Правовое регулирование учета и отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать как происходит регулирование учета и отчетности в банковской сфере, проблемы их проведения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Экономическое регулирование и надзор за деятельностью банков.4
2. Текущая бухгалтерская отчетность………………………………….8
3. Годовая бухгалтерская отчетность…………………………………..10
4. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках.12
Заключение………………………………………………………………..16
Список используемых нормативно-правовых актов и литературы…...17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.58 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

    1. Экономическое регулирование и надзор за деятельностью банков.4
    2. Текущая бухгалтерская отчетность………………………………….8
    3. Годовая бухгалтерская отчетность…………………………………..10
    4. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках.12

Заключение………………………………………………………………..16

Список используемых нормативно-правовых актов и литературы…...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Банки — одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое условие реального создания рыночного механизма.

Коммерческие банки  относятся  к особой категории деловых предприятий, получивших  название  финансовых  посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и   другие  денежные средства, высвобождающиеся в процессе  хозяйственной  деятельности, и предоставляют их во временное  пользование другим экономическим  агентам, которые нуждаются в  дополнительном капитале. Банки создают  новые требования и обязательства,  которые становятся товаром на денежном рынке. 1

Главными целями банковского регулирования  и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков.

Цель курсовой работы – исследовать как происходит регулирование учета и отчетности в банковской сфере, проблемы их проведения.

 Банки выполняют разнообразные  функции и вступают в сложные  взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни.

Объектом  исследования является финансово-экономическая  деятельность кредитно-банковских организаций. Предметом изучения является система  учета в банках.

 

 

 

 

 

  1. Экономическое регулирование и надзор за деятельностью банков

       Банковский надзор - это надзор  в банковской  сфере. Организация   банковского надзора основывается  на  национальной законодательной   базе и рекомендациях международных банковских  комитетов. Система   банковского надзора обычно включает2:

    -   типы банковских  учреждений, подлежащих надзору;

    -   процедуру  выдачи лицензий на совершение  банковских операций;

   -   стандарты  бухгалтерского учета, банковской  и статистической  отчетности;

    - порядок аннулирования  лицензий на банковскую  деятельность  или   ограничения банковских  операций;

    -  обязательность  аудиторских проверок;

    -  порядок назначения  временной администрации по управлению  банком;

    -   объявление  банков неплатежеспособными.

Можно выделить  следующие  виды   контроля   за   деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный   и   независимый.

       Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков  выражается  действующей системой банковского законодательства.

       Ведомственный контроль   включает   надзор   за   деятельностью   коммерческих банков со стороны Центрального банка страны.  Задачи,   цели и границы ведомственного контроля определены  соответствующими   законодательными актами.

       Независимый контроль  -  это   контроль,  осуществляемый   независимыми вневедомственными организациями  ,т.е.  аудиторскими фирмами.

Первым этапом надзорной деятельности является лицензирование банков.

        Второй этап     надзорной    деятельности    -    дистанционный (документарный) надзор,  или проверка  отчетности, предоставляемой банками. Постоянный   контроль    за   деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

        Для оценки  финансового положения банка   обычно   используют  периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты,   включающие годовой баланс, счет  прибылей  и убытков, пояснительную записку. Как   правило, ежемесячно  или    ежеквартально    должны   составляться отчеты о соблюдении  ими экономических нормативов  и   предоставлять   их   в течение месяца,  следующего  за  отчетным     несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии   у банка проблем. Примерно  1  раз в год внешний аудитор должен   проверять ежемесячные и ежеквартальные  финансовые  отчеты,  по   которым он делает заключения.

        Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его  активов. Глубокий анализ качества активов,  выявление невозвращаемых   или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены  в   процессе  инспектирования на  месте.  Представляемая  банком   отчетная документация может использоваться как показатель состояния   его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный   риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика3.

       Инспектирование на местах.

       Проверка  степени достоверности передаваемой  надзорным  органам   информации,   формирование   максимально   точного  представления  о   положении банка,  качестве его  менеджмента  могут  быть  обеспечены  только  в  ходе  проверки на месте. 

       Во время   общей   проверки   анализируются   различные  аспекты   деятельности  банка и главные области   риска. Как  правило, выявляются   соблюдение  банком законов, правильность  составления отчетов, наличие   эффективной  системы  управления  и  производится   оценка   общего   финансового состояния  банка.

       По результатам проверок на  месте  составляются   письменные  отчеты,  доводимые до сведения руководства центрального   банка,  оценивающего   информацию   инспекторов   и   дающего   при  необходимости    разрешение   на   принятие   соответствующих   мер   воздействия на банк.

