Порядок формирования и операции КБ; текущая бухгалтерская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Ежемесячная бухгалтерская отчетность представляется коммерческими банками в Главное управление Центробанка РФ и в налоговые органы. Коммерческие банки, выполняющие операции в иностранной валюте, дополнительно представляют в Главное управление Центробанка РФ отчет о движении иностранных активов и пассивов в свободно конвертируемых валютах, а также в других видах валют по операциям с нерезидентами. В состав данной отчетности входит справка о текущих поступлениях и платежах по операциям с нерезидентами с выделением стран Дальнего и Ближнего зарубежья.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 33.16 Кб (Скачать файл)

1. Порядок создания и  операции коммерческого банка.

Процедура создания банка обычно включает три этапа:

  1. Принятие решения об учреждении банка;

Решение принимается собранием учредителей создаваемого банка, о чем составляется специальный протокол собрания учредителей о создании банка. На собрании, утверждается Устав банка; размер УК; размеры взносов учредителей и доли распределения прибыли между ними; выбираются Совет директоров учреждаемого банка и председатель банка, которые после собрания учредителей готовят необходимые документы для их предоставления их в ГТУ ЦБ РФ для получения лицензии на право проведения банковской деятельности.

  1. Оформление и предоставление пакета документов в ЦБР

для регистрации банка;

Для государственной регистрации  кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее  чем через месяц после подписания учредительного договора о создании банка предоставляют в ГТУ ЦБ РФ по месту предполагаемого нахождения кредитной организации следующие подлинные документы в двух экземплярах (устав в четырех экземплярах).

1. Ходатайство о государственной  регистрации кредитной организации  и выдаче лицензии на осуществление  банковских операций, подписанное  председателем лицом, уполномоченным  собранием акционеров, включающее:

• экономическое обоснование  создания кредитной организации;

• расчетный баланс и  план доходов, расходов и прибыли кредитной

организации на первые три  года деятельности отдельно на каждый год; 
• обоснование технической возможности и квалификационной готовности кредитной организации совершать банковские операции; 
• информацию об учредителях кредитной организации (сфере их деятельности; финансовом состоянии; перспективах их развития);

• цель создания кредитной организации;

• приоритетные направления  ее деятельности;

• предполагаемая клиентура;

• ресурсы, привлекаемые для развития кредитных организации;

• планируемое управление деятельностью кредитной организации;

• документы, подтверждающие право собственности одного и; 
них на здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация или обязательство арендодателя о предоставлении здания (помещения) в аренду.

2. Учредительный договор. В случае создания кредитной организации или ООО - это легализованный в установленном порядке документ, удостоверяющий решение юридических или физических лиц учредить кредитную организацию.

3. Устав кредитной организации  в четырех экземплярах, определяющий  направление деятельности банка  и регулирующий отношения учредителей  с государственными органами, клиентами банка и между собой.

4. Протокол общего собрания  учредителей, содержащий решение  о создании кредитной организации,  где имеется утверждение кандидатур  для назначения руководителей  исполнительных органов и главного  бухгалтера и расчетного баланса  и плана доходов, расходов и прибыли.

5. Свидетельство (копия  платежного поручения) об уплате  государственной пошлины за регистрацию  кредитной организации. Сбор 1% от  объявленного уставного капитала  зачисляется в доход Федерального  бюджета. Оплата его неучредителями запрещена.

6. Нотариально удостоверенные копии:

• свидетельств о государственной  регистрации учредителей юридических лиц;

• аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности за последние три года (с приложением  балансов и отчетов о прибыли  и убытках); 
• подтверждение Государственной налоговой службы о выполнении всех обязательств перед федеральным бюджетом, местным бюджетом за последние три года.

7. Декларации о доходах  учредителей физических лиц, заверенные  органом Государственной налоговой  службы, подтверждающие источники  происхождения средств, вносимых в уставный капитал.

8. Анкеты кандидатов на  должности руководителей и главного бухгалтера.

9. Список учредителей  кредитной организации. 

Предполагаемое полное и  сокращенное наименование кредитной  организации должно быть предварительно согласовано с Банком России. ЦБ в течение трех рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации телеграмму, подтверждающую согласование наименования кредитной организации.

  1. Регистрация банка и выдача лицензии.

Пакет документов на создание кредитной организации предоставляется  в ТУ Банка России по месту нахождения кредитной организации. ТУ ЦБ выдает учредителям кредитной организации письменные подтверждения получения от них документов. [1]

ТУ Банка России анализирует пакет документов кредитной организации и делает заключение о возможной регистрации и выдаче лицензии данной кредитной организации, которое вместе с документами направляется в Департамент лицензирования банковской деятельности.

Там рассматриваются полученные документы и принимает решение о возможности регистрации кредитной организации. В случае положительного решения на следующий рабочий 
день после подписания свидетельства о государственной регистрации в ТУ Банка России направляется по два экземпляра свидетельства о регистрации кредитной организации и ее устава.

ТУ Банка России направляет учредителям банка уведомление о регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета и с требованием оплаты 100% уставного капитала в месячный срок; и выдает один экземпляр свидетельства о регистрации кредитной организации и устава банка уполномоченному лицу под расписку.

Кредитные организации приобретают  статус юридического лица с момента  их государственной регистрации.

В течение одного месяца после регистрации кредитной  организации ее учредители должны оплатить 100% уставного капитала, и предоставить подтверждение оплаты в территориальные  учреждения Банка России. Если кредитная  организация создается в форме  АО, то в течение месяца она должна разместить акции и зарегистрировать в Банке России отчет об итогах выпуска. Неоплата (неполная оплата) УК кредитной организацией в установленный срок или нарушение порядка формирования УК являются основанием для аннулирования свидетельства о регистрации кредитной организации.

