векселе определен конкретной датой, то проценты по нему не начисляются.

Держатель векселя, срок платежа по которому назначен на определенный день или в определенный день от составления или предъявления, должен предъявить его к оплате в  этот день (или в последующий рабочий  день недели). Если в течение трех дней векселедержатель не предъявил вексель к платежу, то все затраты и риски по нему переходят от должника к векселедержателю. В случае частичного платежа должник может потребовать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему расписки об этом. Должник освобождается от обязательств, если он оплатил вексель в срок.

Расчеты, в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят оговоренными суммами в заранее установленные сроки. Обычно такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу. Не реже одного раза в месяц поставщик и покупатель проверяют, соответствуют ли платежи действительному объему поставок, и делают перерасчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет расчетов с поставщиками и  подрядчиками.

 

К поставщикам  относятся предприятия, поставляющие материалы, товары, оказывающие услуги/работы, а к подрядчикам - предприятия, проводящие строительные работы.

Для обобщения  информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

На этом счете учитываются расчеты:

1) за  полученные товарно-материальные  ценности, принятые выполненные  работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по  доставке или переработке материальных  ценностей, расчетные документы  на которые акцептованы и подлежат  оплате через банк;

2) за  товарно-материальные ценности, работы  и услуги, на которые расчетные  документы от поставщиков или  подрядчиков не поступили, т.е.  так называемые неотфактурованные  поставки;

3) за  излишки товарно-материальных ценностей,  выявленные при их приемке, - когда  фактическое количество поступивших  ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах  поставщиков.

Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных  учетных документах. Так как появление  излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то применяются  специальные формы первичных  учетных документов, утвержденные Госкомстатом для предприятий и организаций  различных видов деятельности;

4) за  полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам  и переборам тарифа (фрахта);

Учет  на счете 60 ведется методом начисления, т.е. все операции, связанные с  расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени  оплаты.

Счет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых  к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции  со счетами учета этих ценностей (либо счетом 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", если его  использование предусмотрено учетной  политикой) или счетами учета  соответствующих затрат.

За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" производятся в корреспонденции  со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Многие  предприятия приобретают материальные ценности, товары, работы и услуги, счета  за которые выражены в условных денежных единицах, поэтому особенно указание счетного плана о том, что независимо от оценки товарно-материальных ценностей  в аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется  согласно расчетным документам поставщика. Это означает, что по дебету стоимость  товарно-материальных ценностей может  быть "разнесена" по различным  счетам, например, по счету 10 в нормативной  оценке согласно номенклатуре-ценнику  и счету 16 - отклонение фактической  себестоимости ТМЦ от нормативной  оценки, но по кредиту (на счете 60) стоимость  должна быть указана в соответствии с документами поставщика.

Когда счет поставщика был акцептован и оплачен  до поступления груза ("товары в  пути"), а при приемке на склад  поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача  сверх предусмотренных в договоре величин, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции  со счетом 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям"

Такая задолженность  регулярно должна подвергаться инвентаризации. При этом составляется акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (унифицированная  ф.N ИНВ-6).

Так же отражается в учете задолженность по акцептованному счету поставщика, когда при его  последующей проверке обнаруживаются несоответствие цен, обусловленных  договором, либо арифметические ошибки.

За неотфактурованные  поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах. При  получении документов от поставщика на ТМЦ возможны два варианта:

  • если поступившие документы соответствуют условиям договора, предприятие производит дополнительную запись только на сумму НДС (если он предусмотрен);
  • если поступившие документы не соответствуют условиям договора, то предварительная бухгалтерская запись сторнируется, и производятся записи на суммы, соответствующие отгрузочным документам.

Счет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств, т.е. оплату счетов. Согласно новому Плану  счетов по дебету этого счета отражаются также авансы и предварительная  оплата по счетам поставщиков в корреспонденции  со счетами учета денежных средств. Суммы выданных авансов и предварительной  оплаты учитываются обособленно.

Суммы задолженности  поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в  аналитическом учете.

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому  предъявленному счету, а расчетов в  порядке плановых платежей - по каждому  поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых  данных по:

  • поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам;
  • авансам выданным;
  • поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
  • поставщикам по просроченным оплатой векселям;
  • поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

На суммы предъявленных на оплату счетов поставщиков за поставленные ценности, оказанные услуги (работы) или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и  работы составляется бухгалтерская  запись:

Д-т 10 «Материалы»,

41 «Товары»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»  и т.д.

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками».

Сумма налога на добавленную стоимость  включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью:

 Д-т 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным материально  - производственным запасам»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками».

По действующему законодательству налог на добавленную стоимость  по приобретенным товарно-материальным ценностям или услугам, стоимость  которых списывается на затраты  организации (или издержки обращения), после погашения обязательств перед  поставщиками предъявляется бюджету, т.е. на сумму налога, уплаченного  поставщикам, уменьшаются обязательства  организации перед бюджетом по уплате НДС.

 Это отражается записью:

Д-т 68 «Расчеты с бюджетом»

К-т 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным по материально-производственным запасам».

Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача, или  при последующей проверке счета  было обнаружено несоответствие цен  условиям договора или арифметические ошибки, до выяснения их причин делают следующие бухгалтерские записи:

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора-ми»,

субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

К-т 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками ».

Оплата счетов поставщиков, т.е. погашение  задолженности перед ними, отражается на счетах следующей записью:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» 

К-т 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета»,

55 «Специальные счета в банках»,

71 «Расчеты с подотчетными лицами».

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные  документы поставщиков (неотфактурованные  поставки), по кредиту счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных  договором. Если цена не указана и  не может быть установлена исходя их условий договора, то для определения  величины кредиторской задолженности  принимается цена, по которой в  сравнимых обстоятельствах организация  обычно определяет цену в отношении  аналогичных ценностей.

Информация о работе Понятие, состав дебиторской и кредиторской задолженности