Понятие субъекта малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:07, доклад

Описание работы

Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» №88-ФЗ от 14.06.95 в ред. ФЗ от 21.03.2002 №31 – ФЗ под с. м. п. понимаются коммерческие организации, соответствующие определенным критериям, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ)
2.Критерии, в соответствии с которыми хозяйствующий субъект может быть отнесен к малым предприятиям

Файлы: 1 файл

Малые предприятия.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие субъекта  малого предпринимательства

Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ»  №88-ФЗ от 14.06.95 в ред. ФЗ от 21.03.2002 №31 – ФЗ под с. м. п. понимаются коммерческие организации,  соответствующие определенным критериям, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ)

2.Критерии, в соответствии  с которыми хозяйствующий субъект  может быть отнесен к малым  предприятиям

ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» №88-ФЗ от 14.06.95 в ред. ФЗ от 21.03.2002 №31 выделяет следующие критерии:

  1. По цели деятельности

Малыми предприятиями  могут признаваться только коммерческие организации, согласно ГК РФ ст. 50 коммерческие организации – юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли

  1. По составу учредителей

Малыми предприятиями  могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия РФ, субъектов РС, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам – не субъектам малого предпринимательства не превышает 25%. Доля иностранных юридических лиц также не должна превышать 25%

  1. По средней численности работников за отчетный год

Малыми предприятиями  могут считаться только комм. организации, в которых средняя численность  работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней:

Промышленности, строительства, транспорта – не более 100 человек

Сельского хозяйства  и научно – технической сферы  – не более 60

Оптовой торговли – не более 50

Розничной торговли, бытового обслуживания – не более 30

Других отраслей и  при осуществлении иных видов деятельности – не более 50

Для отнесения предприятий  к той или иной отрасли необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической  деятельности (ОКВЭД (ОК – 029-2001). Многопрофильные  предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности одновременно, относятся к с. м. п. по тому виду деятельности, доля которой является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предприятие самостоятельно определяет, каким из этих критериев оно будет руководствоваться, но выбранный вариант должен быть закреплен в учетной политике  и оставаться неизменным в течение отчетного года.

       Средняя  численность на предприятии за  отчетный период определяется  с учетом всех его работников  в порядке, предусмотренным Инструкцией  по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах Федерального Государственного статистического наблюдения и утв. Постановлением Госкомстат от 07.12.98 №121. В соответствии с инструкцией средняя за отчетный период численность работников определяется с учетом всех работников, в т. ч. работающих по договорам гражданского – правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств филиалов и других обособленных подразделений

Комм. организации, соответствующие  указанным критериям в совокупности являются малыми предприятиями. В случае отсутствия или несоблюдения хотя бы одного условия, коммерческая организация  не признается малым предприятием. Малые предприятия создаются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ.

3. Средняя численность  работников как критерий отнесения  хозяйствующих субъектов к малым  предприятиям

Малыми предприятиями  могут считаться только коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

Промышленности, строительства, транспорта – не более 100 человек

Сельского хозяйства  и научно – технической сферы  – не более 60

Оптовой торговли – не более 50 человек

Розничной торговли, бытового обслуживания – не более 30 человек

Других отраслей и  при осуществлении иных видов  деятельности – не более 50 человек

Для отнесения предприятий  к той или иной отрасли необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД (ОК – 029-2001). Многопрофильные предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности одновременно, относятся к с. м. п. по тому виду деятельности, доля которой является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предприятие самостоятельно определяет, каким из этих критериев оно будет руководствоваться, но выбранный вариант должен быть закреплен в учетной политике  и должен оставаться неизменным в течение отчетного года.

Средняя численность  на предприятии за отчетный период определяется с учетом всех его работников в порядке, предусмотренным Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах Федерального Государственного статистического наблюдения и утв. Постановлением Госкомстат от 07.12.98 №121. В соответствии с инструкцией средняя за отчетный период численность работников определяется с учетом всех работников, в т. ч. работающих по договорам гражданского – правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств филиалов и других обособленных подразделений

  1. Законодательство в области малого предпринимательства

Основным нормативным  документом, регулирующим деятельность малых предприятий является Федеральный закон  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» №88-ФЗ от 14.06.95 в ред. ФЗ от 21.03.2002 №31 – ФЗ. Данные закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности малых предприятий, определяет критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Закрепляет правовые основы регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Закон является основным законодательным актом, устанавливающим правовое положение субъектов малого предпринимательства, действует на всей территории РФ.

