Процедура предоставления консолидированной финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 12:22, статья

Описание работы

Согласно МСФО № 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» каждая материнская организация должна представлять консолидированную финансовую отчетность. В этой отчетности консолидируются все инвестиции в дочерние организации.

Файлы: 1 файл

консолидация.docx

— 31.65 Кб (Скачать файл)

Для разработки системы консолидации бюджетов и отчетов Компании Консультанту потребуется информация о Компании-клиенте. На этапе заключения договора для  получения предварительной информации о деятельности Компании и определения  индивидуальных условий реализации проекта Консультанту необходимы:

  • Отраслевые документы, необходимые для понимания бизнеса Клиента;
  • Организационная структура Компании;
  • Цели и требования Компании к проектируемым системам;
  • Список контактов ответственных лиц Компании, участвующих в проекте.

На этапе исполнения работ  Консультантом будут сформированы дополнительные информационные запросы:

  • Положения и прочие методологические и регламентирующие документы по системам управленческого учета и планирования Компании;
  • Форматы существующей управленческой отчетности;
  • Положение об учетной политике и иные методологические документы, определяющие принципы бухгалтерского учета в Компании;
  • Документы, описывающие методологию и уровень автоматизации процессов консолидации бюджетов и отчетов;
  • Предложения от Компании по организации и составу предстоящих работ;
  • Прочие документы по требованию Консультанта.

Результаты консолидации отчетности

Внедряя систему консолидации отчетности и планов, компания получает эффективный инструмент, включающий в себя следующие элементы:

  • Нормативно-методологическая база системы консолидации бюджетов и отчетов:
    • определяющая методику исключения внутренних оборотов при консолидации;
    • включающая требования к данным, предоставляемым отдельными предприятиями группы;
    • регламентирующая процесс формирования консолидированных бюджетов и отчетов (регламенты, графики документооборота, рабочие инструкции по формированию показателей);
  • Интегрированная в автоматизированную систему управленческого учета и планирования Компании подсистема, обеспечивающая обработку бюджетов и отчетов предприятий группы, исключение внутренних оборотов и консолидацию данных;
  • Персонал, обученный навыкам формирования консолидированных бюджетов и отчетов.

Для большего удобства Клиента  и сокращения рисков проекта, услуга по постановке системы консолидации бюджетов и отчетов разделена  на следующие этапы:

Этап 1 – Диагностика  текущего состояния систем управленческого  учета и планирования Компании

Основной задачей данного  этапа является приобретение понимания  бизнеса Клиента и определение  возможности формирования консолидированной  бюджетов и отчетов Компании.

По итогам этапа составляется отчет о результатах диагностики  текущего состояния системы управленческого  учета и планирования Компании, описывающий  готовность данных систем компании к  сбору необходимых данных и консолидации бюджетов и отчетов и концепция, отражающая принципы построения системы  консолидации бюджетов и отчетов.

Этап 2 – Разработка нормативно-методологической базы системы  консолидации бюджетов и отчетов  Компании

Основной задачей данного  этапа является разработка методологических и нормативных материалов, сопровождающих систему консолидации бюджетов и  отчетов Компании.

Итогом работы на данном этапе является методика консолидации бюджетов и отчетов Компании, включающая технологию исключения внутренних оборотов, а также требования к системам управленческого учета и планирования, выполнение которых обеспечит возможность  формировать консолидированные  бюджеты и отчеты Компании.

Этап 3 – Проектирование и регламентация системы консолидации бюджетов и отчетов Компании

Основной задачей данного  этапа является проектирование процесса предоставления необходимых данных о внутренних операциях Компании и формирования консолидированных  бюджетов и отчетов. На данном этапе  происходит определение функций  субъектов, участвующих в данном процессе.

Итогом работы на данном этапе являются регламентирующие документы: регламенты и схемы основных функций  процесса предоставления необходимых  данных о внутренних операциях компании и формирования консолидированных  бюджетов и отчетов, графики документооборота, рабочие инструкции.

Этап 4 – Автоматизация  системы консолидации бюджетов и  отчетов Компании

Основная задача данного  этапа состоит в автоматизации  системы консолидации бюджетов и  отчетов и максимальная ее интеграция в систему управленческого учета  и планирования Компании. Реализация данного этапа зависит от состояния  существующих автоматизированных систем учета и планирования Клиента, поэтому  может осуществляться по нескольким вариантам – как на базе программных  средств, предлагаемых ЗАО «Евроменеджмент», так и на базе средств, предлагаемых Клиентом.

Результаты этапа:

Вариант 1. Настроенное и  интегрированное в систему управленческого  учета программное обеспечение, принятое Компанией-клиентом в эксплуатацию.

