Прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 22:15, реферат

Описание работы

Формирование рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе, одной из которых является анализ потребительского спроса. Переход на рыночные отношения выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом. Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение законами рынка приводит предпринимателя к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать перспективы развития рынка и адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Введение ( стр. 2-3)

1 Основы теории спроса и предложения (стр. 4-12)

1.1 Понятия "спрос" и "предложение" 1.2 Эластичность спроса и практическое значение показателей эластичности

2 Методы изучения и прогнозирования спроса (стр. 13-23)

2.1 Системный подход к анализу спроса

2.2 Методы изучения спроса на торговом предприятии а) изучение реализованного спроса б) изучение неудовлетворенного и формирующегося спроса

2.3 Основные методы прогнозирования спроса а) экономико-математические методы б) нормативные методы в) методы экспертных оценок

3 Анализ спроса на мебельном рынке России (стр. 25-29)

Вывод (стр. 30-31) Список использованной литературы (стр. 32-33)

Файлы: 1 файл

прогнозирование спроса на товары народного потребления.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее разработанными и практически сложившимися являются мето­ды изучения реализованного спроса.  Их можно условно разделить на  две группы:  методы непосредственной регистрации продажи товаров и методы, основанные на балансовых расчетах (например,  на основе товарного  ба­ланса) .

Методы регистрации  продажи  включают  такие приемы и технические средства, как учет продажи по товарным ярлыкам, ярлыкам-вкладышам, то-варным (мягким чекам), а так же учет продажи при расчете с покупателями с применением электронных кассовых аппаратов.  В магазинах по  продаже товаров повседневного спроса наиболее удобно использовать отрывные яр­лыки, ярлыки-вкладыши,  товарные чеки. В них, кроме обязательных приз­наков (артикул,  цена), могут быть дописаны те признаки товара, по ко­торым ведется изучение спроса,  например фасон,  модель,  цвет и др. В конце рабочего  дня заведущие секциями подсчитывают количество продан­ных товаров и записывают их наименования в журнал регистрации, группи­руя по  видам изделий и учитываемым ассортиментным признакам.  По мере необходимости эти сведения представляют в торговый отдел.

Механизированная обработка  товарных  ярлыков  с помощью вычисли­тельной техники позволяет обобщить все содержащиеся в них  ассортимент­ные признаки товара и получить оперативную информацию о продаже в раз­вернутом ассортименте. Учет продажи с помощью товарных признаков может быть выборочно использован по многим непродовольственным товарам. В то же время применение этого метода даже с использованием современной вы­числительной техники затруднено в связи с медленным переходом отечест­венной промышленности на международный торговый штриховой код.

При применении международного торгового штрихового кода получение данных о продаже товаров в ассортименте обеспечивается в момент совер­шения покупки с последующей обработкой этих данных на ПЭВМ.

На основе таких автоматизированных систем в узлах расчета с поку­пателями появляется возможность получить и накапливать данные о прода­же товаров в развернутом ассортименте за любой период в так называемом реальном масштабе времени.

В розничных торговых организациях широко  применяется  балансовый  метод учета реализованного спроса. Он основан на формуле товарного ба ланса: Р = Оц + П  -0^

Р - реализованный спрос

Он - остаток товаров на начало периода учета П  - поступление товаров за период учета Ок. - остаток на конец периода учета

Исходные данные берут  из  документов  бухгалтерской  отчетности картотеки складов  и  затем рассчитывают размер продажи товаров за от четный период.  Но очевидно, что такой метод является слишком громозд ким и с его помощью трудно организовать оперативный учет реализованно го спроса за день, декаду, пятидневку, что необходимо для коммерческой  работы.

При изучении спроса с применением ПЭВМ учет продажи  товаров  ве дется на основе их движения: поступления от поставщиков, отпуска в ма газины, данных инвентаризации.

Изучение неудовлетворенного  спроса  может проводиться в процесс изучения реализованного спроса.  Для этого  могут  быть  использованы например, коэффициенты удовлетворения спроса, показывающие степень его  удовлетворения:

реализованный спрос

^     общий объем предъявленного спроса     ^^ "

неудовлетворенный спрос рассчитывается по формуле: Рц = (1 - К) Рп или   Рц = (100% - К)^

где Р» - размер неудовлетворенного спроса рп - фактическая продажа за период учета

К - коэф. удовлетворения спроса (в %  или относительных числах) Неудовлетворенный спрос  могут  регистрировать  продавцы,  однако точность и эффективность этих методов незначительны.

Комплексное изучение  неудовлетворенного  и формирующегося спроса  может быть широко организовано с помощью опроса покупателей,  предста

вителей торговых организаций и предприятий, экспертов.

Следующим этапом  изучения  спроса  населения на товары народного потребления является определение его товарно-групповой структуры.  То­варно-групповая  структура спроса - это соотношение расходов населения на приобретение различных групп товаров в пределах общего объема платежеспособного спроса. Расчет структуры спроса позволяет обосновать структуру розничного товарооборота, предъявить промышленности требова­ния по выпуску товаров,  что в свою  очередь  требует  от  предприятий изыскания  ресурсов роста товарооборота в соответствии с развивающимся спросом населения.  В целом по стране рассчитывают структуру по основ­ным товарным группам; розничные и оптовые торговые предприятия для за­дач текущего планирования и оперативного управления осуществляют  рас­чет структуры во внутригрупповом ассортименте. В зависимости от приня­того подхода товарно-групповая структура спроса  может  рассчитываться по принципу "от общего к частному" или "от частного к общему".  В пер­вом случае осуществляется поэтапный расчет структуры от объема до  от­дельных товарных групп. Во втором - применяется метод прямого товарно­го расчета структуры спроса  с  последующей  балансировкой  полученных прогнозов  спроса  на отдельные товарные группы в рамках общего объема спроса. На практике целесообразно сочетание товарного и поэтапного ме­тодов расчета.

2.3 Основные методы прогнозирования спроса

Прогнозирование ассортиментной структуры платежеспособного спро­са на  конкретные товары осуществляется предприятиями торговли и сферы услуг всех форм собственности как самостоятельными рыночными  структу­рами. Оно реализуется как правило в оперативном периоде (день, декада, месяц, квартал) и формируется как проблема прогнозирования микроспроса

При постановке  задач  прогнозирования  спроса необходимо иметь в виду, что они решаются по мере выявления  основных  закономерностей и тенденций развития спроса в прошлом,  настоящем и при условии сохране­ниях  в определенном будущем.  Поэтому важно правильно выбрать и обос­новать период для анализа процесса изучения формирования спроса.

Процесс формирования спроса населения, как уже отмечалось, предс­тавляет собой сложное экономическое явление.  В торговых  предприятиях завершается процесс обращения товаров, путем приобретения определенных товаров покупатели удовлетворяют свои потребности.  В фокусе торгового предприятия реализуется воздействие всей массы факторов платежеспособ­ного спроса.  Однако при изучении  поведения  конкретного  потребителя трудно разделить воздействие каждого из социально-экономических факто­ров, выявить их особенности на уровне торгового предприятия, количест­венно определить их воздействие. В то же время на данном уровне управ­ления при общем воздействии на формирование и развитие спроса факторов экономического  характера  значительное влияние на конечные результаты продажи товаров оказывают организация торгового процесса  и  снабжения товарами,  реклама, поведение покупателей. Кроме того, трудно получить исходные данные о комплексе факторов,  формирующих спрос в районе дея­тельности предприятия. Поэтому, как правило, торговые предприятия рас­полагают и вынуждены оперировать данными о продаже товаров,  более или менее  репрезентативно  отражающими процесс удовлетворения спроса.  Их можно также использовать для исследования процесса формирования спроса покупателей района деятельности как во внутригрупповом,  так и деталь­ном ассортименте.  Ожидаемый спрос можно представить в виде  следующих составляющих:

С  =  Р„ +  С„

где Рп - реализованный спрос Сц - неудовлетворенный спрос

Но данная формула не отражает влияния таких факторов,  как сезонные (переодические) и случайные колебания спроса,  вызванные такими объек­тивными причинами,  как разрыв между производством и потреблением  или сезонным характером спроса на определенные товары.  Например, спрос на зимнюю обувь значительно возрастает в осенний период и падает  в  лет­ний. Поэтому сезонные колебания обязательно учитываются и накладывают­ся на тенденции развития микроспроса.

Влияние же случайных факторов колебания  спроса,  вызванных  неп­редсказуемыми изменениями  экономической  ситуации в экономике в целом или стихийными бедствиями, предсказать практически невозможно, поэтому надо учитывать, что область распределения возможных фактических значе­ний спроса будет находиться в определенном интервале (а не обязательно совпадать с прогнозом), гарантирующем определенную вероятность прогно­за.

Практическое применение  рассмотренного  подхода  к  формированию спроса на предприятиях розничной и оптовой торговли,  а  в  дальнейшем и его  прогнозирования  становится  возможным при применении электрон­но-вычислительной техники  и  автоматизированных   систем   управления (АСУ).  Их применение позволяет решать задачи оперативного прогнозиро­вания спроса для обоснования заявок на поставку товаров,  заказов  при заключении договоров и контрактов, прогнозировать уровень и объем сде­лок.

Анализ и прогнозирование тенденции развития спроса являются объ­ектами использования методов  экономического  прогнозирования.  Однако выбирать метод прогнозирования необходимо с учетом особенностей форми­рования спроса в зависимости  от  конкретных целей прогнозирования и уровня управления торговлей и сферой услуг.

Прогнозирование спроса  может осуществляться различными методами, в частности можно выделить три основные группы:

- методы экономико-математического моделирования (экстрополяцион-ные методы)

- нормативные методы

- методы экспертных оценок.

Методы простой (формальной) экстраполяции заключаются в перенесе­нии на будущий период прошлых и настоящих тенденций в развитии товар­но-групповой структуры спроса на базе анализа динамического ряда. Что­бы перенести  сложившиеся  в базисном периоде темпы роста или удельные значения той или иной товарной группы на прогнозируемый период,  можно использовать например, коэффициенты изменения спроса (  ):

с                             ь                   '  "-•        •

^ ^ ^ А ^ °  :. ^ • - ^

где^1), - темп прироста общего объема спроса в плановом году л d-i- темп  прироста  спроса на данную группу товаров в текущем

году по сравнению с прошлым годом

^-.- средний  темп прироста общего объема спроса за три предп­лановых года (чем больше предплановых периодов взято, тем точнее прогноз)

Данный коэффициент  показывает  ожидаемый  темп  прироста  объема спроса в предстоящем периоде.  Произведение объема спроса базового пе-

риода на этот коэффициент позволяет судить об ожидаемом объеме  спроса в будущем периоде.

Для экстраполяции  информацию о динамике рынка представляют в той или иной форме - графической, статистической, математической, логичес­кой.  В  любом  случае  считают,  что  экономическим процессам присуща "инерция" или обязательное продолжение направления их течения  в  бли­жайшем  будущем.  Экстраполяции требуют от исследователя рынка крайней осмотрительности.  Мало изучить прошлые тенденции рынка  -  необходимо принять  в расчет новые условия и факторы,  которые не были характерны для прошлого,  но возможно появятся в будущем. Одновременно необходимо избавляться  от учета факторов и обстоятельств,  которые потеряли свою актуальность и уже не оказывают влияния на  ход  развития  событий  на данном рынке.

Данный метод достаточно прост и  доступен,  однако  использование его целесообразно только на такой период, в котором маловероятно изме­нение тенденций,  то есть на краткосрочный, и для укрупненных товарных групп.

К методам простой экстраполяции относятся и расчеты  эластичности спроса в зависимости от изменения какого-либо фактора. Эти методы были подробно описаны в предыдущей главе.

Экономико-математические методы  основаны на использовании корре­ляционного и регрессионного анализа, позволяющего устанавливать тесно­ту  связи  и  вид зависимости среднего значения какой-либо величины от некоторой другой или от нескольких величин. В нашем случае - это уста­новление  зависимости развития спроса от влияния наиболее главных фак­торов.  в практике прогнозирования товарно-групповой структуры  спроса чаще всего применяются трендовые и регрессионные модели:

                                                                        

Трендовые модели  прогнозирования спроса представляют собой урав­нения, формализующие устойчивые процессы его развития. Они применяются для прогнозирования наиболее стабильных закономерностей по крупным то­варным подотраслям (например,  соотношение спроса на продовольственные и  непродовольственные товары).  Основной параметр трендовых моделей -время, то есть по существу речь также идет об экстраполяции на прогно­зируемый  период тенденций и закономерностей базисного периода.

Регрессионные (факторные) модели отражают  количественную  связь одного показателя с другим или с группой других (множественная регрес­сия). В качестве переменных выступают факторы,  определяющие  динамику спроса. Математическую  основу построения моделей составляют важнейшие положения теории вероятности, математической статистики и высшей мате­матики. Процесс построения подобных моделей состоит из нескольких пос­ледовательных этапов.

Первым и  важнейшим этапом моделирования развития товарно-группо­вой структуры спроса населения является отбор факторов. Они должны от­ражать объективные процессы изучаемого явления, быть количественно из­меримыми и независимыми друг от друга.

На втором  этапе  рассчитывается  сила  влияния или теснота связи между факторами и спросом в базисном периоде.  Она определяется с  по­мощью коэффициентов корреляции и критериев согласия.

На третьем этапе выявляется математическая форма  связи  или  вид зависимости спроса  от факторов,  подбираются функции,  наиболее точно описывается процесс развития спроса.

Четвертый этап:  расчет параметров уравнения. Параметры уравнений выражают степень и направление воздействия каждого фактора на спрос  и рассчитываются методом наименьших квадратов.

Информация о работе Прогнозирование