Правовое регулирование учёта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. 4
1.1 Закон РФ “О бухгалтерском учете”. 6
1.2 Положения о бухгалтерском учете. 7
1.3 Методические рекомендации и указания Минфина России. План счетов. 12
1.4 Рабочие документы организации. 17
Глава 2. Учетная политика организации. 19
2.1 Понятие и формирование учетной политики. 19
2.2 Подготовка и принятие учетной политики организации 23
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

курсач по бухучету.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

1.3 Методические рекомендации  и указания Минфина России. План  счетов.

 

Более низкий уровень  нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности образуют методические рекомендации и  методические указания, разрабатываемые и принимаемые Минфином. Эти нормативные документы должны пройти регистрацию в Минюсте, для того чтобы их использование в организациях всех форм собственности и всех организационно - правовых форм стало правомерным. Исключение составляют внутренние отраслевые документы. Эти документы процедуру регистрации не проходят и обязательны к исполнению только службами и отдельными работниками, подчиненными органам, которые разработали такие указания.

В методических указаниях  и методических рекомендациях осуществляется еще более детальная проработка основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету законодательными и нормативными актами более высоких уровней. В частности, в методических рекомендациях и указаниях приводятся конкретные схемы бухгалтерских проводок, корреспонденция счетов бухгалтерского учета, применяемая в отдельных хозяйственных ситуациях, а также подробно характеризуются обстоятельства и условия, при которых те или иные проводки могут быть оформлены.

Методические рекомендации и методические указания можно условно разделить на две большие группы:

• разъясняющие применение отдельных  положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;

• устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета, которая другими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не урегулирована. К этой же группе относятся нормативные документы, являющиеся отечественными аналогами международных стандартов бухгалтерской отчетности, если для них разработка соответствующего положения по бухгалтерскому учету Программой реформирования бухгалтерского учета не предусмотрена.

В первую группу входят, в частности, следующие документы:

    • Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18);
    • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа Минфина России от 23 марта 2000г. №32н);
    • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;
    • Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;
    • План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. №38н);
    • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. № 135н.

 

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систему  регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском  учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

План счетов и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).

Планом счётов бухгалтерского учёта называется перечень регистров  учета, который позволяет всем предприятиям вести раздельный учёт имущества, источников средств предприятия и совершаемых операций по единой методологии принятой в России.

Основная цель разработки планов счетов – достижение сопоставимости в отражении различных хозяйственных процессов. В противном случае будет отсутствовать база для тождественного отражения однородных хозяйственных операций и возможность контроля формирования основных показателей организаций.

Действующий план счетов разделен на 8 разделов системного учета, девятый раздел – забалансовые счета. Каждый раздел имеет свободные кодовые номера, позволяющие при необходимости дополнять план новыми счетами без изменения общей нумерации счетов. Счета системного учета кодируются двумя знаками от 01 до 99, а забалансовые счета тремя знаками от 001 до 011. Количество счетов, включенных в план, определяется потребностями составления отчетности. Исходя из объема информации, отражаемой в счетах, в единый план включены только синтетические счета и субсчета. Количество применяемых на практике счетов аналитического учета планом не регламентируется и зависит от потребности финансово-хозяйственной деятельности каждого конкретного предприятия.

Рассмотрим разделы  плана счетов:

    • Раздел I «Внеоборотные активы»

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о        наличии и движении активов организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием.

    • Раздел II «Производственные запасы»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве, либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением).

    • Раздел III «Затраты на производство»

Счета этого  раздела предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу). Одни счета используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); другие же счета применяются для группировки расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется при помощи специально открываемых отражающих счетов.

    • Раздел IV «Готовая продукция и товары»

Счета этого  раздела предназначены для обобщения  информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров.

    • Раздел V «Денежные средства»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов. Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей.

    • Раздел VI «Расчеты»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также  внутрихозяйственных расчетов. Расчеты  иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела обособленно, т.е. на отдельных субсчетах.

    • Раздел VII «Капитал»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о состоянии и движении капитала организации. 

    • Раздел VIII «Финансовые результаты»

Счета этого раздела  предназначены для обобщения  информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.

    • Забалансовые счета   

Забалансовые счета  в силу своей специфики в плане  счетов выделены обособлено. Они применяются  для учета имущества, которое  не принадлежит организации на праве собственности, но оказалось в его распоряжении, а также для отражения условных прав и обязательств и контроля за отдельными хозяйственными операциями.

1.4 Рабочие  документы  организации.

 

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе, к ним можно отнести:

  • документ по учетной политике предприятия;
  • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • графики документооборота;
  • утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
  • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

 

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных  за оформление документов, указываются  порядок, место, время прохождения  документа с момента его составления до сдачи в архив.

Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых  организацией синтетических счетов и субсчетов. Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.  

Глава 2. Учетная политика организации.

 

Формирование рыночных отношений  предъявляет новые  требования к бухгалтерскому учету. С одной стороны, эти требования предъявлены в Законе РФ  “О бухгалтерском учете”. С другой стороны, при общей концепции бухгалтерского учета, определенной данным Законом и другими нормативными документами, предприятие должно само, сообразуясь с накопленным опытом, переориентировать сложившуюся практику организации этого учета на решение новых задач, стоящих перед ним в условиях рынка. Речь идет о создании и освоении нетрадиционных  подходов к получению  информации об отдельных объектах учета и в первую очередь о затратах, связанных с исчислением себестоимости продукции, ее калькулированием, подсчетом финансовых результатов, методами анализа, внутренним контролем и принятием на их основе управленческих решений.

Эти подходы предприятие  реализует путем разработки учетной политики.  Она означает выбор конкретных способов (вариантов) постановки учета соответствующих видов имущества и обязательств исходя из условий хозяйствования и действующего законодательства.

2.1 Понятие и формирование  учетной политики.

 

Учетная политика – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н). Это означает, что учетная политика должна, как минимум, определять все перечисленное в отношении тех направлений и объектов учета, где на уровне нормативного регулирования не установлено единых правил и организациям предоставлено право выбора из нескольких возможных вариантов.

Учетная политика организации  формируется главным бухгалтером  на основе настоящего Положения и  утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98). При этом утверждаются:

    • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
    • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;
    • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
    • методы оценки активов и обязательств;
    • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
    • порядок контроля за хозяйственными операциями;
    • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

Таким образом, учетная  политика формируется главным бухгалтером  и служит главным образом для  нужд бухгалтерского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и должна ими соблюдаться. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.

Информация о работе Правовое регулирование учёта в России