Приемы аудита. Аудит с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами. Для сбора доказательств аудитором могут быть применены различные процедуры. Процедурой называется определенный метод сбора доказательств как неотъемлемую часть соответствующего технологического процесса.

Содержание работы

1. Основные приемы аудита……………………………………..……………….3
1.1 Проверка арифметических расчетов (пересчет)…………………………....3
1.2 Инвентаризация………………………..……………………………………...4
1.3 Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций……………………………………………………..………..5
1.4 Подтверждение………………………………………..…………………........7
1.5 Устный опрос………………………………………………………………….8
1.6 Проверка документов……………………………………………………….10
1.7 Прослеживание………………………………………………………………10
1.8 Аналитические процедуры…………………………………………………11
2. Цели и задачи расчетов с покупателями и заказчиками………………......13
2.1 Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками..15
2.2 Аудит расчетов с покупателями и заказчиками……………………..… ..17
3. План аудита с покупателями и заказчиками в ООО «УралАгро»…………..20
4. Программа аудита с покупателями и заказчиками в ООО «УралАгро»….. 22
Список использованных источников………………………………………..…...24

Файлы: 1 файл

основы аудита.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Именно поэтому аудитор  должен обязательно убедиться в  том, что хозяйственные операции, лежащие в основании отчетности, соответствуют законодательству, правильно оформлены и корректно отражены в бухгалтерском учете. И начинать проверку каждого раздела бухгалтерского учета следует с устного опроса или беседы с исполнителями — рядовыми сотрудниками бухгалтерии, ведущими первичный учет хозяйственных операций.

Второй вопрос, на который  следует ответить при раскрытии  метода сбора информации, — когда проводится устный опрос персонала?

Как правило, эта процедура  проводится на начальной стадии проверки, когда аудитор знакомится с проверяемым предприятием, оценивает объем и степень сложности работ для того, чтобы составить соответствующую программу проверки.

Для ведения беседы с  персоналом аудитору следует быть в  достаточной степени психологом, так как его цель — "разговорить" собеседника, выяснить порядок его  действий, усердие и квалификацию, "узкие" места в работе и  пр.

Для составления программы  проверки аудитор должен иметь список сотрудников бухгалтерии, а также  экономической и плановой служб. Список должен включать в себя фамилии, имена, отчества сотрудников, наименование их официальных должностей, а также  перечень направлений (разделов, участков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), которые ими курируются.

К сожалению, на многих предприятиях такие документы, как должностные  инструкции сотрудников, графики документооборота, в настоящее время не составляются, поэтому аудитору либо следует эту работу проделать самому, либо начинать проверку тогда, когда указанная информация будет для него подготовлена.

План и соответственно состав вопросов, задаваемых сотрудникам, не могут быть одинаковы, а зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или оперативного учета, которым занимается опрашиваемый.

Каждому направлению  учета присущи совершенно особенные виды нарушений. Так, например, бессмысленно спрашивать кладовщика о том, соблюдаются ли сроки, установленные для возврата денежных сумм, выданных в подотчёт. Или, наоборот, спрашивать бухгалтера, ведущего учет кассовых операций, возможен ли отпуск материальных ценностей со склада на сторону без оформления пропуска на вывоз материальных ценностей с территории предприятия.

Подробный план устного  опроса персонала по каждому направлению учета зависит от специализации этого направления, но примерный план беседы может быть таким:

1. Какие первичные  документы вы оформляете?

2. Какие регистры аналитического  учета вы ведете"!

3. В каком разрезе  ведется аналитический учет по  вашему участку учета ?

4. Для каких регистров  синтетического учета необходима  формируемая вами информация?

5. Как и кем производится  выверка полученных вами результатов?

6. Назовите типичные  хозяйственные операции, которые вам приходится оформлять.

7. Каков порядок ваших  действии при выполнении каждой  из типичных хозяйственных операций?

8. Знаете ли вы, в  формировании какой строки бухгалтерской  отчетности вам приходится участвовать?

9. Каким образом происходит контроль за вашей работой^.

10. Как вы исправляете  ошибки, когда они имеют место'?

11. Имеются ли какие-либо  неудобства в ведении учета,  сверке результатов?

12. Чувствуете ли вы  наличие в вашей работе проблем?  Каких?

 

1.6. Проверка документов.

Широко практикуется получение информации посредством  проверки документов, подготовленных независимыми сторонами и клиентом.

Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности первичного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

 

1.7 Прослеживание.

Прослеживание (трассирование) осуществляется в противоположном направлении. Аудитор отбирает первичный документ и проверяет системы учета и контроля, чтобы найти заключительную бухгалтерскую запись операции. С помощью прослеживания аудитор может определить, все ли операции учтены, и дополнить информацию, полученную в ходе аудита. Однако необходимо учитывать возможность того, что некоторые события не отражены в первичной документации и системе учета.

С помощью сканирования аудиторы изучают нетипичные статьи и события, отраженные в документации клиента. Цель сканирования — найти что-либо нетипичное.

Сканирование полезно  применять при использовании  выборки для принятия аудиторских  решений, так как всегда существует вероятность того, что аудиторы не выявят ошибки клиента, выбрав пример, не отражающий всю совокупность статей. Это может привести к принятию аудиторами ошибочного решения. Аудиторы уменьшают аудиторский риск, сканируя статьи, не вошедшие в выборку.

 

1.8. Аналитические процедуры.

Под аналитическими процедурами  подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин таких ошибок и искажений.

Об аналитических процедурах уже  было упомянуто при рассмотрении этапа планирования аудиторской проверки. Аналитические процедуры можно использовать и на этапе получения информации, чтобы собрать прямые доказательства ошибок, нарушений и ложных утверждений в финансовой отчетности.

Поскольку определение аналитических  процедур довольно расплывчато, многие аудиторы рассматривают информацию, полученную в результате выполнения этих процедур, как не слишком убедительную. Поэтому аудиторы, преподаватели и студенты в основном концентрируют внимание на процедурах пересчета, осмотра, подтверждения и документирования, в результате которых, как полагают, возникает убедительная информация.

Необходимо преодолеть это заблуждение, так как аналитические процедуры в действительности весьма эффективны.

По мнению аудиторов, аналитические  процедуры помогают выявить 27 % ошибок. Следует учитывать тот факт, что  они обходятся дешевле, чем более  детализированные процедуры, ориентированные на документы.

Типичными видами аналитических процедур являются:

  • сопоставление остатков по счетам за различные периоды;
  • сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;
  • оценка соотношении между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;
  • сопоставление финансовых показателей деятельности экономического субъекта со средними показателями соответствующей отрасли экономики;
  • сопоставление финансовой и нефинансовой информации (сведений о деятельности экономического субъекта, не отражаемой непосредственно в системе бухгалтерского учета).

Процедуры, представляющие точную информацию, имеют свои недостатки: аудиторы могут оказаться не настолько  компетентными, чтобы обнаружить необходимые  факты; клиенты могут дать аудиторам  подставные адреса или попросить  потребителей просто подписать подтверждение и отослать его обратно.

Таким образом, аудиторская  программа состоит из процедур различных  видов, и аналитические процедуры  занимают в ней важное место.

Аудиторы часто сопоставляют данные текущего года с данными предыдущего  периода и изучают полученные соотношения в сравнении с предполагаемыми. Эти сопоставления обычно называют комплексными тестами. Такой анализ часто выполняется для амортизационных отчислений. Аудиторам известна фактическая доля амортизационных отчислений в совокупной стоимости амортизируемых активов. Используя эту величину, можно получить оценку амортизационных отчислений за проверяемый период; если она примерно равна сумме на соответствующем счете, аудиторы могут рассматривать эту статью расходов как проверенную при помощи аналитической процедуры.

Приведем другой пример использования аналитической процедуры. Многие финансовые счета парные, т.е. сумма в одном счете является функцией суммы другого. Некоторые  такие суммы прямо соответствуют одна другой, а некоторые — косвенно. Так, каждая статья расходов на выплату процентов должна соответствовать определенному обязательству, по которому надо эти проценты выплачивать. Если выплату процентов нельзя соотнести с обязательством, это может означать, что существует неучтенное обязательство или ошибка в другом счете. Если не обнаружены выплаченные или накопленные проценты, соответствующие условиям займа, это может указывать на недооценку расходов, возможное невыполнение договорных обязательств, необходимость корректировки или пояснительного раскрытия.

 

    1. Цели, задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Исходя из общей цели аудита, целью аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

Основными задачами при аудите расчетов с покупателями и заказчиками по мнению являются:

  • установление реальности дебиторской и кредиторской задолжен-ности; проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской за-долженности;
  • установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности; проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой прошел;
  • проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;
  • проверка правильности и обоснованности списания задолженности.

Также должны быть решены следующие задачи:

  • проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения мости возникновения дебиторской задолженности;
  • подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
  • оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.

2.1Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками.

Нормативное регулирование  расчетов с покупателями и заказчиками  по РСБУ осуществляется на четырех  уровнях.

Первый уровень нормативного регулирования представлен кодексами  и законами. В первую очередь, это Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Таможенный кодекс Российской Федерации.

Из законов наиболее важным для учета расчетов с покупателями и заказчиками является Федеральный  закон «О бухгалтерском учете». В числе других законов можно отметить закон «О переводном и простом векселе», закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Из Указов Президента можно отметить, например, Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1005 (ред. от 17.05.2007) «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве», а также Указ Президента РФ от 21.11.1995 N 1166 (ред. от 01.08.2005) «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации».

Второй уровень представлен  нормативными актами, изданными министерством  финансов РФ и другими органами, которым предоставлено право  регулирования бухгалтерского учета. При этом, согласно п.2 ст.5 закона «О бухгалтерском учете», в случае если нормативные акты, разработанные какими-либо министерствами и ведомствами, противоречат положениям и методическим указаниям Минфина, то последние имеют приоритет. Основными нормативными актами Минфина являются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Наибольшее значение для учета расчетов с покупателями и заказчиками имеют следующие ПБУ:

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
  • ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»;
  • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Информация о работе Приемы аудита. Аудит с покупателями и заказчиками