Проблемы становления бухгалтерского управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основ бухгалтерского управленческого учета, особенностей нормативно-правовой литературы в области управленческого учета, а так же проблемы становления управленческого учета в РФ.
Исходя из заявленных целей, следует выполнить следующие задачи:
- Определить сущность, методы, принципы, функции, основные цели и задачи управленческого учета;
- Проанализировать законодательные основы бухгалтерского и управленческого учета;
- Выявить проблемы становления бухгалтерского управленческого учета в РФ;

Содержание работы

Введение…………………………………..………………………………………3
Глава 1. Сущность управленческого учета в РФ…………….………………….5
1.1 Сущность и задачи управленческого учета………………..……………......5
1.2 Сравнительная характеристика бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета…….………………………………..………..…….8
1.3 Организация управленческого учета………………..………………..……...9
Глава 2. Проблемы становления бухгалтерского управленческого учета…...13
2.1 Основные проблемы………………………………………………………...13
2.2 Проблемы адаптации управленческого учета в России….…….…….…..16
2.3 Проблемы развития управленческого учета в России…………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

моя курсовая по управл. учету.docx

— 59.67 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Организация управленческого  учета

 

     Под организацией  управленческого учета понимают  систему условий и элементов  построения учетного процесса  с целью получения достоверной  и своевременной информации о  хозяйственной  деятельности  организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций.

     Для обеспечения  управленческого учета большое  значение имеет разработка плана его организации, который состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план счетов  и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.

     В плане  документации указывается перечень  документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно.

     Основой организации  первичного учета в организациях  является график документооборота. Под документооборотом понимают  путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

     При разработке  плана счетов для управленческого  учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее  время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.01 г. № 94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

     Однокруговая система учета затрат может осуществляться:

- без использования специальных  счетов управленческого учета;

- с использованием системы  счетов управленческого учета.

Двухкруговую систему  учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий учет имеют самостоятельные планы счетов. Возможен также вариант выделения для управленческого учета обособленных счетов.

     Для согласования  данных финансового и управленческого  учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета в  управленческий и из управленческого - в финансовый. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

     В плане  отчетности указываются: перечень  отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование служб и подразделений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ.

     В плане  технического оформления учета  указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации.

     В плане  организации труда работников  бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.

     Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.); операционный бюджет, который детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ (социального развития, научно-исследовательских работ и т.п.)

     Материальная группа: осуществляет выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов; разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах; принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов; разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов; осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

     Группа учета  затрат труда и его оплаты  осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, ведет учет затрат труда по установленным объектам учета, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

     Производственно  – калькуляционная группа определяет  перечень центров затрат и  центров ответственности, устанавливает  статьи затрат по каждому центру  затрат, разрабатывает формы учетных  регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффектным использованием производственных ресурсов.

Группа учета продажи  продукции определяет порядок учета  выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические затраты по продаже продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

     Аналитическая  группа осуществляет анализ эффективности  деятельности по каждому центру  затрат, структурному подразделению  и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетной организации (совместно с группой планирования).

Руководитель предприятия, желающий иметь полную и достоверную  финансовую информацию о своём бизнесе, а также экономист, обеспечивающий своего руководителя такой информацией, должны понимать, какие проблемы могут встать на их пути.

 

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

2.1 Основные проблемы

     Руководитель предприятия, желающий иметь полную и достоверную финансовую информацию о своём бизнесе, а также экономист, обеспечивающий своего руководителя такой информацией, должны понимать, какие проблемы могут встать на их пути.

Хотя основное внимание на этапе постановки управленческого  учёта специалистами уделяется технической стороне (разработка или настройка компьютерных программ, выявление параметров управленческого учёта), всё же наиболее сложной задачей является получение достоверной информации в нужном разрезе. В связи с этим даже самые совершенные для конкретного предприятия методики могут подвергаться значительным ограничениям в связи с тем, что требуемая информация не может быть получена оперативно и в нужном разрезе.

Зачастую это связано  с тем, что в условиях становления  бизнеса руководство больше внимания обращает, как правило, на другие проблемы: снижение налоговой нагрузки путём использования различных схем; создание структур под отдельных людей; рост объёмов продаж с отставанием во внедрении систем детального учёта продукции; открытие или приобретение некоторого числа юридических лиц с узкой географической или производственной специализацией; становление бухгалтерского и налогового учёта; “политические” вопросы и так далее. После того, как сформированный таким образом бизнес входит в стадию зрелости, руководство начинает больше внимания уделять “тонким” вопросам. Одновременно с этим оно приходит к пониманию того, как много денег в период становления “ушло в песок” из-за отсутствия эффективной системы управленческого учёта. На этапе относительной “зрелости” бизнеса возникают и конфликты с акционерами, которые хотят отделиться и забрать свою “долю”, которую в таких условиях бывает сложно определить. Поэтому, чем раньше руководство и владельцы пригласят на предприятие нужного специалиста и создадут ему все условия для нормальной работы, тем меньше будут их моральные и материальные потери: ведь восстановить картину за прошлый период в такой неразберихе бывает сложно или даже невозможно.