       Затем  отчет  вместе  с  сопроводительным  письмом направляется в   банк, где на Совете директоров обсуждается  сделанные по результатам   проверки заключения.

Важным моментом в регулировании  деятельности банков является соблюдение обязательных  нормативов установленных Банком России (ФЗ «О Центральном банке РФ» глава X)4:

- минимальный размер уставного  капитала для создаваемых кредитных  организаций, размер собственных  средств для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организации статуса банка (ст.63)

- предельный размер имущественных  вкладов в уставный капитал  кредитной организации (ст.62 , п 2 );

- максимальный размер риска  на одного заёмщика или группу  связанных заёмщиков, являющихся  по отношению друг к другу  зависимыми или основными и  дочерними, устанавливается в  процентах от размера собственных  средств кредитной организации и не может превышать 25 % размера собственных средств кредитной организации (ст.64);

- максимальный размер крупных  кредитных рисков – устанавливается  как выраженное в процентах  отношение совокупной величины  крупных кредитных рисков и размера собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 % размера собственных средств кредитной оргкнизации (ст. 65);

- нормативы ликвидности кредитной  организации. Определяются как: 

  • отношение её активов и пассивов с учётом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
  • отношение её ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования) и суммарных активов (ст. 66)

- нормативы достаточности собственных  средств, определяются как отношение размера собственных средств  кредитной организации и суммы её активов, взвешенных по уровню риска (ст. 67);

- размеры валютного, процентного  и финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк  России определяет порядок формирования  и размер образуемых до налогообложения резервов кредитной организации для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков (ст. 69 от 23. 12. 2003 г.)

- нормативы использования собственных средств кредитной организации для приобретения акций других юридических лиц, определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств  кредитной организации, и этот размер не может превышать 25 % размера собственных акций кредитной организации (ст. 70 );

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных  кредитной организации своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств кредитной организации и не может превышать 50 % (ст.71). 

Денежное кредитное  регулирование. Центральный Банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную политику. Воздействуя на кредитные институты, он создаёт определённые условия для их функционирования, от этих условий зависит направление деятельности коммерческих банков. Инструментами регулирования являются:

- Дисконтная и залоговая политика. Если цель Центрального Банка – удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учётную ставку. В случае действенного повышения учётной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что в итоге ведёт к росту стоимости кредитов в стране. Эта политика является способом воздействия на ликвидность кредитных институтов.

- Депозитная политика, при увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведёт к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

2. Текущая бухгалтерская отчетность

Текущая бухгалтерская отчетность подразделяется на отчетность по итогам месяца и отчетность по итогам квартала. Порядок составления, содержание, сроки представления  текущей бухгалтерской отчетности коммерческими банками определяются учреждениями ЦБ РФ.5

Текущая отчетность по итогам месяца включает:

  • Баланс (ф. №1);
  • Сводный баланс (включая балансы филиалов);
  • Расшифровку остатков ссудной задолженности и неплатежей по ссудам банка;
  • Расшифровку отдельных счетов баланса по срокам привлечения и направления средств;
  • Расшифровку отдельных балансовых счетов для экономических нормативов деятельности коммерческого банка;
  • Список крупных кредиторов;
  • Расшифровку по балансовому счету "Уставный фонд банка";
  • Расчет экономических нормативов;
  • Расчет фонда обязательных резервов;
  • Расшифровку балансового счета № 30102;
  • Расшифровку балансовых счетов по корреспондентским счетам № 30109, 30110.

Ежемесячная бухгалтерская отчетность представляется коммерческими банками в ГУ ЦБ РФ, налоговые органы.

Коммерческие  банки, выполняющие операции в иностранной  валюте, дополнительно представляют в ЦБ РФ отчет о движении иностранных  активов и пассивов в свободно конвертируемых валютах, а также  в других видах валют по операциям  с нерезидентами. В состав данной отчетности входит справка о текущих  поступлениях и платежах по операциям  с нерезидентами в разрезе  стран дальнего и ближнего зарубежья.

 Отчет  о движении валютных активов  и пассивов предназначен для  сбора информации о движении  иностранных активов и пассивов  коммерческих банков в операциях  между резидентами и нерезидентами  России за отчетный период. Информация, содержащаяся в отчете, используется  для целей составления платежного  баланса Российской Федерации,  носит конфиденциальный характер  и не подлежит опубликованию  в открытой печати.6

Информация о работе Правовое регулирование учета и отчетности