Проблемы перехода российских предприятий на МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Современный этап экономического развития характеризуется интенсификацией процессов глобализации. Россия интегрируется в мировое экономическое сообщество по всем ключевым направлениям. Не остаются в стороне и субъекты малого и среднего предпринимательства. Неотъемлемое условие эффективности бизнеса в новой среде – высокое качество информации о его деятельности. Наилучшей основой для получения полезной экономической информации о предприятии являются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В свете обозначенных тенденций представляется целесообразным решить вопрос о переходе российских малых и средних предприятий на МСФО.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные функции и задачи международных стандартов бухгалтерского учета 4
1.1 Сущность МСФО 4
1.2 Причины перехода на МСФО 7
1.3 Способы подготовки отчетности МСФО 8
2. Переход на МСФО в России. 11
2.1 Этапы перехода России на МСФО 11
2.2 Проблемы перехода на международные стандарты. 15
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

МСФО кр.docx

— 165.08 Кб (Скачать файл)

 •  в связи с тем, что методы  осуществления процесса трансформации  могут значительно варьироваться  в различных компаниях в зависимости  от их отрасли, рекомендуется  вовлечение в процесс трансформации  внутренних специалистов, работающих  в компании, знающих специфику  ее деятельности.

Табл. 1 Достоинства и недостатки методов получения отчетности по МСФО.

 2. Переход на МСФО в России.

2.1 Этапы перехода России на МСФО

 

Началом изменения системы бухгалтерского учета в России «в сторону МСФО»  считается начало 90-х годов XX века. Толчком стал семинар по проблемам  учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой  СССР в июне 1989 года в Москве. Но официальным  началом процесса реформирования учета  следует считать принятие Государственной  программы перехода РФ на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Пост. Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1.

 В  1994 году Методологическим Советом  по бухгалтерскому учету при  Минфине России была одобрена  Программа реформирования системы  бухгалтерского учета, в соответствии  с которой переход на МСФО, должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы  были приняты ряд положений  по бухгалтерскому учету (ПБУ  1, 2, 3, 4), Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ходе осуществления основных  мероприятий Программы реформирования  в 1997 г. была разработана Концепция  бухгалтерского учета в рыночной  экономике России. Данная Концепция  является основой построения  системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета. В развитие  Концепции Постановлением Правительства  РФ от 06.03.1998 г. № 283 утверждена  Программа реформирования бухгалтерского  учета в соответствии с Международными  стандартами финансовой отчетности. Данная Программа определяет  цель реформирования системы  бухгалтерского учета — приведение  национальной системы бухгалтерского  учета в соответствие с требованиями  рыночной экономики и международными  стандартами финансовой отчетности.3

 За  период действия Программы перехода  на МСФО в российском законодательстве  появились такие Положения по  ведению бухгалтерского учета,  как: "Учет расчетов по налогу  на прибыль организаций" (ПБУ  18/02), "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), "Исправление ошибок  в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010),

 Существенно  изменены: ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

 Таким  образом, на сегодняшний день, уже существуют положения по  бухгалтерскому учету, разработанные  на основе МСФО и приближенные  к их содержанию.

 В  конце 1990-х — начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета  и отчетности в Российской  Федерации произошли значительные  изменения, во многом предопределенные  Программой реформирования бухгалтерского  учета. В целях установления  приоритетных направлений развития  бухгалтерского учета и отчетности  на среднесрочную перспективу  была одобрена Концепция развития  бухгалтерского учета и отчетности  в Российской Федерации на  среднесрочную перспективу (Приказ  Министерства финансов от 1 июля 2004 г. № 180)

 Концепция  развития бухгалтерского учета  на среднесрочную перспективу  определяет, что развитие бухгалтерского  учета и отчетности необходимо  осуществлять по следующим основным  направлениям:

1) повышение  качества информации, формируемой  в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание  инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение  системы регулирования бухгалтерского  учета и отчетности;

4) усиление  контроля качества бухгалтерской  отчетности;

5) существенное  повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением  бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской  отчетности.

 Концепцией  определены этапы развития бухгалтерского  учета и отчетности в среднесрочной  перспективе. В период с 2004 по 2010 гг. предполагались следующие  этапы реализации данной Концепции:4

 2004—2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

2008—2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

 Однако  за данный период основные  положения, заложенные в Концепции,  не были выполнены.  Только  начиная с 2010 г. процесс реформирования  бухгалтерского учета в соответствии  с Международными стандартами  финансовой отчетности значительно  активизировался. Наиболее важные  шаги на пути сближения с  МСФО следующие:

 1) принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями. Консолидированную отчетность в соответствии с МСФО должны публиковать:

- Кредитные  организации;

- Страховые  организации;

- Другие  организации, чьи ценные бумаги  допущены к обращению на торгах  фондовых бирж и (или) иных  организаторов торговли на рынке  ценных бумаг

2) принято Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации".

Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить  отдельную экспертизу на предмет  применимости в России. Решение о  вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ. Тем не менее, в России не будут  полностью отказываться от РСБУ. МСФО станут применять для консолидированной  отчетности, а федеральные стандарты  — для отчетности юридических  лиц.

