Прибыль виды прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Прибыль - одна из важнейших экономических категорий рыночной экономики, может быть, самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом. Предпринимательство, в результате которого будут покрываться только затраты, неэкономично и практически неестественно. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития.
Главный источник происхождения прибыли - это предпринимательская деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой - получение прибыли. Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон от 30.11.94 № 51 – ФЗ (в редакции ФЗ № 352 – ФЗ от 27.12.2009.
От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти. Однако прибыль является одной из самых сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли можно разработать подход к решению многих проблем, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, достижение конечных результатов при наименьших затратах.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Прибыли.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

а) определение базовой  рентабельности (Рб) как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный период (год) (По) на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период (Со), то есть Рб = По / Со ;

б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года (Вп) и определение прибыли на товарную продукцию (Пр) исходя из базовой рентабельности, то есть Пр = Вп х Рб ;

в) учет влияния на плановую прибыль по сравнимой товарной продукции  различных факторов (каждого в  отдельности): объема производства, себестоимости  сравнимой товарной продукции, ее ассортимента и качества, цен на сырье, материалы, энергию, готовую продукцию (работы, услуги);

г) расчет прибыли по несравнимой  товарной продукции, прибыли в переходящих  остатках готовой продукции и  как результат – прибыли от реализации товарной продукции в  плановом периоде (году).

План по прибыли на следующий год разрабатывается, как правило, в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используется отчетные данные за первые три квартала включительно и показатели ожидаемого выполнения плана на оставшийся до конца года периода (за четвертый квартал).

На основе показателей  базовой рентабельности исчисляется прибыль на планируемый период (год) только по сравнимой товарной продукции.

Прибыль по несравнимой  продукции определяется отдельно. Необходимо подчеркнуть, что при прямом методе планирования прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются как положительно, так и отрицательно влияющие не прибыль факторы.

К аналитическому методу относится также планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции. Прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой) по следующей формуле:

Пв = Т х (100 – З) / 100

где Пв – прибыль от выпуска товарной продукции;

Т – выпуск товарной продукции  в ценах реализации в планируемом  периоде (году);

З – затраты на 1 руб. товарной продукции, исчисленной в  ценах реализации, руб.

За базу расчета при  таком методе планируется затраты  на рубль товарной продукции, сложившийся за отчетный период (год), которые корректируются с учетом предлагаемых изменений в планируемом периоде (году) стоимости потребляемых производственных ресурсов. Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции.

Метод совмещенного расчета при планировании прибыли рационально сочетает метод прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода планирования прибыли посредством использования процента базовой рентабельности и учета влияния важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде. Условием его применения является небольшой ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции.

Нормативный метод. Здесь величина прибыли в планируемом периоде определяется на основе установленного предприятием единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию (без учета входных ее остатков на начало и конец расчетного периода). Нормативный метод применяется при планировании прибыли на предприятиях и в организациях, где прибыль рассчитывается в твердом проценте от годового объема работ в сметных ценах или суммы прямых и накладных расходов.

Нормативный метод планирования прибыли целесообразно использовать на предприятиях некоторых отраслей, производящих однородную продукцию или использующих единую технологию. При расчете рентабельности здесь исходят из уровня этого показателя, сложившегося на однотипных группах предприятий за последние два – три года.

Метод, основанный на использовании  элементов операционного (маржинального) анализа. В общем виде сумма планируемой величины прибыли на основе анализа безубыточности определяется по следующей формуле:

где  П(ЕВIТ)- прибыль до уплаты процентов и налогов;

Рi  - цена i - го изделия (продукта);

аi – удельные переменные издержки;

Qi – количество произведенного и реализованного i – го продукта;

F – совокупные постоянные издержки на весь выпуск продукции.

Вместе с тем процесс  планирования прибыли на предприятии  не заканчивается определением ее суммы на предстоящий период, а продолжается путем ее корректировки при изменении экономических ситуаций. Границей маневрирования в управленческих решениях служит порог окупаемости затрат (точка безубыточности), методика определения которой будет изложена ниже в этой главе. После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага. Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более интенсивному (сильному) изменению прибыли, что обусловлено неодинаковым характером воздействия условно – постоянных и условно – переменных затрат на финансовый результат. Чем выше доля условно – постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага, и наоборот.

Эффект (сила воздействия) операционного рычага (ЭОР) рассчитывается по следующей формуле:

   ЭОР =   Выручка от продаж – Переменные затраты     

                       Прибыль от реализации продукции

 

1.4 АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ «ЗАТРАТЫ – ВЫРУЧКА – ПРИБЫЛЬ»

 

Существует определенное взаимодействие и взаимозависимость  между затратами, объектом производства и реализации и финансовым результатом (прибылью), которую изучает так  называемый анализ безубыточности (операционный анализ). Известно, что при соблюдении прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции, что связано со снижением доли постоянных затрат в структуре себестоимости продукции. Этот феномен именуется эффектом операционного рычага, а изучение этой закономерности носит название «операционный анализ».  Последний изучает зависимость финансового результата от объемов производства, реализации и издержек производства. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности организации (предприятия), что позволяет использовать результаты анализа в следующих целях:

  • определение критического объема производства (нулевого порога рентабельности) для безубыточной работы предприятия;
  • определение оптимальных пропорций между постоянными и переменными издержками;
  • выявление зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения (издержек, цен, объема реализации);
  • расчет запаса финансовой прочности предприятия;
  • оценка производственного риска;
  • оценка экономической целесообразности собственного производства или закупок;
  • определение минимальной договорной цены на определенный период;
  • планирование выручки, прибыли;
  • оценка эффективности инвестиционных проектов;

Анализ безубыточности основан на следующих допущениях:

  • затраты можно разделить на постоянные и переменные;
  • зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная;
  • ассортимент продукции и ее цена не изменяются;
  • эффективность производства, потребляемые производственные ресурсы не подвержены существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
  • объемы производства и реализации в прогнозируемом периоде совпадают.

Операционный  анализ включает в себя следующие основные элементы:

а) определение эффекта операционного рычага;

б) расчет порога рентабельности;

в) определение запаса финансовой прочности;

г) анализ чувствительности критических соотношений.

Все перечисленные элементы связаны с понятием «валовая маржа» (маржинальный доход). Валовая маржа (D) представляет собой превышение выручки (N) над величиной переменных затрат (Zν), то есть D = N - Zν . Маржинальный подход лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является величиной постоянной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателя маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации или пересмотра ассортиментной политики.

 Операционный рычаг позволяет определить, как изменяется прибыль при тех или иных изменениях объема реализации. Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более интенсивному изменению прибыли. Сила воздействия операционного рычага (эффект операционного рычага – ЭОР) определяется в самом общем виде отношением прироста прибыли до уплаты процентов и налогов в процентах к приросту объема продукции в процентах: Р=   EBIT(%) /    N(%).


Эффект операционного  рычага можно определить и отношением маржинальной прибыли (валовой маржи) D к прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT), что выражается следующей формулой: Р = D / EBIT.

«Запуск» механизма  операционного рычага (левериджа), с  различной интенсивностью воздействующего  на операционную прибыль предприятия, обусловлен соотношением его постоянных и переменных операционных затрат, а вернее, определенной долей постоянных затрат (Zс) в общем объеме операционных издержек предприятия (Z). Это находит выражение в следующем показателе:      

где К – коэффициент  операционного рычага (левериджа).

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции. Сила же операционного рычага стремится к максимуму при приближении объемов реализации к точке безубыточности, поскольку доля постоянных затрат в общем объеме затрат при увеличении объемов реализации снижается.

Точка безубыточности – это такой объем продаж, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Тем самым безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит не прибыли, ни убытков, или это выручка, необходимая для того, чтобы организация (предприятия) начала получать прибыль. Определяется такая выручка (Qmin) как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

В первом случае расчет производится по следующей формуле:  

 где Zс – постоянные расходы;

Р – цена единицы продукции;

а – удельные переменные затраты.

Во втором случае расчет точки безубыточности производятся следующим образом: 

После того как предприятие  достигло порога рентабельности, обеспечивающего  покрытие постоянных расходов, любое  увлечение объема производства (продаж) будет обеспечивать рост прибыли. Степень роста прибыли в зависимости от объема продаж можно определить, используя описанный выше метод операционного рычага.

Запас финансовой прочности (ЗФП) (кромка безопасности) – это величина, показывающая, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении запаса представляет собой разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности, то есть ЗФП=Qплан (факт) – Qmin . В относительном выражении показатель финансовой прочности рассчитывается как доля от прогнозируемого объема продажи: ЗФП=(Qплан (факт) – Qmin) / Qплан (факт). Чем больше запас финансовой прочности, тем прочнее финансовое положение организации и тем меньше риск потерей для нее.

Показатель запаса финансовой прочности используется для оценки производственного риска, то есть потерь, связанных со структурой затрат на производство. Между величиной запаса финансовой прочности и силой воздействия операционного рычага существует обратная взаимосвязь: ЗФП=1/P. Тем самым, чем ниже сила воздействия операционного рычага, тем выше запас финансовой прочности, и наоборот.

Анализ чувствительности критических соотношений позволяет оценить, как изменяется прибыль в ответ на изменение одного из параметров анализа «затраты – выручка - прибыли» при условии, что другие остаются неизменными. Известно, что операционная прибыль зависит от объема реализации, себестоимости реализованной продукции, соотношения постоянных и переменных издержек в себестоимости. Таким образом, анализ чувствительности позволяет выявить, что произойдет с прибылью, если изменится один из этих показателей при условии неизменности других.

Информация о работе Прибыль виды прибыли