Процедура предоставления консолидированной финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 12:22, статья

Описание работы

Согласно МСФО № 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» каждая материнская организация должна представлять консолидированную финансовую отчетность. В этой отчетности консолидируются все инвестиции в дочерние организации.

Файлы: 1 файл

консолидация.docx

— 31.65 Кб (Скачать файл)

Процедура предоставления консолидированной финансовой отчетности

Согласно МСФО № 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» каждая материнская организация должна представлять консолидированную финансовую отчетность. В этой отчетности консолидируются все инвестиции в дочерние организации.

При соблюдении следующих условий материнская организация не должна предоставлять консолидированную финансовую отчетность:

  1. материнская организация является дочерней организацией, находится в полной или частичной собственности другой организации. Владельцы материнской организации, а также тех организаций, для которых данная является дочерней, должны быть информированы о том, что данная организация не будет представлять консолидированную финансовую отчетность;
  2. долговые и долевые инструменты материнской организации не обращаются на открытом рынке;
  3. материнская организация не готовит документы для выпуска долговых или долевых инструментов на открытом рынке;
  4. конечная материнская организация данной материнской организации представляет консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с требованиями МСФО.

Инвестиции в совместно  контролируемые и ассоциированные  организации, которые отражаются в  консолидированной финансовой отчетности, кроме того, должны отражаться и  в отдельной финансовой отчетности инвестора. Различают 2 метода учета инвестиций в зависимые компании:

  1. метод пропорционального распределения;
  2. стоимостный метод.

Основные методы составления консолидированной  финансовой отчетности:

  1. отражение показателей активов и пассивов бухгалтерских балансов дочерних и материнской организаций в общей сумме;
  2. отражение в консолидированной отчетности инвестиционной деятельности в целом по группе;
  3. прибыли и убытки в консолидированной отчетности показываются в развернутом виде в разрезе каждого участника группы;
  4. информация по показателям деятельности отражается в консолидированной отчетности начиная с момента консолидации;
  5. при наличии организаций с различными видами деятельности консолидированная отчетность составляется отдельно по видам деятельности.

Трудности составления  консолидированной финансовой отчетности:

  1. трудоемкость сбора полной информации, необходимой для своевременной подготовки консолидированной отчетности;
  2. корректировка отчетности дочерних организаций в связи с применением единой учетной политики;
  3. необходимость внесения изменений в отчетность дочерних организаций;
  4. выбор метода консолидации из всего многообразия методов с учетом особенностей каждой конкретной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процедура консолидации

При составлении консолидированной  финансовой отчетности организация  должна построчно консолидировать  финансовую отчетность материнской  и дочерних организаций с помощью  сложения аналогичных статей активов, обязательств, доходов и расходов.

Консолидированная финансовая отчетность должна представлять полную и точную информацию о группе организаций  как о единой экономической организации. Для этого важно определить долю меньшинства в прибыли или  убытке консолидированных дочерних организаций за отчетный период. Финансовая отчетность материн ской и дочерних организаций, применяемая при подготовке консолидированной финансовой отчетности, должна быть составлена по состоянию на одну и ту же отчетную дату. Если отчетные даты не совпадают, то дочерней организации следует подготовить дополнительно отчетность на ту же дату, что и материнская организация.

Методы консолидации:

  1. полная консолидация. Происходит консолидация всех чистых активов дочерних организаций, права меньшинства показываются в пассиве консолидированного балансового отчета. Применяется для дочерних организаций, образовавшихся по одному из методов:
    • метод приобретения;
    • метод слияния;
  2. пропорциональная консолидация. Консолидируются активы, которыми владеет участник совместной деятельности, доля меньшинства в отчетности не отражается. Применяют при формировании отчетности для совместной деятельности;
  3. метод долевого участия. Применяется для ассоциированных компаний.

Этапы консолидации:

  1. элиминирование внутригрупповых операций;
  2. расчет гудвилла;
  3. расчет накопленного капитала;
  4. определение доли меньшинства;
  5. формирование консолидированного отчета.

Для аналогичных сделок и  событий консолидированная отчетность создается на основе единой учетной  политики. Долю меньшинства в чистых активах консолидированных дочерних организаций следует отражать отдельно от капитала акционеров материнской  организации. Доля меньшинства в чистых активах включает:

  1. суммы долей меньшинства на дату объединения;
  2. доли меньшинства в изменениях капитала с даты объединения.

Доли меньшинства представляются в консолидированном балансе  в разделе капитала отдельно от капитала материнской организации. Также  обязательным условием является отдельное  отражение доли меньшинства в  прибыли или убытке группы. Убытки, относящиеся к доле меньшинства  в консолидированной дочерней организации, могут превышать долю меньшинства  в ее капитале. Эти убытки следует  распределить на долю большинства. Исключение: дочерняя организация может самостоятельно покрыть данные убытки.

 

Консолидация  отчетности

Несмотря на то, что бизнес, состоящий из ряда юридически обособленных лиц, подразумевает вопрос о консолидации отчетности, в России пока не сложилась  практика составления единого отчета о результатах хозяйственной  деятельности зависимых компаний. Как  известно, цель финансовой отчетности состоит в том, чтобы ее пользователи (владельцы, инвесторы, кредиторы, биржевые аналитики, государственные органы и др.) получили адекватное представление  о финансовом положении и деятельности предприятия и могли на этой основе принимать управленческие решения. В случае, если одни предприятия контролируют другие, возникает необходимость в консолидации финансовой отчетности, ведь более логично анализировать сведения по всей группе в целом, независимо от количества и местонахождения юридических лиц, входящих в нее. Таким образом, если компания представляет собой холдинг, состоящий из нескольких обособленных предприятий, то встает вопрос о формировании консолидированных бюджетов и отчетов всей компании.

