Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:16, контрольная работа
Одним из интересных инструментов диагностики положения фирмы является SPACE-анализ (Strategic Position and Action Evaluation – стратегическая оценка положений и действий). Данный метод используется для оценки привлекательности бизнеса и конкурентоспособности компании на рынке и основан на построении матрицы стратегического положения и оценки действий компании.
Методика SPACE-анализа основывается на утверждении, что финансовая сила предприятия («сильная сторона» по составляющей «финансы») и конкурентоспособность продукции («сильная сторона» по составляющей «продукция») являются главными факторами, определяющими стратегическую позицию предприятия, тогда как преимущества отрасли и стабильность рынка являются характеристиками, имеющими большое значение для отрасли в целом.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ(ТвГТУ)
Факультет (институт):
Специальность (направление): БУА и А
Кафедра: Бухгалтерский учет, анализ и аудит
По дисциплине :Контроллинг
На тему: Применение SPACE-анализа в стратегическом контексте контроллинга
Выполнил
Группа
Проверил Коновалова А.С.
Тверь, 2012 г.
Одним из интересных инструментов диагностики положения фирмы является SPACE-анализ (Strategic Position and Action Evaluation – стратегическая оценка положений и действий). Данный метод используется для оценки привлекательности бизнеса и конкурентоспособности компании на рынке и основан на построении матрицы стратегического положения и оценки действий компании.
Методика SPACE-анализа основывается на утверждении, что финансовая сила предприятия («сильная сторона» по составляющей «финансы») и конкурентоспособность продукции («сильная сторона» по составляющей «продукция») являются главными факторами, определяющими стратегическую позицию предприятия, тогда как преимущества отрасли и стабильность рынка являются характеристиками, имеющими большое значение для отрасли в целом.
В основе методики лежит анализ положения организации и условий ее функционирования по четырем координатам: конкурентное преимущество организации (СА), ее финансовое положение (FS), привлекательность отрасли (IS) и стабильность экономической среды (ES). Данные наносятся на график по четырем координатам измерения, что помогает сформулировать выводы относительно выбора стратегической альтернативы.
Если максимально удаленной от центра координат является сторона в квадранте FS – IS , то компания находится в агрессивном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте IS – ES , то компания находится в конкурентном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте CA – FS , то компания находится в консервативном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте CA – ES , то компания находится в оборонительном стратегическом состоянии.
При SPACE-анализе данные факторы изображают в виде графиков с координатным делением шкалы от 0 до 6. Все факторы имеют два вида характеристик: значимость и вероятность действия. При этом определяют два фактора, которые предприятие использует в наибольшей степени и которые относят его к определенной квалификационной группе (позиции).
Агрессивная позиция – характерна для привлекательных отраслей, со стабильным окружением организации. Анализируемая организация обладает несомненным конкурентным преимуществом и может сохранить его с использованием имеющегося финансового потенциала. Критический фактор – способность противостоять появлению новых конкурентов.
Рекомендуемые стратегии: 1) поиск кандидатов на поглощение в собственной или смежной отраслях; 2) увеличение доли рынка; 3) концентрация ресурсов на продуктах, обеспечивающих наибольшее преимущество над конкурентами.
В этом случае поведение организации – это поведение "разведчика": стремление исследовать как можно больше альтернатив; нежесткий, децентрализованный контроль; не всегда полное использование ресурсов.
Конкурентная позиция – характерна для привлекательных отраслей со сравнительно нестабильным окружением организации. Критический фактор – способность сохранить и упрочить финансовое положение организации.
Рекомендуемые стратегии: 1) аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов для усиления рыночного потенциала; 2) укрепление службы сбыта; 3) расширение и/или корректировка ассортимента выпускаемой продукции; 4) инвестирование в повышение производительности; 5) сокращение издержек; 6) мероприятия по защите и сохранению конкурентного преимущества на сокращающемся рынке; 7) слияние с компанией, обладающей значительными ресурсами денежных средств.
Поведение организации – это линия "гибкого реагирования". Как правило, эта позиция оказывается стратегически неустойчивой.
Консервативная позиция организации – характерна для стабильных, медленно растущих рынков. Критический фактор – конкурентоспособность продукта.
Рекомендуемые стратегии: 1) сокращение ассортимента; 2) сокращение издержек; 3) концентрация на управлении потоком платежей; 4) дополнительная защита конкурентоспособных продуктов; 5) разработка новых продуктов; 6) попытка проникновения на более привлекательные рынки.
При таких условиях поведение организации – это линия "поведения аналитика". Политика организации основана на тщательном анализе имеющихся на рынке возможностей и осторожном их использовании.
Защитная позиция – характерна для малопривлекательных отраслей, в которых организациям не хватает как конкурентоспособных продуктов, так и финансовых ресурсов. Критический фактор – конкурентоспособность организации в целом.
Рекомендуемые стратегии: 1) уход с рынка; 2) прекращение выпуска малоприбыльных продуктов; 3) агрессивное сокращение издержек; 4) сокращение излишних производственных мощностей; 5) воздерживаться от инвестиций или минимизировать их.
Поведение организации – это поведение "защитника", стремление выделить узкую область своих интересов и защитить ее. Отсюда – концентрация ресурсов, централизация управления.
Таким образом, использование методики SPACE-анализа дает ему возможность в рамках выбранной базовой стратегии уточнить ситуацию положения предприятия на рынке и его возможности.