Согласно данному закону ст. 6 государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

  • Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства
  • Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально – технических и информационных ресурсов, научно – технических разработок и технологий
  • Установление упрощенного порядка регистрации с. м. п., лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности
  • Поддержка внешнеэкономической деятельности с. м. п., включая содействие развитию их торговых, научно – технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами
  • Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий

Федеральные органы исполнительной власти при проведении политики государственной  поддержки с. м. п.:

    • Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства
    • Проводят анализ состояния малого предпринимательств и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство РФ
    • Организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие с. м. п. в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд
    • Подготавливают предложения об установлении для с. м. п. льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства
    • Оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства
    • Координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства

Государственная поддержка  малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной  программой государственной поддержки  малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемые  соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ст. 7 Государственные программы поддержки м. п.).

Согласно ст. 8 Фонды  поддержки м. п. вопросами поддержки  с. м. п. занимаются Фонды поддержки  малого предпринимательства – т. е. некоммерческие организации, создаваемые  в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов, в т. ч. иностранного происхождения, от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе с. м. п.

  1. Снижение налоговой нагрузки как одна из мер государственной поддержки малого бизнеса

В качестве меры государственной  поддержки малого бизнеса рассматривается  снижение налоговой нагрузки. Закон  №104 – ФЗ от 24.07.02 «О внесении изменений  и дополнений в часть 2 НК» и  некоторые другие акты законодательства РФ ввели в действие дополнительные главы НГ – Главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения», 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Названные главы введены в действие с 01.01.03. Данные системы налогообложения относят к специальным налоговым режимам и рассчитаны для применения субъектам малого предпринимательства. При этом с. м. п. могут применять и общепринятые системы налогообложения.

  1. Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства. Регистрация в качестве налогоплательщика

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» №88-ФЗ от 14.06.95 в ред. ФЗ от 21.03.2002 определяет порядок государственной регистрации  малых предприятий ст. 4.

С. м. п.  с момента  подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируются и получают соответствующий статус в органах  исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Субъекты РФ и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия государственной регистрации с. м. п. Уклонение от государственной регистрации или необоснованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суде в установленном порядке. В настоящее время порядок государственной регистрации и формы заявлений на регистрацию с. м. п. Правительством РФ не установлены,  поэтому регистрация коммерческих организаций, удовлетворяющих критериям малых предприятий, осуществляется в общеустановленном порядке. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года №319 «Об уполномоченной федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» с 01.07.02 государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Инспекция МНС.

Помимо государственной  регистрации с. м. п. обязаны встать на учет в налоговый орган ст. 83 НК РФ. В этой статье оговорено, что  постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации  или индивидуального предпринимателя  осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Заявления о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения предприятия или по месту жительства (ПБОЮЛ) в течение 10 дней после государственной регистрации. В настоящее время государственная регистрация и постановка на налоговый учет осуществляется параллельно.

За нарушение налогоплательщиком сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб., нарушение срока более чем на 90 дней в размере 10000 руб.

Уклонение от постановке на учет НК называется ситуация, когда  налогоплательщик осуществляет предпринимательскую  деятельность без постановки на учет в налоговом органе. Ведение такой деятельности ведет к взысканию штрафа в размере 10% от доходов, но не менее 20000 руб. При осуществлении деятельности более 3 месяцев взыскивается штраф в размере 20% полученного дохода.

  1. Порядок открытия расчетных счетов малыми предприятиями. Отражение расходов на открытие расчетного счета в банке в системе бухгалтерского учета. Отражение в учете расходов на расчетно – кассовое обслуживание

После постановки на налоговый  учет и получения свидетельства  об этом организации и индивидуальные предприниматели могут открыть счета в банках (п. 1 ст. 86 НК РФ). Банк обязан сообщить налоговому органу об открытии счета налогоплательщика в течение 5 дней. Сами налогоплательщики обязаны в 10 – дневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии ими своих счетов в банках (п. 2 ст. 23 НК). За нарушение указанного срока ст. 118 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа 5000 руб. Информация об открытии счета может быть представлена необязательно по установленной форме, она может содержаться в других документах, предоставляемых в налоговые органы.

  1. Лицензирование деятельности малых предприятий, сертификации товаров (работ, услуг)

В ряде случаев малые  предприятия не могут осуществлять свою деятельность после регистрации  и открытия расчетного счета, т. к. ст. 49 ГК РФ предусматривает на осуществление отдельных видов деятельности специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять лицензируемую деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Правила лицензирования определяет ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08.08.01, вступивший в силу в 2002 году. Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, выданная лицензирующим органом – юридическому лицу или предпринимателю. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается сбор 300 руб. Сбор за предоставление лицензии 1000 руб. Ответственность за осуществление лицензируемой деятельности без лицензии предусмотрена КоАП от 100 до 200 МРОТ. Должностные лица от 10 до 20 МРОТ, юридические лица от 100 до 200 МРОТ.

Информация о работе Понятие субъекта малого предпринимательства