Правовые основы бухгалтерской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 19:00, реферат

Описание работы

дним из основных требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, является ведение бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. (Ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете») Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе деятельности.

Содержание работы

Понятие и правовое значение бухгалтерского учета.
Реформирование бухгалтерского учета в РФ.
Правовое регулирование бухгалтерского учета.
Основные правила ведения бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

Правовые основы бухгалтерской деятельности Тема 1.docx

— 32.84 Кб (Скачать файл)

Правовые основы бухгалтерской деятельности

 

  1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета.  
  2. Реформирование бухгалтерского учета в РФ.
  3. Правовое регулирование бухгалтерского учета.  
  4. Основные правила ведения бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и правовое  значение бухгалтерского учета 

 

Одним из основных требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, является ведение бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. (Ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете») Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе деятельности.

 Основные задачи бухгалтерского учета можно представить следующим образом:

- формирование полной  и достоверной информации о  деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности - инвесторам, кредиторам и др.;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним  пользователям бухгалтерской отчетности  для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных  результатов хозяйственной деятельности  организации и выявление внутрихозяйственных  резервов обеспечения ее финансовой  устойчивости.

Анализ сформулированных законодателем задач бухгалтерского учета позволяет сделать вывод, что его ведение отвечает как публичным, так и частным интересам.

Бухгалтерская отчетность, формируемая на основе данных бухгалтерского учета, представляется в различные государственные органы: налоговые, статистические и др. Это позволяет государству контролировать правильность уплаты организацией налогов и соответствие хозяйственной деятельности предъявляемым требованиям, позволяет представить общую картину финансово-экономического положения государства. Кроме того, информация, содержащаяся в документах бухгалтерского учета, необходима и таким пользователям, как контрагенты, кредиторы и инвесторы, которые еще до вступления в хозяйственные отношения должны рассчитать степень предпринимательского риска, а для этого необходимо иметь достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации. Вместе с тем, и субъекты предпринимательской деятельности основывают анализ своего финансового положения в первую очередь на данных бухгалтерского учета и отчетности, сопоставляя аналогичные показатели разных периодов, определяя ликвидность, обеспеченность собственными оборотными средствами и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реформирование бухгалтерского  учета в Российской Федерации 

 

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формировавшейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, а также планирующих, статистических и  финансовых органов. Изменение системы общественных отношений и правовой среды определяет необходимость адекватного реформирования бухгалтерского учета.

 Национальную систему бухгалтерского учета следует привести в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), которые издаются с 1973 г. независимым Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Начало реформированию бухгалтерского учета было положено в 1992 г., когда Верховный Совет РФ утвердил Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В 1998 г. Правительством РФ принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Согласно Программе среди основных направлений реформы определялись: - совершенствование нормативного правового регулирования; - формирование стандартов; - методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); - кадровое обеспечение (формирование уровня бухгалтерской профессии, адекватного требованиям рыночной экономики); - международное сотрудничество с соответствующими специализированными организациями (Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров и др.). Подчеркивается, что при реформировании необходимо обеспечить стабильность развития системы бухгалтерского учета, принимая во внимание исторические и культурные традиции. Вместе с тем поставлена задача добиться непротиворечивости российской системы бухгалтерского учета общепризнанным подходам к его ведению. В настоящее время совершенствование правового регулирования бухгалтерского учета происходит согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, которая была одобрена приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 180.3 Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества  информации, формируемой в бухгалтерском  учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры  применения МСФО;

3) изменение системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества  бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение  квалификации специалистов, занятых  организацией и ведением бухгалтерского  учета и отчетности, аудитом бухгалтерской  отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности..

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета. Таким образом, национальная система бухгалтерского учета находится в стадии формирования.

 

 

 

3.  Правовое регулирование бухгалтерского учета

 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России представляет собой совокупность нормативных правовых актов, которые регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях и определяют компетенцию государственных органов, действующих в данной сфере. Эта система состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Первый уровень - законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ, вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ). Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете). Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Сферой действия названного Закона являются все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в ином, установленном налоговым законодательством порядке. Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:

- обеспечение единообразного  ведения учета имущества, обязательств  и хозяйственных операций, осуществляемых  организациями;

- составление и предоставление  сопоставимой и достоверной информации  об имущественном положении организаций  и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н2, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т. п.).

 В настоящее время  приняты и действуют следующие ПБУ:

1) Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации»  ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Министерства  финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н1, с изменениями от 30 декабря 1999 г.;

2) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»  ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Министерства  финансов РФ от 20 декабря 1994 г. № 1672;

3) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет активов и обязательств  организации, стоимость которых  выражена в иностранной валюте»  ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Министерства  финансов РФ от 10 января 2000 г. № 2н3;

4) Положение по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность  организации» ПБУ 4/99, утвержденное  Приказом Министерства финансов  РФ от 6 июля 1999 г. № 43н4;

5) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет материально-производственных  запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом  Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44н5;

6) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет основных средств»  ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Министерства  финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н6 с изм. от 18 мая 2002 г.;

7) Положение по бухгалтерскому  учету «События после отчетной  даты» ПБУ 7/98, утвержденное Приказом  Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. № 65н7;

8) Положение по бухгалтерскому  учету «Условные факты хозяйственной  деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное  Приказом Министерства финансов  РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н8;

9) Положение по бухгалтерскому  учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Министерства  финансов РФ от б мая 1999 г. № 32н1, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.;

10) Положение по бухгалтерскому  учету «Расходы организации»  ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Министерства  финансов РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн2, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.;

11) Положение по бухгалтерскому  учету «Информация об аффилированных  лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом  Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. № 5н3, с изменениями  от 30 марта 2001 г.;

12) Положение по бухгалтерскому  учету «Информация по сегментам»  ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом  Министерства финансов РФ от 27 января 2000 г. № 11н4;

13) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет государственной  помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом  Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. № 92н5;

14) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет нематериальных активов»  ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом  Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. № 91н6;

15) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет займов и кредитов  и затрат по их обслуживанию»  ПБУ 15/01, утвержденное Приказом Министерства  финансов РФ от 2 августа 2001 г. № 60н7;

16) Положение по бухгалтерскому  учету «Информация по прекращаемой  деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное  Приказом Министерства финансов  РФ от 2 июля 2002 г. № ббн8;

17) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы» ПБУ 17/02, утвержденное Приказом  Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н9;

18) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет расчетов по налогу  на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное  Приказом Министерства финансов  РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н10;

19) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет финансовых вложений»  ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Министерства  финансов РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н1.

20) Положение по бухгалтерскому  учету «Информация об участии  в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное Приказом Минфина  РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н.2

Необходимость существования Положений заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме. Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня системы - методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49. Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета для отдельных видов организаций. Так, льготы в сфере бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства предусмотрены Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н.4 .

Информация о работе Правовые основы бухгалтерской деятельности