3) Приказом  Минфина России от 02.07.2010 N 66н утверждены  новые формы бухгалтерской отчетности;

4) Приказом  Минфина России от 02.02.2011 N 11н утверждено  новое ПБУ "Отчет о движении  денежных средств"

В 2011 году были признаны применимыми на территории РФ первые 63 стандарта и интерпретаций. Консолидированная финансовая отчетность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчетности за 2012 год.

 

 

2.2 Проблемы перехода на международные стандарты.

 

Действующая система бухгалтерского учета в  РФ существенно отличается от учета  операций в соответствии с международными правилами учета. Российские методы учета не отражают всей информации согласно МСФО, а именно: различная  степень детализации, по-разному  отражается документарное признание  задолженности и денежных средств, возможна также неоднозначная интерпретация  данных по некоторым видам операций.

Основные  различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически  обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой отчетности. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими  предприятиями и финансовыми  институтами. А финансовая отчетность, которая составляется в соответствии с российской системой учета, используется главным образом органами государственного регулирования и статистики. Сложившаяся система бухгалтерского учета в России в большей степени ориентирована на получение необходимой информации для расчета налогов и составления налоговой отчетности и по этим причинам имеет фискальный характер.

В 90-ых годах была предпринята попытка формирования общей блок-схемы проблем адаптации МСФО в России (рис. 1).

 

Рис.1. Общая  схема проблем адаптации международных  стандартов финансовой отчетности в  Российской Федерации (предлагаемой в  средине 90-х годов)

 

Основным  различием, как уже говорилось ранее, является обязательный для МСФО принцип - приоритет содержания над формой.

В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует  тому, каким оно представляется на основании их юридической или  отраженной в учете формы. Российские принципы бухгалтерского учета основываются исключительно на строгом соблюдении законодательных норм, то есть отдают предпочтение форме, а международные стандарты, призванные отражать реальную экономическую сущность операций, ставят во главу угла содержание;

Вторым основным отличием является схема учета затрат. В соответствии с МСФО учет доходов и расходов ведется по принципу начислений, а РПБУ требуют применения и метода начислений, и кассового метода. Согласно методу начисления результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены. Результаты операций отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность кредитных организаций тех периодов, к которым они относятся. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду, что приводит к несвоевременности учета этих операций с точки зрения МСФО. Это различие в моменте учета операций вытекает также и из несоблюдения в РПБУ принципа преобладания сущности над формой.

Определив особенности российской учетной  политики, можно определить основные условия перехода российских банков на международные стандарты финансовой отчетности:5

Первое условие. При переходе на МСФО следует учитывать тот факт, что российская система бухгалтерского учета базируется на жестких, однозначно трактуемых инструкциях, указаниях, положениях и иных нормативных актах, обязательных для выполнения. Создание таких регламентирующих документов обусловлено, в первую очередь, интересами государства в лице различных контролирующих органов. Поэтому очень часто говорят, что основной целью бухгалтерского учета является контроль.

Международные стандарты жестких нормативов не предполагают. Они устанавливают  такие понятия, как «справедливая  стоимость», «амортизированные затраты», «финансовые активы», «производные инструменты» и т.д., а кредитные  организации самостоятельно в своей  учетной политике «домысливают»  эти понятия, превращая их в порядок  ведения бухгалтерского учета тех  или иных операций.

Второе условие. Применение банками таких принципов составления отчетности, как «метод начислений», «приоритет содержания над формой» приводит к существенным изменениям финансовых результатов деятельности банков, а также к изменениям размеров собственных средств (капиталов) банков.

Третье условие. Основное требование, предъявляемое к отчетности по МСФО, — прозрачность. Международные стандарты обязывают банки сообщать о себе всю информацию, которая может быть полезна пользователям информации. Например, выдача кредита инсайдеру должна быть отражена в отчетности или раскрыта в пояснительной записке к отчетности, а если банком учтен вексель дочерней компании, то банк должен указать этот факт в отчетности по МСФО.

Четвертое условие. Кадровая поддержка внедрения МСФО, а именно:

1) Разработка программы обучения МСФО для бухгалтеров, аудиторов и работников налоговых служб как пользователей финансовой отчетности.

2)Разработка и введение программы непрерывного образования и сертификации бухгалтеров и аудиторов, соответствующей требованиям Международной федерации бухгалтеров.

3) Принятие концепции обучения специалистов по МСФО в России в рамках сертифицирующей организации.

 Но далеко не все предприятия относятся к переходу на МСФО положительно. По мнению Олега Островского, генерального директора Института профессиональных бухгалтеров России, сегодня российские предприятия в подавляющем большинстве к переходу на МСФО не готовы.

 Одной  из основных проблем при массовом  внедрении МСФО станет кадровая. МСФО значительно сложнее российских  правил бухгалтерского учета  и требуют от финансистов большей  профессиональной подготовки и  знаний. Несмотря на то что сейчас многие учебные заведения предлагают программы обучения по МСФО, систематизированного подхода к образованию в области международных стандартов пока нет. «Российское образование не готово к тому, чтобы переучить всех бухгалтеров и аудиторов. Создать полноценную систему образования без поддержки на государственном уровне практически невозможно», – считает Олег Островский. И для начала нужно подготовить преподавательский состав, который в свою очередь будет обучать как аудиторов, так и специалистов, необходимых российским компаниям. Однако такая поэтапная процедура обучения требует затрат времени. Необходимо будет также решить проблему сертификации аудиторов.

Информация о работе Проблемы перехода российских предприятий на МСФО