Правовые основы аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

Объектом исследования является аудиторская деятельность.
Предметом исследования являются основные положения аудиторской деятельности в РФ.
Целью настоящей работы является рассмотрение правовой основы аудиторской деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Правовые основы аудиторской деятельности……………………………..4
2. Международные и федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности………………………………………………………….…..…..9
2.1. Международные стандарты аудиторской деятельности……………...... 12
2.2. Федеральные стандарты аудиторской деятельности…………..……...…14
Заключение………………………………………………………………….....…16
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по аудиту.docx

— 46.06 Кб (Скачать файл)

     Термин «стандарт» в России (ранее в СССР) традиционно имеет техническую окраску, а произошедшее за последнее время расширение его смысла не настолько велико, чтобы охватить еще бухгалтерский учет и аудиторскую деятельность и подвести их под сферу компетенции Государственного комитета по стандартизации. Иначе говоря, с позиции, распространенной в России, это все-таки правила (положения, предписания, нормы). Вместе с тем это аналог того, что в странах с развитой рыночной экономикой принято называть стандартами отчетности (учета) - применительно к бухгалтерскому учету и стандартами аудита - применительно к аудиторской деятельности.

     В этой связи в качестве определения  национального (российского) бухгалтерского стандарта был выбран термин положение  по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для аудиторской деятельности - двойной термин «правило (стандарт)». Это разъяснение важно, поскольку в адрес России могут выдвигаться обвинения не только в отсутствии стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту, но и в том, что бухгалтерский учет не ориентирован на современную технологию, вследствие чего заключениям российских аудиторов доверять нельзя.

     Аудиторские стандарты подразделяются на международные  и национальные. Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ).

     В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует  о возможности использования  национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать  национальные стандарты аудита и  сопутствующих услуг для более  полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

     В предисловии к Международным  стандартам аудита и сопутствующих услуг отмечено, что страны N. члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.

     Возможны  несколько вариантов использования  МСА и национальных стандартов. Первый предусматривает применение только МСА, второй -- создание и использование  национальных стандартов аудита. И  наконец, третий, так называемый комбинированный, вариант предусматривает как  разработку национальных (по основным направлениям), так и использование  международных стандартов (по общим  проблемам).

     Россия  в области, как бухгалтерского учета, так и аудита выбрала второй вариант, предусматривающий разработку полной гаммы национальных стандартов.

     В соответствии с Федеральным законом  «Об аудиторской деятельности»  национальные правила (стандарты) определены следующим образом:

1. Правила  (стандарты) аудиторской деятельности  представляют единые требования  к порядку осуществления аудиторской  деятельности, оформлению и оценке  качества аудита и сопутствующих  ему услуг, а также к порядку  подготовки аудиторов и оценке  их квалификации.

2.   Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

-  федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

-  внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

-  правила(стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

4. Федеральные  правила (стандарты) аудиторской  деятельности утверждаются Правительством  РФ.

5. Профессиональные  аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их  уставами, устанавливать для своих  членов внутренние правила (стандарты)  аудиторской деятельности, которые  не могут противоречить федеральным  правилам (стандартам) аудиторской  деятельности. При этом требования  внутренних правил (стандартов) аудиторской  деятельности не могут быть  ниже требований федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности.

6. Аудиторские  организации и индивидуальные  аудиторы вправе устанавливать  собственные правила (стандарты)  аудиторской деятельности, которые  не могут противоречить федеральным  правилам (стандартам) аудиторской  деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских  организаций и индивидуальных  аудиторов не могут быть ниже  требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних  правил (стандартов) аудиторской деятельности  профессионального аудиторского  объединения, членами которого  они являются.

7. Аудиторские  организации и индивидуальные  аудиторы несоответствии с требованиями  законодательных и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации  и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе  самостоятельно выбирать приемы  и методы своей работы, за исключением  планирования и документирования  аудита, составления рабочей документации  аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии  с федеральными правилами (стандартами)  аудиторской деятельности.

Закон предусматривает три вида правил (стандартов):

  • федеральные;
  • внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений;
  • внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты являются внешними и носят  универсальный характер.

Правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:

  • Общие принципы правила (стандарта);
  • Основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте;
  • Сущность стандарта.
      1. Международные стандарты аудиторской деятельности

     В настоящее время разработкой  Международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров, которая является международным  объединением лиц, имеющих профессию  бухгалтера. Эта международная организация  была основана в октябре 1977 г. в целях  координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в  области учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудита. Членами МФБ  являются более 150 профессиональных организаций  из 130 стран. Российская Федерация в  МФБ представлена полноправным членом - Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБиА) и членом-наблюдателем общественной организацией «Российская коллегия аудиторов» (РУФ-аудит).