Консолидированная отчетность дает представление об итоговой финансовой ситуации по всей группе компаний в  целом. Консолидированная отчетность представляет из себя разновидность бухгалтерской отчетности, и предназначена она для характеристики финансового положения и результата деятельности группы хозяйствующих субъектов.

Необходимость составления  сводной бухгалтерской отчетности предусматривается нормативными актами Минфина России. В Положении по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности говорится, что в случае наличия у организации  дочерних и зависимых обществ  помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская  отчетность, включающая показатели отчетов  таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Минфином России.

Консолидация отчетности группы основана на объединении информации, содержащейся в отчетности материнской  и дочерних компаний. Процесс консолидации очень сложен и предусматривает  целый ряд специальных расчетов. Он может быть представлен в виде многошаговой процедуры — графика  консолидации. При этом на каждом шаге предусматриваются те или иные действия по превращению финансовых отчетов  отдельных компаний и некоторой  дополнительной информации в комплект консолидированной отчетности, составленной в соответствии с теми или иными  стандартами.

К числу наиболее общих  шагов консолидации отчетности относятся:

  • элиминирование внутригрупповых операций.
  • расчет гудвилла.
  • расчет накопленного капитала.
  • расчет прав меньшинства.
  • непосредственно формирование отчетов.

Составление отчетности может  осуществляться двумя способами:

  • совместное планирование и ведение учета деятельности всех предприятий в одной системе, что позволяет сразу формировать консолидированные бюджеты и отчеты компании;
  • ведение раздельного учета и формирование собственных плановых и отчетных документов для каждого из предприятий компании и их последующее объединение в консолидированные бюджеты и отчеты компании.

Каждый из вариантов обладает своими преимуществами и недостатками. Крупные компании, состоящие из большого количества предприятий, как правило, выбирают второй вариант. Этому способствуют территориальная обособленность отдельных  предприятий, влекущая за собой обособленные процессы учета и планирования. Различные  направления деятельности предприятий  компании, возрастание количества разнородных  хозяйственных операций также способствуют ведению отдельного специализированного  учета для каждого предприятия.

Это приводит к тому, что  необходимо консолидировать отдельные  бюджеты и отчеты предприятий  компании, что в свою очередь требует  разработку методологии данной процедуры. При наличии хозяйственных операций между различными предприятиями  компании процедура консолидации усложняется  и возникает необходимость исключения внутренних оборотов при формировании консолидированных бюджетов и отчетов. Например, если одно предприятие выдает займ другому предприятию в составе компании, то на уровне группы никаких займов компания в целом не получает и не выдает. Поэтому при формировании консолидированной отчетности компании влияние данной операции необходимо исключить.

Одним из распространенных видов внутренних оборотов являются продажи внутри группы. Например, если предприятия продают свою продукцию  торговому дому в составе компании, то при этих операциях может возникнуть прибыль внутреннего оборота, также  подлежащая исключению при консолидации. Прибыль внутреннего оборота  может входить и в состав остатков в балансе, например, в составе  продукции, которую торговый дом  закупил у предприятий компании. Сложные случаи возникают, если прибыль  внутреннего оборота входит в  состав материалов, которые затем  используются для производства продукции. Если внутри группы компаний закупается основное средство, то прибыль внутреннего  оборота отражается в его остаточной стоимости, в амортизации и в  стоимости произведенной продукции.

Внутригрупповая операция одного периода может отражаться в бюджетах и отчетах последующих периодов, поэтому при консолидации необходимо учитывать и некоторые данные прошлых периодов. Иногда продукция  продается несколько раз от одного предприятия группы к другому, при  этом прибыль внутреннего оборота  также переходит от одного контрагента  к другому. Если эта прибыль попадет  в отчетность группы компаний, то финансовые результаты окажутся завышенными и  будут вводить в заблуждение  пользователей отчетности.

Таким образом, консолидация бюджетов и отчетов является непростой  задачей, требующей особого внимания финансовых служб и руководителей. Компании, предоставляющие отчетность по МСФО, также обязаны исключать  влияние операций внутри группы, поскольку  этого требуют международные  стандарты. Консолидация отчетности в  этом случае осложняется еще и  тем, что ее необходимо проводить  в соответствии с правилами, заданными  МСФО.

Для того чтобы правильно  исключить все влияние внутренних оборотов при консолидации бюджетов и отчетов, необходимо изучить особенности  организации бизнеса компании и  разработать методологию консолидации. Создание такого инструмента позволит оперативно и качественно готовить консолидированные бюджеты и  отчеты для предоставления заинтересованным пользователям и принятия управленческих решений.

Решением описанных проблем  является разработка и внедрение  в системы консолидации бюджетов и отчетов, которая представляет собой механизм сбора необходимых  плановых и фактических данных, исключения внутригрупповых оборотов и формирования консолидированных бюджетов и отчетов.

Система консолидации бюджетов и отчетов позволяет решать следующие  задачи:

  • Консолидация бюджетов и отчетов предприятий Компании;
  • Подготовка консолидированных бюджетов и отчетов в соответствии с требованиями МСФО (GAAP);
  • Более обоснованное принятие управленческих решений на основе достоверной и оперативной информации о Компании;
  • Сопоставление консолидированной отчетности по бюджетам и отчетности по МСФО (в случае, если эти виды отчетности составляются раздельно);
  • Укрепление финансовой дисциплины и подчинение интересов отдельных структурных подразделений интересам Компании в целом.

Информация о работе Процедура предоставления консолидированной финансовой отчетности