Проблемы обеспечения хозяйственного оборота денежной массой в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики. При этом, необходимо четко обосновать, сколько потребуется денег для обеспечения экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..….. 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, НАЛИЧНОЕ И БЕЗНАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ …………………………………………………………………...…. 6
2.АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА …………………………………………...….. 9
2.1 Количественная теория денег, уравнение обмена ………………………...…. 9
2.2 Предположение о постоянной скорости обращения денег …………….….. 12
2.3Деньги, цены и инфляция ………………………………………………….…. 14
2.4Денежные агрегаты …………………………………………………………… 15
2.5Денежный рынок ……………..……………………………………………….. 17
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ ………………………… 19
3.1 Центральный банк - основной регулятор денежного обращения ……...….. 19
3.1.1 Рефинансирование коммерческих банков и операции на открытом рынке……………………………………………………………………………….. 21
3.1.2 Политика обязательных резервов …………………………………………. 23
3.1.3 Ограничение кредитования ………………………………………….…….. 24
3.1.4 Политика дешевых и дорогих денег ……………………………………..... 25
3.2 Государственное регулирование …………………………………………….. 27
3.2.1 Фискальная политика …………………………………………………….… 30
3.2.2 Налоги и их функция …………………….…………………………………. 32
3.2.3 Государственный бюджет ………………………………………………….. 34
4. ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ ……..…………….. 38
4.1 Анализ денежной массы в России, необходимость ее увеличения ……..… 38
4.2 Эффективность традиционных способов регулирования денежного обращения в России ……………………………………………………………… 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………… 49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Алина Мингазова.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод  кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту.

Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Другая функция операций на открытом рынке, кроме регулирования процентной ставки, заключается в следующем. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.

Операции на открытом рынке впервые  стали активно применяться в  США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и на Западе. Сейчас в России используется этот метод влияния на экономику путем выпуска государством ГКО, ОФЗ и прочих ЦБ. Прелесть этого инструмента для России в том, что правительство убивает сразу двух зайцев - проводит монетарную политику и финансирует дефицит госбюджета.

  

 

 

 

 

 

 

3.1.2 Политика обязательных  резервов

 

Базой политики обязательных резервов служит банковский мультипликатор. Мультипликационный эффект возникает вследствие того, что банки создают новые деньги, когда выдают ссуды и, наоборот, денежная масса сокращается, когда клиенты возвращают банкам ранее взятые ссуды.

Допустим у нас есть группа банков и размер обязательных запасов в  каждом из них находится, например, на уровне 20%. Теперь представим себе следующую ситуацию: клиент №1 пришел в банк №1 и положил туда на счет 100 000 рублей.

Банк №1 предоставил заемщику №1 ссуду в размере 80 тысяч рублей, а 20 тысяч рублей соответственно закону оставил в резерве.  Заемщик заплатил за что-то 80 тысяч клиенту №2, который положил эти деньги в банк №2. Банк № 2 выделил ссуду заемщику №2 в размере 64 тысяч рублей, оставив 18 тысяч в запасе.

Заемщик номер 2 отдал деньги клиенту  №3 и все повторилось. Согласно этой модели, в обращении реально появилось около 500 тысяч рублей, хотя оригинально было 100 тысяч рублей, то есть:

     100 + 80 + 64 +51.2 + 40.96 + 32.768 +... = 500.

     100/0.2=500

При повышении ставки обязательных резервов денег, полученных от изначальных 100 тысяч, будет меньше, а при понижении ставки - больше. После того, как все вернут кредиты, денежная масса опять уменьшится, но в среднем превалирует увеличение, так как богатство народа увеличивается, и вклады в коммерческие банки увеличиваются.

Очевидно, что изменение нормы  обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

3.1.3 Ограничение кредитования

 

Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать  норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

    

 

 

 

 

 

 

 

3.1.4 Политика дешевых  и дорогих денег

 

В этой главе я покажу, в чем  заключается политика дорогих денег  и политика дешевых денег и каков механизм её реализации. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки, в-третьих, нужно внести изменения в законодательство, связанные с уменьшением резервной нормы. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение национального продукта.

Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Государственное регулирование

 

Книгу Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процентных ставок и денег» обычно считают импульсом для новой эры в устремлении правительства к усилению государственного вмешательства в экономику, обеспечившим логическое обоснование финансово-бюджетной политики (жесткого использования прав правительства на расходы и на обложение налогами для воздействия на экономические условия), как основного орудия такого правительственного «управления» экономикой. Кейнс отбросил аргумент классических экономистов о том, что полная занятость является естественным и «автоматическим» условием рыночной экономики, и утверждал, что правительственное вмешательство в виде финансово-бюджетной политики и дискреционной денежно-кредитной политики необходимо для стабилизации экономики. Кейнс считал управление денежной массой потенциальным стимулом объёма производства и занятости, а также средством регулирования уровня цен. По Кейнсу,  увеличение денежной массы приводит к понижению процентных ставок (рис. 1), что увеличивает затраты на кредитование и инвестирование (и другие затраты). Однако, по мнению Кейнса, во время Великой депрессии процентные ставки уже так понизились, что стимулирующее воздействие увеличенной денежной массы было мало или совсем отсутствовало («ликвидная ловушка»). Поэтому, первоначальный анализ Кейнса предполагал, что для восстановления экономики в 1930-х гг. понадобятся меры финансово-бюджетной политики (дефицит государственных расходов). Идеи Кейнса быстро нашли признание среди экономистов и лиц, ответственных за проведение правительственной политики. Привлечённые новым орудием финансово-денежной политики многие последователи Кейнса (он умер в 1946 г.) отказались от денежно кредитной политики. В 1940-х и 1950-х гг. мало значения придавалось денежной массе, поскольку в основном практиковалось и проповедовалось кейнсианство. Кейнсианство стало синонимом «фискализма» - убеждения, что финансово-денежная, а не кредитно-денежная политика является наиболее эффективным средством управления экономикой.

Оппонентами фискализма были сторонники более поздней количественной теории - «монетаристы», возглавляемые Мильтоном Фридманом. Критика монетаристами финансово-денежной политики носила, главным образом экономический характер.

Во множестве исследований денежной массы было неоднократно показано её большое экономическое значение при незначительности бюджетных переменных.

Доминирующее влияние монетаризма  в 1960-1970 гг. было в большей степени обусловлено не заслугами монетаристов, а тем, что основным пугающим фактором в экономике вместо безработицы стала инфляция. Фискальным средством борьбы с инфляцией является повышение налогов и/или снижение государственных затрат (для безработицы верно обратное)- действия, которые должны остановить даже самых дерзких политиков. Кредитно-денежное средство борьбы с инфляцией - сокращение денежной массы, политически более приемлемо, потому что не так бросается в глаза, менее понятно и всегда может быть свалено на главных банкиров. В последнее десятилетие наблюдается повторное открытие Кейнса, как монетариста и восприятие сторонниками Кейнса кредитно-денежной политики, как равноценного партнёра фискальной политики. Монетаристами было воскрешено понятие старой количественной теории о том, что деньги могут влиять на уровень цен, не воздействуя на объём производства (я показываю это в параграфе 2.3). Одной из ветвей этой новой линии монетаризма является положение предлагаемое Мильтоном Фридманом, о том, что занятость есть функция «естественной нормы безработицы». На этом уровне безработицы количество заработанного труда согласуется с количеством предлагаемого труда; реальную ставку заработной платы нельзя снижать для обеспечения увеличения занятости, а попытки дать импульс такому увеличению (либо кредитно-денежной, либо фискальной политикой) приведут только к инфляции. Есть ещё несколько теорий, в их числе «теория рациональных ожиданий», которая воскрешает идею классических экономистов о том, что кредитно-денежная политика не может иметь постоянного влияния на экономическую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1Фискальная политика

 

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, денежной массы и решения различных социальных задач.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение  налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной  фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.

В период спада стимулирующая дискреционная  фискальная политика складывается из:

·       увеличения государственных расходов;

·       снижения налогов;

·       сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

·        уменьшения государственных расходов;

·        увеличения налогов;

·  сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая фискальная политика ориентируется  на положительное сальдо бюджета. В общей фискальной политике есть вторая составляющая – автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.2 Налоги и их функции

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Информация о работе Проблемы обеспечения хозяйственного оборота денежной массой в Российской экономике