После получения заключения территориального учреждения Банка  России о правомерности оплаты 100% УК Банк России в течение трех рабочих  дней принимает решение о выдаче лицензии и направляет территориальному учреждению два экземпляра подписанной  лицензии (1 экз. - в территориальное  управление, 1 экз. - председателю Совета банка).

Кредитные организации могут  осуществлять банковские операции только после получения лицензии без ограничения срока их действия.[3]

 

Операции коммерческого  банка.

Функции банков реализуются  через их операции. Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные, активные и комиссионно-посреднические (осуществляются по поручению клиента  на комиссионных началах: инкассовые, аккредитивные, переводные и др.).

Пассивные операции коммерческого банка — это деятельность банка по аккумулированию собственных и привлеченных средств в целях их размещения.

Назначение операций коммерческого  банка состоит в следующем:

  • обеспечение ресурсами деятельности банка;
  • формирование дополнительных источников средств для производительного использования в экономике;
  • увеличение доходов физических и юридических лиц, получающих банковские проценты по вкладам;
  • рост собственного капитала банка;
  • создание резервных фондов страхования банковских операций.

Это операции по мобилизации средств, а именно: привлечение кредитов, вкладов, получение кредитов от других банков, эмиссия собственных ценных бумаг. Средства, получаемые в результате пассивных операций, являются основой непосредственной банковской деятельности. Активные операции — операции по размещению средств. В результате активных операций банки получают дебетовые проценты, которые должны быть выше кредитовых процентов, выплачиваемых банком по пассивным операциям. Разница между дебетовыми и кредитовыми процентами (маржа) — одна из важнейших традиционных статей дохода банка.[2]

Основные пассивные операции коммерческого банка — депозитные.

Депозитные операции — это срочные и бессрочные вложения клиентов банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования, предназначаются для осуществления текущих платежей — наличными или через банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид депозитных вкладов — срочные вклады. По этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы, предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев.

К пассивным операциям  относятся и различные сберегательные операции. Сберегательные депозиты служат для накопления средств клиента, о чем клиенту выдается свидетельство (сберегательная книжка).

К пассивным операциям  коммерческого банка можно отнести:

  • создание и увеличение собственного капитала за счет отчислений от прибыли;
  • эмиссию ценных бумаг и их размещение на открытом рынке;
  • депозитные операции;
  • межбанковские займы на внутреннем и внешнем рынке.

Среди депозитных операций выделяют следующие группы:

  • депозиты до востребования;
  • срочные и сберегательные депозиты.

Активные операции коммерческого банка  — это операции по размещению привлеченных и собственных средств банка в целях получения дохода и создания условий для проведения банковских операций.  Это прежде всего кредитные, инвестиционные, операции по  формированию имущества банка, расчетно-кассовые операции,  комиссионно-посреднические  (факторинг, лизинг, форфэтинг и пр.).[4]

В активных операциях банков основная доля приходится на кредитные операции и операции с ценными бумагами. Выдавая ссуды своим клиентам, коммерческие банки увеличивают денежное предложение, и наоборот, возврат этих ссуд сокращает денежную массу в обращении.

С ссудными операциями связан один из наиболее сложных и мистических аспектов денег и кредита. Это так называемое "мультиплицированное расширение денежного предложения". Чтобы понять суть этого явления, нам следует ввести новое понятие "обязательные банковские резервы" — это часть банковских активов, хранящихся либо в форме наличных в специальных сейфах банка, либо (большая их часть) в форме депозитов на счетах центрального банка. Резервы составляют лишь определенный процент банковских вкладов, который устанавливается центральным банком и является обязательным для всех кредитно-финансовых институтов. Коммерческий банк может выдавать новые ссуды и создавать банковские деньги только в том случае, если у него есть свободные или избыточные резервы, т.е. резервы, превышающие установленную законом минимальную сумму. В этом процессе можно выделить два шага:

  • центральный банк принимает решение об ограничении официальных резервов некими рамками;
  • банковская система трансформирует избыточные резервы в большее количество банковских денег.

Размер этого увеличения определяется так называемым "мультипликатором денежного предложения", который рассчитывается как величина, обратная норме резервных требований. Таким образом, если банковская система получает определенную сумму избыточных резервов, она может увеличить предложение денег на величину, равную произведению избыточных резервов на мультипликатор денежного предложения. Но процесс может идти и в обратном направлении, когда дефицит в резервах приводит к разрушению депозитов и сокращению предложения банковских денег.[1]

Помимо ссудных операций, еще одним видом банковских операций являются банковские услуги. Они включают операции с валютой, платежный оборот, доверительные операции, размещение и хранение ценных бумаг.

Наряду с вышеназванными традиционными операциями банков в  последнее время стали широко использоваться такие банковские услуги, как лизинг и факторинг. Лизинг — это приобретение банком имущества, например компьютерного оборудования, для сдачи его в аренду пользователям. Это новая форма финансирования, которая дает ряд преимуществ, как лизингодателю, так и лизингополучателю. Факторинг — это передача компанией управления своей дебиторской задолженностью банку, который берет также обязательство финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполнение всех финансовых обязательств данной фирмы. Факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, включая бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое. Благодаря факторингу значительно ускоряется оборачиваемость средств в расчетах.

Информация о работе Порядок формирования и операции КБ; текущая бухгалтерская отчетность