Порядок ведения расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:38, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели были решены следующие основные задачи:
1. рассмотреть задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
2. изучить синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками;

Содержание работы

Введение…3
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
1.1Определение и значение расчетов с покупателями и заказчиками. Задачи и общая характеристика бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками…5
1.2Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками…6
Глава 2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками.
2.1. Учёт расчета с покупателями и заказчиками. Осуществление операций по данному счёту…9
2.2.Первичные документы и документальное оформление учета расчетов с покупателями и заказчиками…13
Заключение…16
Список литературы…17

Файлы: 1 файл

бух учёт.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…3

Глава 1. Теоретические  основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

1.1Определение и значение расчетов с покупателями и заказчиками. Задачи и общая характеристика бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками…5

1.2Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками…6

Глава 2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками. 
2.1. Учёт расчета с покупателями и заказчиками. Осуществление операций                   по данному счёту…9

 2.2.Первичные документы и документальное оформление учета расчетов с       покупателями и заказчиками…13

Заключение…16

Список литературы…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предприятия постоянно  ведут расчеты с покупателями - за проданные ими товары, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или  несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской  задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

В современных условиях рыночной экономики ни одно предприятие  не сможет существовать без покупателей, т.к. они являются источником прибыли и благополучия организации.

Сомнительная дебиторская  задолженность свидетельствуют  о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует  незамедлительного принятия соответствующих  мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений  повышает ответственность и самостоятельность  предприятий в выработке и  принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Целью реферата является изучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками.

Для достижения поставленной цели были решены следующие основные задачи:

1. рассмотреть задачи  и нормативно-правовое регулирование  бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;

2. изучить синтетический  и аналитический учет расчетов  с покупателями и заказчиками;

При написании реферата мной были использованы: ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; инструктивные материалы по изучаемым вопросам,  учебная литература и материалы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

 

1.1. Определение и значение расчетов с покупателями и заказчиками. Задачи и общая характеристика бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

 

Хозяйственная деятельность любого предприятия (организации) связана  с необходимостью осуществлять расчеты, как внутри, так и вне него.  
Многообразие расчетных операций хозяйствующего субъекта обусловливает необходимость их классификации по ряду признаков:  
1) в зависимости от направленности расчетов они могут быть подразделены на внутренние (например, расчеты с персоналом по заработной плате) и внешние (например, расчеты с бюджетом по налогам и сборам);  
2) в зависимости от контрагента расчетов могут быть выделены расчеты предприятия (организации):  
с поставщиками и подрядчиками; с покупателями и заказчиками; с различными дебиторами и кредиторами; по кредитам и займам;  
с бюджетом и внебюджетными фондами; с персоналом по оплате труда;  
с подотчетными лицами; с персоналом по прочим операциям;  
с учредителями;  внутрихозяйственные расчеты (например, расчеты головной организации с филиалом) и пр.;  
3) в зависимости от формы проведения расчетов они могут быть подразделены на расчеты в денежной и неденежной формах;  
4) в зависимости от характера операций, по которым производятся расчеты, последние подразделяются на расчеты по товарным и нетоварным операциям.  
Расчеты по товарным операциям, связанные с перемещением товара, – это расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в т. ч. плановые платежи, которые осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможны также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами.  
Расчеты по нетоварным операциям, предполагающие лишь движение денежных средств, – расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. При этом расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями

 

Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с покупателями являются:  
1) своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;  
2) контроль над использованием денежных средств в расчетах исключительно по целевому назначению;  
3)контроль над соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;  
4) своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности.  

1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Система нормативно-правового  регулирования различных форм и  видов расчетов с покупателями в РФ достаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы. [12]

К первому уровню системы  нормативно-правового регулирования  расчетов должны быть отнесены законодательные  акты федерального уровня (кодексы  и федеральные законы).

 

 Юридической основой для проведения расчетов неденежными средствами служит Гражданский кодекс РФ, а налоговые  обязательства участников этих расчетов определяются в соответствии с положениями  Налогового кодекса РФ. [1,2]

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства предприятия считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. [3]

Второй уровень системы  нормативно-правового регулирования  расчетов на территории РФ - это подзаконные  нормативно-правовые акты федерального уровня.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным  Банком РФ. Согласно указанию ЦБР «О предельном размере расчетов наличными  деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя», лимит составляет 100 тыс. руб.