SPACE-анализ можно применять
С позиции системы контроллинга применение метода SPACE-анализа в целях повышения эффективности системы управления предполагает следующий набор функциональных задач контроллинга:
информационно-методическое обеспечение технологий и инструментов бизнес-инжиниринга, опирающихся на систему информационных моделей хозяйствующего субъекта и моделей внешней среды;
разработка методических рекомендаций по применению метода SPACE-анализа в подсистеме стратегического планирования хозяйствующего субъекта;
согласование представлений
проверка обоснованности выбранных на основе SPACE-анализа эффективных стратегий хозяйствующего субъекта в сопоставлении с факторами внешней и внутренней среды;
внесение предложений по обеспечению эффективной реализации выбранных на основе SPACE-анализа эффективных стратегий хозяйствующего субъекта с акцентом на внутреннего ресурсного потенциала системы управления хозяйствующего субъекта.
Завод «Светотехника» (г.Лихославль, Тверская область) образован в 1976 году. Завод был оснащён современной техникой, внедрена передовая технология, механизация и автоматизация производственных процессов.
За время своего развития на заводе разработаны и внедрены различные виды продукции, начиная от простейшей арматуры до сложных комплексов, освещающих стадионы, аэродромы, карьеры, улицы, парки, производственные помещения, транспортные туннели и подземные пешеходные переходы.
В настоящее время завод «
Основными материалами в производстве светильников являются стальной и алюминиевый прокаты, алюминиевые сплавы, ударопрочные теплостойкие пластмассы.
Потребителями продукции являются регионы России, республика Мордовия. Значительная часть светотехнической продукции поставляется в Москву. Светильниками завода освещены такие известные улицы Москвы, как Новый Арбат, кольцевая дорога, центральная улица - Тверская улицы у храма Спасителя, исторические памятники.
Сегодня Лихославльский завод «Светотехника» входит в холдинговую компанию «Светосервис» и является ведущим предприятием России по выпуску уличных светильников и прожекторов для наружного освещения, светильников специального освещения - пассажирских вагонов и вагонов метрополитена. Завод сотрудничает с иностранными фирмами Германии, Италии, Бельгии, Франции.
Организационная структура предприятия является типовой и представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Организационная структура ОАО «Светотехника»
Уровни и службы управления |
Основные задачи |
Руководство предприятия |
Координация работ и ресурсов; контроль работы служб предприятия; стратегическое планирование деятельности |
Финансово-бухгалтерские службы |
Контроль движения денежных средств; реализация необходимой менеджменту учетной политики и управленческого учета; мониторинг и анализ движения товарно-материальных потоков |
Управление производством |
Планирование и контроль выполнения заказов; планирование загрузки и управление использованием производственных мощностей; определение фактической себестоимости продукции (услуг) |
Служба маркетинга и рекламы |
Продвижение товаров на рынок; анализ рынка сбыта в целях его расширения; формирование политики цен и скидок; информационно-аналитическая поддержка маркетинга и рекламы |
Служба контроллинга на предприятии явным образом не выделена, а ее функции в части анализа, выполняются в рамках службы маркетинга и начальниками торговых отделов.
Результатом построения сбалансированной системы показателей является отчет, который предоставляется руководителю. Это позволяет руководителю более четко увидеть и проанализировать преимущества и недостатки предприятия, а также ситуацию на рынке; что позволяет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
Для более эффективной работы в предметной области принято решение создать службу контроллинга. Главная функция контроллера на предприятии будет заключаться в надлежащем контроле и своевременном внесении поправок в стратегию организации. В общем случае, благодаря новой службе:
- появится конкретное лицо, с которого можно будет спросить за результаты и выполнение функций и задач контроллинга;
- информация об уровне
- можно быстрее добиться
- планы всех подразделений
- уменьшатся тенденции к
Для обеспечения совместной работы менеджера и контроллера их функции разделены. Менеджер занимается сбором необходимой информации для анализа. Контроллер проводит необходимые расчеты и анализ развития предприятия, анализ работы подразделений предприятия. Итогом совместной деятельности менеджера и контроллера является отчет для руководства предприятия, в котором прописываются рекомендации по развитию предприятия.
Так, для эффективной реализации метода Сбалансированной Системы Показателей предлагается следующая организация службы контроллинга.
Рисунок 1 – Проект построения финансово-экономических служб предприятия
Задача построения рациональной структуры финансово-экономических служб предприятия заключается в создании служб предприятия, способных решать весь спектр проблем предприятия и в то же время не дублировать функции друг друга. Все эти службы, как правило, подчиняются финансовому директору или заместителю генерального директора по экономике и должны работать единой командой в целях увеличения объема продаж и повышения прибыльности предприятия.
Методика проведения SPACE-анализа включает следующие этапы проведения.
Шаг 1. Оценка конкурентоспособности предприятия (CA) по следующим критериям:
доля рынка;
качество продукции;
приверженность потребителей;
технологическое know-how.
Шаг 2. Оценка финансового положения предприятия (FS) по следующим критериям:
платежеспособность предприятия;
финансовая устойчивость;
оборачиваемость запасов;
уровень финансового риска.
Шаг 3. Оценка привлекательности отрасли (IS) по следующим критериям:
уровень прибыли;
потенциал роста;
Информация о работе Применение SPACE-анализа в стратегическом контексте контроллинга