Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:26, курсовая работа
Рыночная экономика требует эффективного ведения хозяйства, активного и последовательного внедрения достижений информационных технологий, всего нового и прогрессивного. В этих условиях неизмеримо возрастает роль бухгалтерского учета, поскольку требуется не только соизмерять произведение затраты с полученными доходами, но и вести активный поиск эффективного использования каждого вложенного рубля в производственную, коммерческую и финансовую деятельность предприятий и организаций.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Предмет бухгалтерского учета…………………………………………………..5
1.1 Имущество предприятий и его классификация………………………………5
1.2 Источники формирования имущества организации……………………….11
1.3 Хозяйственные процессы и операции……………………………………….19
2 Метод бухгалтерского учета…………………………………………………..19
2.1 Документация…………………………………………………………………21
2.2 Инвентаризация……………………………………………………………….26
2.3 Оценка и калькуляция………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………...32
Глоссарий………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………….38
Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием за определенный период времени, из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.
Первичные документы,
учетные регистры, бухгалтерская, отчетность
подлежат обязательному хранению согласно
ст. 17 Закона о бухгалтерском учете
в течение
сроков, устанавливаемых в соответствии
с правилами организации государственного архивного дела, но не менее
пяти лет. Ответственность за обеспечение
сохранности в период работы с ними и своевременную
передачу их в архив несет главный
бухгалтер.
Для упорядочения количества издаваемых и получаемых документов рекомендуется вести номенклатуру дел.
Первичные документы до передачи их в архив организации должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
Сроки хранения документов в архиве предприятия определяются в соответствии с перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Росархивом 6 октября 2000 г. (в ред. от 27 октября 2003 г.),предоставлены в таблице 1.2 (приложение В).
Исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, законченных делопроизводством в 2007 г., начинается с 1 января 2008 г.
Отметка «До минования надобности» означает, что документация имеет только практическое значение. Срок ее хранения определяется самой организацией, но не может быть менее одного года.
В приведенном ниже извлечении из Перечня (приложение В) в графе 3 указаны сроки хранения документов, при этом организации, не являющиеся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, хранят документы постоянного срока (в таблице обозначено «пост.») следующим образом:
- государственные, муниципальные организации – 10 лет;
- негосударственные организации – не менее 10 лет, дальнейший срок хранения документов определяет организация в соответствии с действующим законодательством и необходимостью практического использования документов.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суда и прокуратуры.
2.1. Инвентаризация
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются не только наличие имущества и обязательств, но и их состояние и оценка.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.
Основными целями, инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств силами специально созданной в организации комиссии. Различают два вида проверок: натуральную и документальную.
Натуральная {вещественная) проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов строгой отчетности.
При документальной проверке
наличие в организации
Общие правила проведения инвентаризации
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Для документального оформления инвентаризации применяются унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии в виде приказа, постановления или распоряжения (форма № ИНВ-22), регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23).
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом (форма № ИНВ-24) и регистрируются в Книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (форма № ИНВ-25).
Необходимо помнить, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Проверка фактического наличия материальных ценностей производится только при обязательном участии материально ответственных лиц.
Учет результатов
Результаты инвентаризации сверяются с учетными данными. Инвентаризация или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности или допущенные потери, хищения, недостачи. При выявлении отклонений по проверяемому имуществу составляются сличительные ведомости (форма № ИНВ-19).
Сличительная ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй – передается материально ответственному лицу.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение о зачете.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
2.3 Оценка и калькуляция
Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета вызваны необходимостью оценки в денежном выражении находящегося в распоряжении предприятия имущества и каждой совершенной хозяйственной операции, вызывающей изменения в составе хозяйственных средств и их источников.
Для отражения имущества и обязательств в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности производится их оценка (п. 1 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете).
Оценка – способ выявления стоимостного содержания экономических явлений. Оценку стоимости имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности осуществляют в денежном выражении.
Оценка имущества:
-произведенного в сомой организации;
-приобретенного за зарплаты;
-полученного безвозмездно.
Оценка объектов бухгалтерского учета зависит от их видов и цели, с которой производится оценка: при постановке объекта на бухгалтерский учет; для отражения в бухгалтерской отчетности; для налоговых расчетов; для статистической отчетности; для прочих целей. Так, основные средства могут быть оценены по первоначальной, текущей (восстановительной), остаточной или рыночной стоимости.
Методы оценки различных видов имущества и обязательств должны быть отражены в приказе по учетной политике предприятия.
Калькуляция – определение затрат в денежной форме на производство единицы или группы единиц изделий либо на отдельные виды производств.
Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция – один из основных показателей плана и отчета по себестоимости, выражающий затраты предприятия на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в денежной форме.
Прогнозные калькуляции – разновидность перспективных плановых калькуляций, которые необходимы для определения эффективности капитальных вложений и новой техники.
Плановые калькуляции составляются на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства, отражающих дальнейший технический прогресс и улучшение организации производства и труда. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей. Разновидностью текущих плановых калькуляций являются нормативные калькуляции. В их основе лежат текущие, действующие нормы, характеризующие в основном достигнутый уровень затрат. Они применяются при нормативном методе учета затрат. Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже.
Отчетные калькуляции исчисляются на основе данных учета и характеризуют фактический уровень затрат (фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ).
Виды калькуляции:
- Плановая;
- Сметная;
- Нормативная;
- Отчетная
Калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции или выполненных работ.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Иными словами, себестоимость продукции – это текущие затраты предприятия на производство продукции и ее реализацию (сбыт).
Под объектом калькулирования, или носителем издержек, понимают виды продукции (отдельные изделия, заказы), выполняемые виды работ и услуг. Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции дает возможность отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне производственного процесса.
Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – заключительный этап учета затрат. Он состоит в исчислении себестоимости единицы выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг путем деления затрат, связанных с производством, на их количество. Этот порядок действует при любом методе учета затрат, а особенности калькулирования проявляются лишь при выборе объекта исчисления себестоимости. Так, при позаказном методе в качестве объекта калькулирования принимается заказ, при попередельном – единица вида полуфабрикатов или продукции соответствующего передела (стадии технологического процесса) и т. д.
Согласно «Основным положениям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях» разработана и действует типовая номенклатура калькуляционных статей, по которой затраты включаются в себестоимость продукции. В её развитие исходя из характера и структуры производства действуют отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулированию себестоимости. В соответствии с « основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях» разработаны и действуют основные учетные регистры. Применение каких-либо других группировок затрат типовой номенклатурой статей калькуляции не предусмотрено. Типовая номенклатура калькуляционных статей и её модифицированный вариант предоставлен в таблице 1.3.(приложение В)
Любая учебная дисциплина, претендующая на роль науки, должна иметь свой предмет и метод. Обязательными атрибутами этих категорий является вопросы «что?» и «как?». Категория «предмет» должна отвечать на вопрос - что изучает данная наука, какова её цель и основные задачи? Соответственно, категория «метод» должна дать ответ на вопрос – как, какими способами приемами можно этого достичь?