Итак, одним из факторов, усложняющих выработку процедур получения информации и снижающих эффективность управленческого учёта, является запоздалое привлечение квалифицированных специалистов, занимающихся этой проблемой. Другими факторами являются: нежелание руководства предоставить полную (конфиденциальную) информацию; сопротивление со стороны отдельных сотрудников, видящих в специалистах по управленческому учёту контролёров, конкурентов или лиц, мешающих им работать; необходимость обращаться к большому количеству различных сотрудников, каждый их которых знает только свой участок, но которые не являются взаимозаменяемыми; отсутствие адекватных систем бухгалтерского учёта и учёта товародвижения (например, отсутствие качественного компьютерного учёта товародвижения); расплывчатость организационной структуры и ответственности; отсутствие знания от том, кто, чем занимается и какую информацию может дать; игнорирование рекомендаций и запросов специалиста, ставящего или ведущего управленческий учёт; необоснованно завышенные требования руководства к срокам и качеству предоставляемых управленческих отчётов при отсутствии с их стороны помощи в решении соответствующих организационных проблем; изменчивость или неопределённость требований руководства к управленческому учёту; противоречия между владельцами и высшим менеджментом предприятий.

В принципе, все проблемы, связанные с постановкой управленческого учёта, можно обобщённо сформулировать следующим образом:

Сложность в определении  квалификации и подборе специалистов, в чьи обязанности входит постановка и ведение управленческого учёта. Отсутствие понимания руководством и сотрудниками предприятия данного участка работы (отсюда проистекает недостаточное взаимодействие между специалистами и руководством, между специалистами и другими сотрудниками предприятия). Отставание на других участках работы: слабый уровень бухгалтерского и товарного учёта, отсутствие чёткой структуры предприятия, включающей в себя реальную органиграмму, реально действующие должностные инструкции и т. п. Отсутствие идеологии на предприятии, которая обеспечивала бы работу коллектива как единого целого, отношения взаимопомощи, взаимного уважения и осознание ответственности за предоставляемую информацию. Сложность в техническом обеспечении функционирования системы управленческого учёта: отсутствие необходимой компьютерной техники, программного обеспечения и т. п. Ответственность за решение всех этих проблем ложится на руководство предприятия, которое должно проявлять заинтересованность в создании полноценной системы управленческого учёта и проявлять инициативу в решении сопутствующих организационных, психологических и технических проблем. Как показывает практика, вопросы информационного обеспечения руководство крупных предприятий иногда пытается решить путём привлечения консалтинговых фирм, внедрения сложных и комплексных информационных систем. Это всё можно только приветствовать, но, с другой стороны, инвестиции в индустриально разработанные и внедряемые на таком уровне системы оказываются крайне высокими. Кроме того, требуется существенная реорганизация всей структуры бизнеса, включая документооборот, найм новых сотрудников, масштабные закупки оргтехники. При этом нет гарантии, что такая система будет полностью отвечать потребностям в информации, учитывая специфику бизнеса в нашей стране (тотальное использование налоговых схем, часто меняющееся законодательство, отсутствие свободных денежных средств и квалифицированного и дисциплинированного персонала, готового работать в новом режиме). Вызывает удивление то, как “романтично” настроенные руководители изъявляют готовность внедрять современные информационные системы, когда простейшая бухгалтерская программа зачастую годами не может быть настроена и внедрена на их предприятиях. Прежде чем внедрять дорогостоящие информационные системы, необходимо навести порядок в том, что уже имеется, подготовить почву для этого, внедрить систему управленческого учёта хотя бы на уровне “локального” компьютера с работающим за ним специалистом, выработать те принципы управленческой учётной политики и форматы управленческой отчётности, которые адекватно отражают экономическую реальность и под которые в дальнейшем может быть настроена мощная “индустриальная” информационная система

2.2 Проблемы адаптации управленческого учета в России

     Прилагая усилия к развитию и внедрению управленческого учета на российских предприятиях, нельзя забывать как о национальных особенностях развития экономики России, так и об опыте развитых стран мирового сообщества.

     За последние годы осуществлены попытки объяснения теоретических основ управленческого учета в основном на примере зарубежных стран, однако, четкого определения специфических для России функций этого вида учета пока не выработано. При этом положении вещей переход на рыночные отношения, изменения в организации бухгалтерского учета настоятельно требуют решения данной проблемы, тем более, что в России и состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и нормы обязательных, а также амортизационных отчислений, и налоговая система подвержены достаточно частым изменениям.

    Как показывает анализ отчетности российских предприятий есть и позитивные сдвиги в корпоративном управлении ряда компаний. Главный из них - улучшение качества финансовой отчетности. Крупнейшие российские компании стали предоставлять отчетность, составленную по международным стандартам, причем некоторые не только по итогам за год, но и за полугодие и даже квартал. В частности, это ОАО “ЛУКОЙЛ”, ОАО “Газпром” и т.д. Однако по-прежнему акционерам трудно разобраться в бухгалтерской отчетности, поскольку лишь немногие компании предоставляют подробную пояснительную записку такой отчетности.

    Еще одним положительным фактом является расширение и конкретизация требований к финансовой отчетности. Если ранее российская финансовая отчетность была ориентирована исключительно на предоставление 4-х основных табличных форм, то в настоящее время появились требования к раскрытию отдельных статей бухгалтерского баланса, комментариев к отчетности, оценке финансового состояния предприятия. Значительно увеличился объем, улучшилось содержание пояснительной записки к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, что сказалось на информативности предоставляемой отчетности.

    Анализ современного состояния системы управленческого учета в России, показывает, что существенная часть хозяйствующих субъектов пользуется теми или иными элементами управленческого учета, но не знает, что это и есть управленческий учет. Это относится, в первую очередь, к “новым” предприятиям и холдингам, к ситуации, когда на крупные российские предприятия приходит молодая, западно-ориентированная команда управленцев. У так называемых “старых” предприятий, которые составляют большую часть российской промышленности, ситуация хуже - они унаследовали с советских времен формы и методики калькулирования себестоимости, которые неприменимы к рыночным условиям хозяйствования, а проводить методологическую работу самостоятельно не в силах.

Информация о работе Проблемы становления бухгалтерского управленческого учета