Содержание:
Введение……………………………………..…………………………………….3
Глава 1. Основные направления учета и
аудита денежных средств…………...5
1.1 Нормативно
– правовое регулирование учета
и аудита денежных средств
в Российской Федерации………………………………………………………...….5
1.2 Учет денежных средств…………………………………………………...….10
1.3 Аудит денежных средств……………………………………………….........15
Глава 2. Учет и аудит денежных средств
на примере предприятия ООО «Престиж»………………………………………………………………………...17
2.1 Общая характеристика организации
ООО «Престиж»…………………….17
2.2 Аудит учета
денежных средств в кассах организации…………………….17
2.3 Аудит операций по движению денежных
средств на расчетном и специальных счетах…...………………………………………………………….23
2.4 Отчет…………………………………………………………………………..32
Глава 3. Предложения по совершенствованию
учета и контроля за денежными средствами…………………………………………….………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….…38
Список литературы………………………………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ
Денежные средства – это финансовые
ресурсы организации, самые высоколиквидные
активы, возможные обеспечить выполнение
обязательств любого уровня и вида.
От их наличия зависит своевременность
погашения кредиторской задолженности
предприятия. Между организациями
большинство расчетов производится
безналично. Безналичные расчеты
ведутся путем перечисления денежных
средств со счета плательшика
на счет получателя с помощью различных
банковских операций, замещающих наличные
деньги в обороте. Поэтому большое
значение имеет учет денежных средств
и контроль за их обращением на расчетных
и валютных счетах в банках. Наличными
же средствами ведутся внутренние расчеты.
Движение наличных денег совершается
посредством кассовых операций. В
условиях рыночной экономики следует
исходить из принципа, что умелое использование
денежных средств может приносить
предприятию дополнительный доход,
и следовательно, необходимо постоянно
думать о рациональном вложении временно
свободных денежных средств для
получения дополнительной прибыли.
Поэтому бухгалтерский учет денежных
средств имеет важное значение для
правильной организации денежного
обращения, организации расчетов и
кредитования.
Контроль за движением денежных
средств, расчетами и банковским
кредитом является одной из основных
задач для предприятий. Обычно контроль
осуществляется аудиторами. Если в
составе организации нет аудиторской
службы, то необходимо прибегнуть к
помощи сторонней аудиторской фирмы.
Целью курсовой работы является изучение
состояния бухгалтерского учета денежных
средств и их аудиторской проверки, выявление
недостатков в организации учета и контроля
денежных средств и рекомендации по улучшению
учета и контроля за денежными средствами
на примере ООО «Престиж».
Исходя из актуальности темы, поставлены
следующие задачи:
- рассмотреть понятие денежных средств, основных расчетных операций, банковского кредита, их документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета;
- охарактеризовать аудиторскую проверку кассовых операций, денежных средств на расчетном и валютном счетах, расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, подотчетными лицами;
- дать рекомендации по совершенствованию учета и контроля за денежными средствами предприятия.
ГЛАВА1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
УЧЕТА И АУДИТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Нормативно – правовое регулирование
учета и аудита денежных средств в Российской
Федерации
Ведение бухгалтерского
учета осуществляется
в соответствии с нормативными
документами, имеющими разный
статус. Одни из них обязательны
к применению (Закон «О бухгалтерском
учете», положения по бухгалтерскому
учету), другие носят рекомендательный
характер (План счетов, методические
указания, комментарии). В зависимости
от назначения и статуса
нормативные документы регулирующие
движение денежных средств
целесообразно представить в виде
следующей системы:
1-й
уровень: законодательные
акты, указы Президента
РФ и
постановления Правительства,
регламентирующие прямо или
косвенно организацию и ведение
бухгалтерского учета в организации. К
ним относятся:
- Гражданский кодекс РФ;
- Налоговый Кодекс РФ;
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров;
- Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года №
416-У « О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения ».
- Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 года № 224 “Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением” (в редакции от 25.07.2000 г.);
- Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
2-й уровень: стандарты (положения)
по бухгалтерскому учету
и отчетности. Учетный стандарт можно
определить как свод основных правил,
устанавливающий порядок учета и оценки
определенного объекта или их совокупности.
Положения призваны конкретизировать
закон о бухгалтерском учете и
отчетности. Единственным
регулирующим органом системы нормативных
документов является Министерство Финансов
РФ. К ним относятся:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от
29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;
- «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;
- «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
3-й
уровень: методические рекомендации
(указания), инструкции, комментарии,
письма Минфина РФ и
других ведомств. Методические
рекомендации и инструкции призваны
конкретизировать учетные стандарты
в соответствии с отраслевыми
и иными особенностями. Они
разрабатываются Минфином РФ
и различными
ведомствами.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций;
- Приложение № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 «Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности»;
- Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года №
67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;
- «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18 применяется в полном объеме;
- Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года №14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;
- Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года №199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;
- Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 года «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (в ред. Указания ЦБ РФ от 28.04.2008 N 2003-У)
- "О введении новых форматов расчетных документов " Указание от 22 февраля 1999 года N502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 №51-У;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49. Письмо МНС РФ от 15.04.2002 г. № АС-6-06/476 “О бланках строгой отчетности”
- Указание ЦБ РФ от 31.10.2002 г. № 1201-У “О внесении изменений в положение Банка России от 05.01.1998г. № 14-У “О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ”.
- Постановление Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин”.
4-й уровень: рабочие документы
по бухгалтерскому учету самого
предприятия. Рабочие документы
самого предприятия определяют
особенности организации и ведения
учета в нем. Основными из
них являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных
документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
К правовым и законодательным документам
по аудиторской деятельности в Российской
Федерации относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);
- Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;
- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N
190;
- Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.
В РФ система нормативного регулирования
аудиторской деятельности находится
в стадии становления. Происходит процесс
определения прав и обязанностей
органов, регулирующих аудиторскую
деятельность, определение роли и
функций государственных и общественных
аудиторских организаций. При разработке
правовых актов, регулирующих деятельность
аудиторов учитывались единые финансовые
принципы аудита, использовался международный
опыт, общепринятая терминология, сложившаяся
практика этой деятельности за рубежом.
При создании нормативной базы аудита
учитывались задачи унификации законодательств
РФ по этим вопросам. Сложилось мнение,
что аудит это сочетание ревизионной и
экспертно-консультационной деятельности.
Однако, что касается целей и задач аудита,
то закон об аудите определяет его цели,
оценку достоверности ведения бухгалтерского
учета и соответствие современных финансово-хозяйственных
операций законодательству РФ. Аудит не
подменяет государственные контролирующие
органы структуры ведомственного контроля.
Он остается предпринимательской деятельностью
по осуществлению независимых вневедомственных
проверок хозяйственных субъектов на
договорной и платной основе.
1.2 Учет денежных средств
Счета денежные средства предназначены
для обобщения информации о наличии
и движении денежных средств в
российской и иностранных валютах,
находящихся в кассе, на расчетных,
валютных и других счетах, открытых
в кредитных организациях на территории
страны и за ее пределами, а также
ценных бумаг, платежных и денежных
документов. Денежные средства в иностранных
валютах и операции с ними учитываются
в рублях, определяемых путем пересчета
иностранной валюты в соответствии с ПБУ
3\2000. Одновременно эти средства и операции
отражаются в валюте расчетов и платежей.
Учет кассовых операций
Кассовые операции - операции по приему,
хранению и расходу наличных денег
и денежных документов. Порядок осуществления
кассовых операций регламентируется нормативными
актами Центробанка РФ.
Работу с кассой осуществляет кассир,
на которого посредством подписания договора о полной
материальной ответственности возлагается
ответственность за сохранение денег
и денежных документов. Наличные деньги
и денежные документы хранятся в кассе
- специально оборудованном помещении
организации или сейфе. Работая с наличными
деньгами необходимо соблюдать следующие
правила:
- Соблюдение лимита остатка кассы. Организация обязана произвести расчет и утвердить предельно допустимую сумму наличности в кассе на конец дня. Когда лимит не установлен, он признается равным нулю. Ежедневно в случае превышения лимита на конец дня излишек должен быть сдан в банк (кроме 3х рабочих дней для выплаты зарплаты, когда допускается хранение неограниченного количества денег).
- Использование наличной выручки. Расходование наличной выручки согласовывается с банком и ограничено конкретным перечнем расходов на выплату зарплаты, пособий, премий, командировочные расходы, хозяйственные нужды. Внесение наличных денег из кассы организации на банковские счета других организаций и физических лиц не допускается.
- Соблюдение предельного размера расчетов наличными между юридическими лицами. Согласно Указанию ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" данный предел составляет 100 000 рублей по одной сделке. Т.е. по договорам, стоимость которых больше указанной суммы, расчеты наличными деньгами запрещены. К расчетам с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями данное ограничение не применяется.
- Применение контрольно-кассовой техники. При продаже товаров, работ, услуг за наличный расчет (или при оплате пластиковыми картами) в установленных случаях должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный Реестр.