Принципы организации бухгалтерского учёта и их дальнейшее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 06:04, курсовая работа

Описание работы

Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

Содержание работы

Введение
1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
1.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
1.3 План счетов бухгалтерского учета
1.4 Методические указания, инструкции,рекомендации и другие аналогичные документы,рабочие документы организаций
2. Базовые принципы бухгалтерского учета в РФ
2.1 Основные задачи бухгалтерского учета
3. Реформирование бухгалтерского учета в РФ
Заключение
Список литературы
бухгалтерский учет отчетность рабочий документ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 38.65 Кб (Скачать файл)

 

Введение

1. Нормативное регулирование  бухгалтерского учета в РФ

1.2 Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ

1.3 План счетов бухгалтерского  учета

1.4 Методические указания, инструкции,рекомендации и другие аналогичные документы,рабочие документы организаций

2. Базовые принципы бухгалтерского  учета в РФ

2.1 Основные задачи бухгалтерского  учета

3. Реформирование бухгалтерского  учета в РФ

Заключение

Список литературы

бухгалтерский учет отчетность рабочий документ

 

1. Нормативная база регулирования  в РФ

21 ноября 1996 г. впервые  в истории России был принят  специальный Федеральный закон  "О бухгалтерском учете", который  занял важное место в системе  остальных законов, разработанных  применительно к специфике рыночных  отношений.

Указанный Закон имеет  большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:

а) повышает юридический  статус норм бухгалтерского учета для  коммерческих и некоммерческих организаций;

б) закрепляет обязанность  юридических лицах вести бухгалтерский учет;

в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого  законодательства.

Закон "О бухгалтерском  учете" состоит из трех разделов и 19 статей.

В первом разделе "Общие  положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его  объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные  операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический  учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

Изложен порядок регулирования  бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено  право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена  на руководителей организаций.

Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению  бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление  учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и  обязательность обособленного учета  текущих затрат и капитальных  и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению  регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе "Основные правила составления и представления  бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению  бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской  отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной  бухгалтерской отчетности и порядок  хранения документов бухгалтерского учета.

1.2 Положение по ведению  бухгалтерскогоучета и бухгалтерской  отчетностив Российской Федерации

Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г. Приказом N 10, 26 декабря 1994 г. Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом N 34н.

В дальнейшем в Положение  внесены изменения и дополнения Приказами Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.

Положение следует отнести  к нормативным документам второго  уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.

Положение включает шесть  разделов.

В разд. I "Общие положения" определены порядок организации  и ведения бухгалтерского учета, составления и представления  бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения  организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных  документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию  учета в организации, его права  на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета  сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разд. II "Основные правила  ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском  языке, обязательность формирования учетной  политики на основе установленных допущений  и требований, раздельного учета  текущих затрат на производство и  капитальных и финансовых вложений).

В разд. III "Основные правила  составления и представления  бухгалтерской отчетности" указаны  состав бухгалтерской отчетности, порядок  ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным  капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой  продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих  периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

В разд. IV "Порядок представления  бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам  и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями  различных правовых форм.

В разд. V "Основные правила  составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки  ее представления организациями  и предприятиями различных правовых форм.

В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок  их изъятия, возлагается ответственность  за хранение первичных документов и  учетных регистров на руководителей  организаций.

1.3 План счетов бухгалтерского  учета

В системе нормативного регулирования  План счетов занимает промежуточное  место между нормативными документами  второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового  характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему  регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском  учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета  устанавливает единые подходы к  применению Плана счетов и отражению  фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней  приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых  к ним субсчетов: раскрыты их структура  и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной  деятельности, порядок отражения  наиболее распространенных фактов.

С 1 января 2001 г. в России действуют  новые План счетов бухгалтерского учета  и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н. Переход на новый План счетов разрешается осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с 1991 г. по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный Приказом Министерства финансов СССР от 11 ноября 1991 г. N 56.

План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного  хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы  собственности, организационно - правовой формы, ведущих учет методом двойной  записи.

На основании Плана  счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий  план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и  аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить  при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные  в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных  актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут  пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается  количество применяемых счетов.

В едином Плане счетов счета  сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности  учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных  операций. Расположены разделы в  определенной последовательности в  соответствии с характером участия  имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами  имущества, необходимого для производственного  процесса (разд. I "Внеоборотные активы", разд. II "Производственные запасы"). Затем показаны разделы со счетами  издержек производства, готовой продукции  и товаров, денежных средств и  расчетов (разд. III - VI). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы  счета имущества и процессов  в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемого к легкореализуемому.

Обязательства организации  отражены в разд. VI. В последующих  разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (разд. VII, VIII).

Основная часть организаций  осуществила переход на новый  План счетов с 1 января 2002 г.

1.4 Методические указания, инструкции, рекомендации и другие  аналогичные документы, рабочие  документы организаций

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета  относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных  документах первого и второго  уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском  учете" и положениях по бухгалтерскому учету.

Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Ниже приведен перечень основных нормативных  документов третьего уровня:

- Методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (утв.  Приказом Министерства финансов  РФ от 13 июня 1995 г. N 49);

- Методические указания  по бухгалтерскому учету основных  средств (утв. Приказом Министерства  финансов РФ от 20 июля 1998 г. N 33н  (в ред. Приказа Министерства  финансов РФ от 28 марта 2000 г. N 32н));

- Методические указания  по бухгалтерскому учету материально  - производственных запасов (утв.  Приказом Министерства финансов  РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н);

- Типовые рекомендации  по организации бухгалтерского  учета для субъектов малого  предпринимательства (утв. Приказом  Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н);

- Альбом новых унифицированных  форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата  России от 30 октября 1997 г. N 71а);

- Методические рекомендации  о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности организации  (утв. Приказом Министерства финансов  РФ от 28 июня 2000 г. N 60н);

- "О безналичных расчетах  в Российской Федерации" (Положение  Центрального банка РФ от 12 апреля 2001 г. N 2-П).

В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета рабочие документы  конкретной организации относят  к четвертой группе.

Основными рабочими документами  конкретной организации являются:

- документ по учетной  политике предприятия;

- утвержденные руководителем  формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем  план счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем  формы внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации  установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным  бухгалтером (бухгалтером) организации  и утверждается руководителем организации.

Формы первичных учетных  документов утверждаются руководителем  организации в том случае, если они разработаны в самой организации. Как правило, это документы, не содержащиеся в Альбоме новых унифицированных  форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата  России от 30 октября 1997 г. N 71а.

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных  за оформление документов, указываются  порядок, место, время прохождения  документа с момента его составления  до сдачи в архив.

Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых  организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются  организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством  и реализацией продукции.

Информация о работе Принципы организации бухгалтерского учёта и их дальнейшее развитие