Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:26, курсовая работа
Рыночная экономика требует эффективного ведения хозяйства, активного и последовательного внедрения достижений информационных технологий, всего нового и прогрессивного. В этих условиях неизмеримо возрастает роль бухгалтерского учета, поскольку требуется не только соизмерять произведение затраты с полученными доходами, но и вести активный поиск эффективного использования каждого вложенного рубля в производственную, коммерческую и финансовую деятельность предприятий и организаций.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Предмет бухгалтерского учета…………………………………………………..5
1.1 Имущество предприятий и его классификация………………………………5
1.2 Источники формирования имущества организации……………………….11
1.3 Хозяйственные процессы и операции……………………………………….19
2 Метод бухгалтерского учета…………………………………………………..19
2.1 Документация…………………………………………………………………21
2.2 Инвентаризация……………………………………………………………….26
2.3 Оценка и калькуляция………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………...32
Глоссарий………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………….38
Долгосрочные ссуды банков - это также источник дополнительных средств, получаемых предприятием по срокам более чем на год; они предназначаются на капитальные вложения, связанные с развитием, модернизацией, рационализацией производства, а также с улучшением его организации и повышением интенсивности.
К группе "заемные средства" относятся суммы, полученные в долг от юридических и физических лиц на различные цели с обязательным возвратом. К заемным источникам формирования хозяйственных средств, кроме того, относится кредиторская задолженность, вытекающая из его расчетных отношений с другими организациями.
Кредиторская задолженность представляет собой долги поставщикам и прочим кредиторам. Она возникает в тех случаях, когда материалы, товары поступают в организацию раньше, чем произведен платеж за них, иначе говоря, если поступление товаров, материалов предшествует оплате за них.
Поставщик - это юридическое или физическое лицо, отпустившее материальные ценности. В соответствии с действующей системой расчетов за материальные ценности между временем получения ценностей и моментом их оплаты обычно проходит небольшой срок, в течение которого данное предприятие оказывается должником своих поставщиков. В результате задолженность поставщикам становится временным источником некоторой части средств данного предприятия.
К прочим кредиторам относятся организации или лица, которым предприятие должно по другим - нетоварным - операциям, т.е. по прочим расчетам. Это задолженность предприятия покупателям и заказчикам по полученным авансам, по выданным векселям, по оплате труда, не полученной своевременно сотрудниками, по суммам, удержанным из заработной платы согласно постановлениям судебных органов в пользу третьих лиц.
Обязательства по распределению включают задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.
Все рассмотренные
источники хозяйственных
Сумма хозяйственных средств организации и сумма источников их формирования равны, ибо у организации не может быть больше хозяйственных средств, чем источников их формирования, и наоборот.
1.3. Хозяйственные процессы и операции
Кругооборот хозяйственных средств складывается из процесса снабжения, процесса производства, процесса реализации. Каждый из этих процессов характеризуется комплексом хозяйственных операций, вызывающих изменения в составе хозяйственных средств и их источниках.
При заготовлении и приобретении денежные средства превращаются в материалы. Основные средства возникают в результате строительства или приобретения, которые представляют для организации капитальные вложения. Поступившие материалы направляют на производство, где предмет труда с помощью рабочей силы и орудий производства превращается в готовую продукцию. После этого готовые изделия направляются на реализацию. Далее готовая продукция становится деньгами, которые вновь направляются на заготовку материалов, капитальные вложения и т.д. Таким образом, происходит постоянный кругооборот средств, в процессе которого совершаются многочисленные хозяйственные операции. Хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерском учете сплошным порядком и на основании документов.
Таким образом, предметом бухгалтерского учета является имущество организации, источники хозяйственных средств и хозяйственные операции, вызывающие изменения имущества и источников его формирования.
Метод бухгалтерского учета – это способ познания и отражения предмета бухгалтерского учета. Правила ведения бухгалтерского учета, называемые методом бухгалтерского учета, разработаны для сбора информации о состоянии и движении хозяйственных средств предприятия и их источниках.
К способам и приемам изучения и регистрации информации об объектах бухгалтерского учета относятся:
- наблюдение за объектами учета (документация, инвентаризация);
- измерение объектов учета в денежном выражении (оценка, калькуляция);
- группировка и отражение хозяйственных операций (счета, двойная запись);
- обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности (баланс, бухгалтерская отчетность).
Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами. На основании этих документов ведется бухгалтерский учет.
Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-е число каждого месяца.
В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).
2.1 Документация
Первичные данные о хозяйственной деятельности предприятия являются входом в систему бухгалтерского учета, где происходит обработка полученных сведений, а выходом из нее – необходимая информация для лиц, принимающих решение.
В бухгалтерском
учете порядок создания, принятия
и отражения первичных документ
Документ – это письменное свидетельство, составленное в порядке, предусмотренном законом, и удостоверяющее юридический факт совершения хозяйственной операции.
Документальное (подтвержденное документами) оформление хозяйственных операций позволяет бухгалтерской службе вести предварительный, текущий и последующий контроль за деятельностью материально ответственных лиц, движением имущества и состоянием расчетно-платежной дисциплины.
Система документальной регистрации первичных данных о состоянии и движении имущества всех форм собственности должна отвечать следующим требованиям:
-своевременное,
точное и обоснованное
-простота
регистрации и обработки
-рациональная
организация и минимальные
учета.
Создание носителей первичной учетной информации (документов) - трудоемкий процесс, на который затрачивается более половины рабочего времени. Поток документов, обрабатываемых бухгалтерами, настолько велик, что даже большой штат счетных работников зачастую не в состоянии справиться с ним вручную. Поэтому сокращение трудоемкости учетных работ путем автоматизации учета является одной из важнейших задач, стоящих перед руководителями многих предприятий.
Классификация бухгалтерских документов
Все хозяйственные операции должны производиться с оформлением первичных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Классификация по различным признакам:
- По назначению (распределительные,
оправдательные, комбинированные,
- По содержанию хозяйственных операций (материальные, расчетные, денежные);
- По степени обобщения учетной информации (первичные, свободные);
- По сбору охвата операций (разовые, накопительные);
- По числу учитываемых позиций (однострочные, многострочные);
- По месту составления (внутренние, внешние);
- По способу заполнения (вручную, автоматизировано);
- По основанию носителя (бумажный, машинный).
Документы бухгалтерского оформления заполняются бухгалтером для оправдания записей, не имеющих других документальных подтверждений. Это различные расчеты и справки, которые играют вспомогательную роль и составляются для облегчения и ускорения работы бухгалтерии (справка бухгалтерии на сторнирование ошибочно сделанной записи; распределение прибыли предприятия, общепроизводственных, общехозяйственных, внепроизводственных расходов и др.). Информация из таких документов также заносится в учетные регистры.
Унифицированные
формы первичной учетной
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Унификация форм первичной учетной документации имеет большое значение для совершенствования учета, так как устанавливает и закрепляет единые требования к документированию хозяйственной деятельности организаций, систематизирует учет, исключает из оборота устаревшие и произвольные формы, способствует рациональной организации учета.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 835 «О первичных учетных документах» Госкомстат России утверждает, альбомы унифицированных форм первичной учетной документации и по мере необходимости вносит в них изменения и дополнения, а также обеспечивает дальнейшую разработку унифицированных форм.
В настоящее время
действуют унифицированные
В унифицированные
формы организация при
Правила проверки первичных документов
Понятие документооборота включает в себя контроль, проводимый на предмет соответствия документа установленным правилам.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.
Перечень
лиц, имеющих право подписи
Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Проверка первичных документов:
-по форме
(полнота правильность
-по содержанию
(законность документированных
-подсчет сумм
(правильность произведенных
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
После приемки
информация с первичного документа
переносится в учетные регистры
Порядок хранения бухгалтерских документов
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах, рекомендуемых Министерством финансов РФ или разработанных министерствами и ведомствами при соблюдении общих методологических принципов.