Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

В силу п.3 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации и ликвидации ведется бухгалтерский учет. Для этого в организации должна быть создана бухгалтерская служба. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Содержание работы

1. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией …………………………………………….. ……..3
2. Составление приказа об учетной политике хозяйствующего субъекта.....11
3. Решение практической задачи №5…………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

бух дело.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(ВЗФЭИ)

Филиал ВЗФЭИ в г. Омске

 

 

         Факультет                                                                                                  Кафедра

Учетно-статистический                                           Бухгалтерского учета, аудита, статистика

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  Бухгалтерское дело

 

тема: правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией

 

вариант № 5

 

 

Студент                                                                     Киселева Ю.Н.,

                                                                                   5 курс, 1 группа,

                                                                       специальность: бухгалтерский учет,   анализ и аудит , № л.д. 07убб02495

 

 

Руководитель                                                          Мозжерина Н.Т.

 

Работа допущена к защите                                   ____________    ____________

                                                                                   (дата)                  (подпись)

 

 

Работа принята с оценкой                                    ____________     ____________

                                                                                    (дата)                  (подпись)

 

 

 

 

 

Омск – 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией              ……………………………………………..              ……..3

2.  Составление приказа об учетной политике хозяйствующего субъекта.....11

3. Решение практической задачи №5…………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией             

В силу п.3 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации и ликвидации ведется бухгалтерский учет. Для этого в организации должна быть создана бухгалтерская служба. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.               Организация структурно состоит из множества взаимосвязанных элементов, одни из которых осуществляют коммерческую (текущую, финансовую, инвестиционную) деятельность, а другие – управление ею. Но все они находятся в неразрывной связи и представляют в совокупности систему управления.

Одной из составляющих системы управления хозяйствующим субъектом является подсистема бухгалтерского учета, выделяющая в своей структуре финансовый, управленческий и налоговый учет с соответствующими информационными потоками, которые характеризуются наличием прямой и обратной связей.

Бухгалтерская (финансово-бухгалтерская) служба является частью единого механизма управления текущей, финансовой и инвестиционной деятельностью, которая тесно связана с другими подразделениями организации.

Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.

Задачами бухгалтерской (финансово-бухгалтерской) службы являются:

      Организация взаимоотношений организации с другими субъектами хозяйствования;

      Поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания;

      Своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации;

      Эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации;

      Сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала;

      Обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации.

Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных. Так, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, поэтому постановка бухгалтерского дела в узком смысле сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов и составлению ряда дополнительных, корректировке специализированных документов – регистров бухгалтерского и налогового учета и документов внутренней отчетности.

Таким образом, организация бухгалтерского дела предполагает:

      Разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания);

      Составление графика документооборота организации;

      Создание номенклатуры дел и организацию хранения документов;

      Формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации);

      Создание технологии обработки получаемой информации (переменяемая форма ведение учетного процесса).

Бухгалтерская служба решает методами бухгалтерского учета следующие задачи:

1.      формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а так же внешним – инвесторам, кредиторам, и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2.      обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразность, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3.      предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организаций и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основополагающие признаки, характеризующие статус главного бухгалтера организации, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Однако в соответствии с данным Законом и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 27 августа 1998 г. № 34н, установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при совершении фактов хозяйственной деятельности несет руководитель организации.

Руководители организации в зависимости от объема работы могут:

а) Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

б)    Ввести в штат должность бухгалтера;

в) Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной организации или бухгалтеру-специалисту;

г)    Ввести бухгалтерский учет лично.

На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично. В этом случае он должен создать необходимые условия для его правильного ведения.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

По российскому законодательству главный бухгалтер:

1)    отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности;

2)    обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств организации, соответствие законодательству осуществляемых фактов хозяйственной деятельности;

3)    дает всем работникам организации обязательные для выполнения указания по документальному оформлению фактов хозяйственной деятельности и представлению для учета необходимых документов, отчетов, иных сведений.

За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с положением о бухгалтерии, а пре его отсутствии – создать данный документ. В нем должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а также организация учетного процесса.

Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Приступающий к работе главный бухгалтер знакомится с ним под расписку или вносит дополнения и изменения, которые утверждаются руководителем организации.

Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения их полномочий, определения прав и обязанностей. Закрепление за работником участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или сокрытия отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Основные должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации работников должны соответствовать тарифно-квалификационным характеристикам, предусмотренным Постановлением Минтруда России № 32 от 6 июня 1996 года.

В инструкции указывается перечень документов, получаемых работником для обработки, дальнейшей передачи, и наличие права подписывания. Структура инструкции соответствует положению о бухгалтерии и отражает следующие разделы:

      «Общие положения»;

      «Функции работника»,

      «Права и обязанности»;

      «Взаимодействия с другими работниками бухгалтерии и организации»;

      «Организация работы»;

      «Правила оценка результатов работ».

      Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. После ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись. Рекомендуется текст инструкции выдать бухгалтеру, что также фиксируется надписью «инструкция получена на руки», затем ставится дата и подпись.

Принятый на  работу новый главный бухгалтер имеет право изменить должностные инструкции в соответствии со своими требованиями. После этого они утверждаются руководителем организации и доводится до сведения работников бухгалтерии. В штатном расписании должны быть указаны общее количество работников бухгалтерии, наименование должностей, основные обязанности работников, система оплаты труда и размер заработной платы. Главный  бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации. В дальнейшем проводится аттестация работников бухгалтерии, по результатом которой работник может быть уволен, переведен на другую должность и т.п. Кроме этого, необходимо решить вопросы взаимозаменяемости сотрудников в случает болезни, отпусков и т.п.

Требуемое количество бухгалтеров определяется в  зависимости от объемов обрабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтерскому учету. В соответствии с расчетным количество работников бухгалтерии и формируется ее организационная структура. 

Для большинства учетных систем в мировой практике характерно наличие двух бухгалтерий: финансовой (общей) и управленческой (аналитической, промышленной). Финансовой бухгалтерией решаются проблемы взаимоотношений фирмы с государством, банками, акционерами, поставщиками, покупателями и другими контрагентами. Организация финансовой бухгалтерии, соответствующая национальной учетной системе, в той или иной степени регламентируется государством, а во многих случаях и группой государств в лице межправительственных организаций. Работники финансовой бухгалтерии занимаются определением финансового и имущественного положения фирмы, оценкой статей актива и пассива баланса, размеров прибыли, направлениями ее использования. Финансовая бухгалтерия представляет информацию для опубликования в открытой печати.

Информация о работе Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией