Правовое регулирование учёта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. 4
1.1 Закон РФ “О бухгалтерском учете”. 6
1.2 Положения о бухгалтерском учете. 7
1.3 Методические рекомендации и указания Минфина России. План счетов. 12
1.4 Рабочие документы организации. 17
Глава 2. Учетная политика организации. 19
2.1 Понятие и формирование учетной политики. 19
2.2 Подготовка и принятие учетной политики организации 23
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

курсач по бухучету.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Допущения, используемые при формировании учетной политики организации, к которым относятся:

    • допущение имущественной обособленности (активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций);
    • допущение непрерывности деятельности (организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке);
    • допущение последовательности применения учетной политики (принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому);
    • допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).

 

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 предъявляет следующие  требования к качеству информации:

    • требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности);
    • требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности);
    • требование осмотрительности (большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов);
    • требование приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования);
    • требование непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотами остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца);
    • требование рациональности (рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

 

В п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ указано, что «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Таким образом, требование приоритета содержания перед формой неприменимо в российских организациях, так как положения федерального закона имеют приоритет над ведомственными нормативными актами. Следовательно, требование, предъявляемое к ведению бухгалтерского учета, — следование юридическому оформлению сделки, а не ее экономическому содержанию.

 

2.2 Подготовка и принятие учетной политики организации

 

Подготовительная  работа

Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства. В результате проведенного анализа  следует определить круг вопросов, которые организация предполагает рассмотреть в учетной политике.

Сначала целесообразно  выделить те направления, разделы и  объекты учета, которые непосредственно  связаны с деятельностью организации. Именно в отношении них и должна строиться вся последующая работа. Ведь от организации не требуется принять решения о порядке и особенностях учета тех объектов и операций, которые она не осуществляет в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности.

Следующим шагом в  процессе подготовки к выработке учетной политики должен стать анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на предыдущем этапе направления, разделы и объекты учета. При этом следует учитывать, что учетная политика разрабатывается на следующий год, поэтому возможно, что после завершения текущего года отдельные документы  утратят  силу  или  начнут  действовать новые.

Нормативные документы  по бухгалтерскому учету содержат нормы, однозначно устанавливающие порядок  ведения учета, – обязательные для применения всеми хозяйствующими субъектами, и нормы, которые предусматривают несколько возможных вариантов, – по ним организации предоставляется право самостоятельного выбора наиболее оптимального способа. Поэтому в учетной политике нет необходимости повторять однозначные, установленные на уровне нормативных документов правила, но следует обязательно указать, какой способ выбрала организация из имеющихся вариантов.

В результате проведенной  подготовительной работы должен быть сформирован полный перечень вопросов, которые непосредственно связаны с деятельностью данной организации и которые она намерена отразить в своей учетной политике. Эти вопросы для оптимизации принятия решения целесообразно разделить на две группы, требующие:

    • выбора из нормативно-установленных вариантов;
    • самостоятельной разработки собственного варианта решения.

 

Стадия принятия решения 

Для принятия решения  по указанным вопросам необходимо проработать  все возможные варианты. Несмотря на то что формированием учетной  политики занимается главный бухгалтер, при выборе того или иного способа учета нельзя исходить только из предпочтений с точки зрения работы бухгалтерии. Учетная политика касается деятельности всех структурных подразделений организации, поэтому при ее формировании необходимо учитывать мнение специалистов производственных, планово-экономических, финансовых и иных заинтересованных служб. Выбранная организацией учетная политика должна соответствовать стратегическим целям, которые преследует организация в своем развитии, и принимать во внимание, на какой стадии развития бизнеса она находится (расширение производства, выход на новые рынки сбыта, разработки новой продукции или технологии и т. п.).

По результатам предварительных  экономических расчетов и экспертных оценок организация должна принять решение, утвердив один из предлагаемых способов ведения учета. Во избежание внутренних конфликтных ситуаций это решение должно быть согласовано со всеми заинтересованными службами до его окончательного утверждения.

Все решения, принятые организацией в отношении выбора способов ведения бухгалтерского учета конкретных направлений, объектов и операций, должны быть оформлены надлежащим образом путем включения в учетную политику. Такую работу, безусловно, следует возложить на главного бухгалтера, так как должны быть соблюдены все формальности, предусмотренные соответствующими нормативными документами.

После утверждения учетной  политики главный бухгалтер становится одновременно "гарантом" ее соблюдения и лицом, претворяющим ее положения  в практической деятельности.

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что для нормальной организации бухгалтерского учета и эффективного его функционирования необходимо наличие проработанной законодательной и нормативной базы. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии реформирования и приближения к международным стандартам. Поэтому требования отдельных законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета нуждаются в дополнительных разъяснениях по их применению и адаптации к конкретным условиям производственной, торговой и иной деятельности.

Для формирования системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения всех ее уровней. Речь идет в первую очередь о принятии нового закона «Об официальном бухгалтерском учете», переработке национальных стандартов, максимально приближенных к МСФО и разработке отраслевых методических рекомендаций, например, по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли или виде деятельности, по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях и др.

Существующие проблемы в нормативном регулировании  бухгалтерского учета существенно  усложняют профессиональную деятельность сотрудников бухгалтерской службы организаций, ведут к возникновению споров с контролирующими органами и аудиторами.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г. (с изменениями от 30.06.2003г.).
  2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н, с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.)
  3. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации / Отв. ред. Е.М. Ашмарина. – М.: Юристъ, 2005
  4. Лытнева Н. А., Малявкина Л. И., Федорова Т. В. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 496 с. - (Профессиональное образование).
  5. Практическое пособие по бухгалтерскому учету - Н. Г. Волков, 2008 г.
  6. .«Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных материалов», / Предисл. И сост. А. С. Бакаев, М., «Бухгалтерский учет», 2003 г.
  7. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) Часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
  8. Положения по бухгалтерскому учету.

 


Информация о работе Правовое регулирование учёта в России