Вариант 2. Сформированные требования к программному обеспечению, техническое  задание на автоматизацию разработанной  системы. Наши специалисты также  могут осуществить:

  • Контроль разработки и внедрения, осуществляемого третьим лицами;
  • Консультационное сопровождение Компании-разработчика системы по вопросам методологии консолидации бюджетов и отчетов;
  • Тестирование внедренного программного обеспечения.

Консолидированная финансовая отчетность при переходе российской организации на МСФО

Сложность формирования консолидированной  финансовой отчетности в российских условиях связана с различиями учетных  политик компаний группы, способов ведения бухгалтерского учета и  отражения результатов коммерческой деятельности. Кроме того, материнская  компания может перейти на МСФО раньше, чем подконтрольная дочерняя компания.

Возникающие вопросы можно  объединить в следующие группы:

  • объединение данных бухгалтерской отчетности материнской и дочерних компаний в консолидированной отчетности по МСФО;
  • расчет показателей консолидированной отчетности в соответствии с МСФО (гудвилл, доля меньшинства);
  • методика исключения оборотов по внутригрупповым операциям (внутригрупповая прибыль, займы, продажа активов).

Объединение данных бухгалтерской  отчетности заключается в определении  круга консолидируемых компаний, а также возможности консолидации отчетности организаций, использующих различные стандарты бухгалтерского учета.

Круг организаций, данные отчетности которых подлежат консолидации, в соответствии с МСФО (IAS) 27 `Консолидированная  и отдельная финансовая отчетность` определяется на основе концепции контроля, т.е. возможности материнской компании определять финансовую и хозяйственную  политику дочерней компании с целью  получения экономических выгод  от ее деятельности. Контроль может  быть реализован либо напрямую материнской  компанией, либо косвенно через ее дочерние компании. Наличие контроля, как  правило, отождествляют с владением  более половиной обыкновенных акций  дочерней компании. В действительности, согласно п. 13 МСФО (IAS) 27 возможны случаи наличия контроля при значительно  меньшей доле участия в капитале  При этом материнская компания должна обосновать наличие фактического контроля над дочерней компанией и сделать соответствующее раскрытие в комментариях к консолидированной отчетности.

Помимо выполнения требования контроля для включения организации  в круг консолидации необходимо соблюдение условия долгосрочного инвестирования. Если инвестирование носит краткосрочный  характер (до 12 месяцев с даты приобретения материнской компанией акций дочерней компании), то показатели отчетности дочерней компании не консолидируются. Величина инвестиций в такую дочернюю компанию, как правило, включается в показатель `Финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи` консолидированного бухгалтерского баланса (Available-for-sale financial assets).

Объединение данных материнской  и ее дочерних компаний осуществляется по одноименным показателям финансовой отчетности. В добавление следует  отметить основные требования к объединению данных отчетности консолидируемых компаний, а именно: единая отчетная дата, единая учетная политика, которые необходимо соблюсти при консолидации (пп. 26, 28 МСФО 27). При консолидации следует пересчитать данные отчетности зарубежных дочерних компаний в валюту представления консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 21.

Расчет показателей гудвилла и доли меньшинства. В консолидированной финансовой отчетности, как правило, возникают показатели гудвилла и доли меньшинства. Гудвилл представляет разницу между фактической суммой платежа за приобретаемые акции дочерней компании и справедливой стоимостью доли материнской компании в чистых активах дочерней компании, определяемую на дату приобретения в соответствии с п. 51 МСФО (IFRS) 3. Справедливая стоимость чистых активов исчисляется как разница между активами и обязательствами дочерней компании на дату приобретения. Пример расчета гудвилла (в тыс. руб.) приведен ниже (цифры условные).

Важно отметить, что расчет гудвилла при приобретении контроля над компанией по частям осуществляется исходя из сумм чистых активов подконтрольной компании на соответствующие даты приобретения согласно п. 59 МСФО (IFRS) 3.

Российские организации, которые будут впервые подготавливать консолидированную финансовую отчетность, могут столкнуться с проблемой  расчета гудвилла, поскольку крайне сложно исчислить справедливую стоимость активов и обязательств приобретенной дочерней компании, которая была на дату приобретения.

Однако, если материнская компания не составляла консолидированную отчетность до перехода на МСФО (но получила контроль над дочерней компанией до даты перехода на МСФО), для определения гудвилла следует исчислить величину чистых активов дочерней компании по состоянию на дату перехода материнской компании на МСФО. Чистые активы представляют разницу активов и обязательств дочерней компании, взятых в справедливой оценке (оценка по МСФО) на дату перехода.

 

 

 


Информация о работе Процедура предоставления консолидированной финансовой отчетности