     За 2001- 2005 гг. Международные стандарты были частично переработаны, и новые МСА издания 2005 г. появились на сайте МФБ в марте 2005 г.

     Изменения МСА связаны с тем, что в  начале 2000-х гг. западную экономику  потрясли корпоративные скандалы. Были обнаружены факты существенного  искажения рядом крупнейших международных  корпораций своей отчетности (как  правило, в сторону завышения  прибыли и стоимости активов), и это стало возможным при  прямом попустительстве некоторых  аудиторских фирм.

     Изменения пошли по двум направлениям. Были предприняты меры по ужесточению контроля за аудиторами. Так, в США для этого был принят закон Сарбанеса-Оксли (СОSО). В ряде других экономически развитых стран Запада, где традиционно регулирование аудита проводилось самими общественными организациями или объединениями аудиторов, в настоящее время наблюдается усиление государственного влияния на такое регулирование. В то же время и сама МФБ интенсифицировала свою законотворческую деятельность и внесла целый ряд изменений в МСА.

     Одним из основных постулатов СОSО является прямая ответственность, как совета директоров, так и менеджмента  за создание и обеспечение эффективного осуществления ориентированного на риски внутреннего контроля предприятия.

     Принципы  СОSО и легли в основу новой  редакции МСА, появившихся после 2001г. Внесение изменений в эти документы  потребовалось для того, чтобы  повысить эффективность работы аудиторов  и несколько уменьшить их трудозатраты без снижения качества работы, что  позволило бы избежать слишком резкого  скачка аудиторских гонораров.

     В сборнике 2001 г. все документы были размещены в двух разделах - Международные стандарты аудита и Положения по международной аудиторской практике (в начале сборника был напечатан Кодекс профессиональной этики аудиторов); сейчас появились дополнительные разделы по Международным стандартам контроля качества, основным принципам регламентирующих документов, заданиям, обеспечивающим уверенность, и по сопутствующим услугам.

      1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности

     На  основе МСА Правительством РФ было разработано и утверждено 31 федеральное  правило (стандарт) аудиторской деятельности (ПСАД)). В настоящее время осуществляется разработка 6-й и 7-й очередей федеральных  правил (стандартов). Кроме того, предусмотрены  изменения в уже принятые стандарты.

     Разработанные федеральные аудиторские правила (стандарты) аудита сыграли положительную  роль в становлении аудита в России, позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.

     Совет по аудиторской деятельности в соответствии с п. 3 постановления Правительства  РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 рекомендовал аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам руководствоваться в  своей деятельности помимо федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности следующими правилами (стандартами) аудиторской  деятельности, одобренными Комиссией  по аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации: «Заключение  аудиторской организации по специальным  аудиторским заданиям», «Использование работы эксперта», «Проверка прогнозной финансовой информации», «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».

     Аудиторские стандарты также используются в  суде для доказательства качества проведения аудита, и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера его ответственности. Аудитор, допустивший в своей  практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину  этого.

     Значение  федеральных аудиторских стандартов состоит в том, что они:

- способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;

- содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;

- определяют действия аудитора в конкретных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В действующем законодательстве нет специальной нормы об ответственности за уклонение всех перечисленных в настоящем параграфе субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок. Однако можно сделать вывод, что должностные лица этих организаций подлежат административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ). Такой вывод объясняется тем, что аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности в случаях, когда проведение аудита является для организации обязательным (ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Российское законодательство содержит нормы об обязательном проведении аудиторской проверки, которую, однако, нельзя назвать разновидностью обязательного аудита. Так, согласно ст. 561 Гражданского кодекса РФ, до подписания договора продажи предприятия сторонами должно быть рассмотрено заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия.

     Инициативный  аудит может проводиться в  организации в любое время, но можно выделить ряд специальных  норм законодательства, регламентирующих такие проверки.

1. В  закрытом акционерном обществе аудиторская проверка м. б. проведена в любое время по требованию акционеров, в совокупности владеющих 10 и более процентами голосующих акций.

2. В  ООО профессиональный аудитор привлекается по решению общего собрания участников, а также по требованию любого из участников.

3. Исполнительные  органы производственного кооператива  могут привлекать внешнего аудитора  для проверки финансово-хозяйственной  деятельности и подтверждения  финансовой отчетности. Аудиторская  проверка может также проводиться  по требованию наблюдательного  совета кооператива, а также  по требованию не менее 10% членов  кооператива.

Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности