Правовые гарантии качества аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Законодательство об аудите предусматривает определенные гарантии, направленные на обеспечение качества аудиторских работ. К ним относятся аттестация аудиторов, организация их обучения и повышения квалификации, лицензирование аудиторской деятельности, введение конкурсов для заключения договоров проведения обязательного аудита и страхование ответственности за нарушение договорных обязательств, установление единых требований к проведению аудиторской проверки, система контроля за качеством аудита.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Аттестация, обучение и повышение квалификации аудитора………………4
2. Лицензирование аудиторской деятельности………………………………….8
3. Конкурсный отбор аудиторов при проведении обязательного аудита…..12
4. Правила (стандарты) аудиторской деятельности……………………………14
5. Страхование ответственности в аудиторской деятельности………………..16
6. Система контроля качества аудита……………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23 

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Аттестация, обучение и  повышение квалификации аудитора………………4

2. Лицензирование аудиторской  деятельности………………………………….8

3. Конкурсный отбор аудиторов  при проведении обязательного  аудита…..12

4. Правила (стандарты)  аудиторской деятельности……………………………14

5. Страхование ответственности  в аудиторской деятельности………………..16

6. Система контроля качества  аудита……………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23 

Введение

Повышение качества аудита имеет важное экономическое и  социальное значение. Представляется, что качество работы аудитора зависит  от следующих обстоятельств:

1) квалификации аудиторов;

2) опыта работы аудитора  и аудиторской организации на  рынке аудиторских услуг, в  том числе в конкретной области  аудита;

3) конкуренции на рынке  аудиторских услуг;

4) контроля за качеством аудита;

5) установления ответственности  за некачественное проведение  аудиторских услуг.

Аудиторы должны обладать современными знаниями в области  права и бухгалтерского учета, составления  финансовой отчетности, финансов предприятий, налогообложения физических и юридических  лиц. Профессиональный уровень аудитора должен поддерживаться и развиваться, поскольку развиваются общественные отношения, появляются новые виды деятельности, изменяется законодательство. В связи  с этим важное значение приобретает организация системы обучения и профессиональной подготовки аудитора, аттестации уровня профессиональных знаний, повышения квалификации специалиста, а также опыт практической деятельности аудитора в своей профессии.

Законодательство об аудите предусматривает определенные гарантии, направленные на обеспечение качества аудиторских работ. К ним относятся  аттестация аудиторов, организация  их обучения и повышения квалификации, лицензирование аудиторской деятельности, введение конкурсов для заключения договоров проведения обязательного  аудита и страхование ответственности  за нарушение договорных обязательств, установление единых требований к проведению аудиторской проверки, система контроля за качеством аудита.

 

1. Аттестация, обучение  и повышение квалификации аудитора

Отечественная и мировая  практика показывает, что важнейшим  элементом обеспечения качества являются действенный контроль, который  включает не только проверку выполнения требований законодателя в отношении  профессиональных участников, их аттестации, соблюдения ими лицензионных требований и условий, но и обязательных правил, содержащихся в стандартах аудиторской  деятельности и применяемых аудиторами в своей работе. При этом контроль должен сочетать в себе элементы государственного контроля и общественного контроля.

Сформулированные положения  представляются принципиально важными: по сути, это гарантии, предоставляемые  государством для надлежащего осуществления  субъективного права.

Анализ отечественного законодательства об аудите позволяет утверждать, что  система аттестации аудиторов в России организована с учетом зарубежного опыта и развития российского рынка аудиторских услуг.

Аттестация аудиторов  в России проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Установленной формой аттестации является квалификационный экзамен на получение  аттестата аудитора, по итогам которого выдается квалификационный аттестат соответствующего типа из четырех установленных:

- в области общего аудита;

- аудита бирж, внебюджетных  фондов и инвестиционных институтов;

- аудита страховых организаций  и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

- в области аудита кредитных  организаций, банковских групп  и банковских холдингов (банковского  аудита).

Аттестат действует без  ограничения срока.

Закон об аудите устанавливает  высокие требования к претендентам на получение квалификационного  аттестата аудитора. К экзаменам  допускаются лица:

- имеющие высшее экономическое  или юридическое образование,  полученное в российских учреждениях  высшего профессионального образования,  имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем  экономическом или юридическом  образовании, полученном в образовательном  учреждении иностранного государства  и свидетельство об эквивалентности  указанного документа российскому  документу государственного образца  о высшем экономическом или  юридическом образовании;

- имеющие стаж работы  по экономической или юридической  специальности не менее трех  лет из последних пяти на  территории Российской Федерации  (либо в российских или совместных  с российскими организациях и  учреждениях на территории иностранных  государств).

Порядок предаттестационного (или предквалификационного) обучения претендентов на получение квалификационного аттестата определяется федеральным Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Образование аудитора".

Закон об аудите закрепил за аудиторами обязанность повышать свой профессиональный уровень. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить  обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Минфином России (п. 3 ст. 15).

Минфин России организует регулярные проверки правильного проведения квалификационных экзаменов и использования выделенных для этого средств, а также проведения повышения квалификации аудиторов, и по результатам проверки выносятся соответствующие решения. Минфин России вправе отменить решение учебно-методического центра о выдаче аудитору документа о прохождении курса повышения квалификации в случае предоставления центром недостоверных сведений о прохождении аудитором повышения квалификации.

Минфин России один раз  в три года подтверждает повышение  квалификации аудитора: на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата делается соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более четырех лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.

Применяемые процедуры квалификационных экзаменов аудиторов и повышения  их профессионального уровня тщательно  регламентированы, определены права  и обязанности всех возможных  участников: от претендентов на квалификационный аттестат до уполномоченного федерального органа, в функции которого входят организация системы аттестации аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности.

В настоящее время рынок  аудиторских услуг не испытывает недостатка в профессиональных субъектах. По данным Департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина  России, за восемь лет работы Комиссии по аудиторской деятельности при  Президенте РФ была выдана 8601 лицензия и аттестованы 42 тысячи аудиторов.

На данном этапе развития рыночных отношений важным представляется вопрос перехода количественного наполнения профессиональными субъектами рынка  аудиторских услуг на более высокий  качественный уровень аудита. Решение  этого вопроса было связано не только с четкой организацией и эффективной  работой системы аттестации аудиторов, но также с установлением требования об обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по организации системы повышения профессионального уровня аудиторов. Необходимость в образовательной системе аудитора элемента повышения квалификации не может вызывать сомнений: развитие рыночных отношений, появление новых видов предпринимательства, установление их правовой регламентации, изменчивость законодательства - все это может создавать для аудиторов значительные трудности при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

В этой связи представляется чрезвычайно важным закрепление  правила об обязательном повышении  квалификации аудиторов на уровне Закона. Необходимо также определить органы, которые выполняли бы соответствующие функции по организации системы обучения и повышения квалификации аудиторов, объем их полномочий (разработка учебных программ, формы обучения, порядок проведения обучения и повышения квалификации, сроки и т.п.). Едва ли данные полномочия должны быть прерогативой уполномоченного федерального органа исполнительной власти, призванного решать стратегические вопросы регулирования аудиторской деятельности [3].

 

2. Лицензирование  аудиторской деятельности

Лицензирование представляет собой прежде всего форму контроля со стороны государства за осуществлением того или иного вида деятельности, выполнением обязательных требований и условий субъектами, осуществляемыми  конкретную деятельность. Введение лицензирования определенного вида деятельности означает применение в отношении организации, ведущей такую деятельность, режима, близкого к режиму специальной правоспособности. Однако это обстоятельство не отражается в уставе соответствующего хозяйствующего субъекта; вопрос решается лицензией, выдаваемой лицензирующим органом.

Применительно к деятельности аудиторов лицензирование можно  рассматривать как правовую гарантию качественного проведения аудиторских  работ. За последнее время лицензионные требования и условия для аудиторов  были существенно повышены. Так, введенное  правило о минимальном количестве аудиторов в аудиторской организации  для многих явилось серьезной  преградой для получения лицензии; действие лицензий аудиторских фирм, не выполнивших указанное условие, было приостановлено Минфином России.

Первоначально лицензирование аудиторской деятельности было введено  Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "Об аудиторской деятельности в  Российской Федерации". В нем предусматривалось, что юридические лица (аудиторские  фирмы) и физические лица (аудиторы), занимающиеся аудиторской деятельностью  самостоятельно, обязаны получить соответствующие  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности. При этом порядок получения  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при  Президенте РФ утверждался Правительством РФ .

В настоящее время введение лицензирования допускается только на основании закона, что представляется весьма важным.

Аудиторская деятельность подлежит лицензированию в целях осуществления  государственного контроля за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации. Наличие аттестата у аудитора при отсутствии лицензии не дает ему права заниматься аудиторской деятельностью в качестве предпринимательской.

Лицензия на осуществление  аудиторской деятельности выдается сроком на пять лет, причем срок действия лицензии может быть продлен по заявлению  лицензиата неограниченное число раз. Каждый раз срок продлевается на пять лет.

В случае наличия в кадровом составе аудиторской организации  иностранных граждан представляются сведения о кадровом составе (для  всех штатных сотрудников организации-заявителя: ФИО, занимаемая должность, данные квалификационного аттестата (если имеется), страна гражданства, страна постоянного (более 183 календарных дней в году) проживания).

При отсутствии в кадровом составе аудиторской организации  иностранных граждан и граждан  Российской Федерации, не проживающих  постоянно на территории России, в  лицензирующий орган представляются:

- сведения (документ, составленный  в произвольной форме) о руководителях  организации, их заместителях  и состоящих в штате соискателя  лицензии аттестованных аудиторах  с указанием для каждого из  перечисленных лиц ФИО, занимаемой  должности, данных квалификационного  аттестата (если имеется);

- письменное подтверждение  (документ в произвольной форме)  факта отсутствия в кадровом  составе иностранных граждан  и граждан Российской Федерации,  не проживающих постоянно на  территории России.

Под кадровым составом аудиторской  организации в данном случае понимаются все штатные сотрудники организации, за исключением хозяйственного и  обслуживающего персонала. В перечне  не расшифрованы понятия хозяйственного и обслуживающего персонала, однако есть основания утверждать, что в  лицензирующий орган нет необходимости  подавать сведения о работниках бухгалтерии (бухгалтерской службы), секретариата, маркетинговой службы (службы продаж), водителях и иных сотрудниках, занимающих аналогичные должности.

Большинство крупных аудиторских  компаний имеют в штате помимо собственных аудиторов специалистов, оказывающих сопутствующие аудиту услуги (например, юристов и консультантов), и если среди указанных лиц  имеются граждане иностранных государств, их нужно учитывать при определении  кадрового состава, и сведения о  них также должны подаваться в  лицензирующий орган.

Представленные для лицензирования документы принимаются по описи.

Уполномоченный федеральный  орган выносит решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня  поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется  приказом уполномоченного федерального органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или  об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности.

Информация о работе Правовые гарантии качества аудита