Нормативно-правовая регламентация  порядка проведения безналичных  расчетов основывается на Положении  ЦБР «О безналичных расчетах в  РФ». [8]

Третий уровень регулирования  расчетных отношений - это положения по бухгалтерскому учету. Согласно ПБУ и бухгалтерской отчетности расчеты с дебиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Дебиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату. [6]

Четвертый уровень - внутренние локальные субъектов хозяйствования (учетная политика предприятия, приказы и распоряжения руководителя предприятия и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками.

 
  2.1. Учёт расчета с покупателями и заказчиками. Осуществление операций                   по данному счёту.

 

В соответствии с новым Планом счетов [7], учет расчетов с покупателями и заказчиками  ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На счете 62 также  отражаются авансы полученные.

Необходимо  отметить, что в новом Плане  счетов отсутствуют рекомендации по перечню субсчетов, открываемых  к счету 62. При этом закреплено требование (перенесенное из прежней Инструкции по применению Плана счетов) об организации  аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

покупателям и  заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

покупателям и  заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

авансам полученным;

векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Таким образом, очевидна необходимость  открытия, как минимум, следующих  субсчетов:

расчеты в порядке инкассо (возможность инкассовой формы расчетов установлена ГК РФ и, наконец, урегулирована Письмом Центробанка РФ от 8 сентября 2000 г. №120-П «Положение о безналичных расчетах»), причем с учетом последних изменений нормативной базы (Письмо №120-П) в аналитическом учете может возникнуть необходимость группировки инкассовых расчетов еще по двум признакам - с акцептом и без акцепта;

расчеты плановыми платежами;

авансы полученные;

векселя полученные.

На счете 62 должны отражаться следующие основные операции:

при авансовой  системе оплаты продукции (работ, услуг):

1) на сумму полученного аванса под отгрузку продукции, выполнение работ или оказание услуг; Д 50, 51, 52 К 62.

2) на сумму налога на добавленную стоимость по сумме полученного аванса; Д 62 К 68.

3) на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; Д 90-2 К 20, 23, 26.

4) на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги; Д 62 К 90-1.

5) на сумму НДС по всей сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг; Д 90-3 К 68.

6) на сумму восстановленного налога (ранее начисленного по сумме полученного аванса); Д 62 К 68.

7) на сумму аванса, зачтенного в счет задолженности покупателя или заказчика; Д 62 К 62.

8) на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) организации в окончательный расчет. Д 50, 51, 52 К 62

В том случае, когда организация использует кассовый метод определения выручки от реализации, налог на добавленную  стоимость в части неоплаченной поставки до поступления средств на расчетный счет или в кассу покупателя - продавца указывается на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

при последующей  оплате поставленной продукции, выполненных  работ или оказанных услуг:

1) на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; Д 90-2 К 20 (23, 26 и т.д.).

2) на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги; Д 62 К 90-1.

3) на сумму НДС по сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг; Д 90-3 68 (76 - для организаций, определяющих выручку от реализации по мере оплаты).

4) на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) в оплату поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; Д 51 (50, 52) К 62.

Кроме того, на счете 62 могут быть оформлены проводки:

1) на сумму стоимости отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, не относящиеся к продуктам по обычным видам деятельности, а также на сумму стоимости прочего имущества организации, проданного покупателям;

Д 62 К 91.

2) на сумму дебиторской задолженности, списанной за счет резерва по сомнительных долгам (при наличии соответствующих условий и при соблюдении установленной процедуры); Д 63 К 62.

3) на сумму номинала векселя, полученного в оплату продукции (работ, услуг). Окончательно сумма дебиторской задолженности списывается по поступлении денежных средств в оплату векселя или по индоссированию (передаче) векселя третьей стороне; Д 62 К 62.

Кроме счета 62 при  расчетах с покупателями и заказчиками  может использоваться счет 76. Порядок  использования счета 76 в Инструкции по применению нового Плана счетов более детализирован, а количество операций - существенно расширено.

К расчетам с  покупателями и заказчиками непосредственное отношение имеет использование субсчета «Расчеты по претензиям». Наиболее широко этот субсчет используется при расчетах с поставщиками, подрядчиками, транспортными, кредитными организациям и т.п. С покупателями и заказчиками данный субсчет применяется только по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за несоблюдение договорных обязательств. Обращаем внимание на то, что обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).

Информация о работе Порядок ведения расчетов с покупателями и заказчиками