Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:42, курсовая работа
В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся новых документах. Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций и их варианты. Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична. Государство достаточно жестко регулирует практику применения тех или иных форм расчетов, вводит определенные требования к их соблюдению, и, конечно, особое внимание со стороны законодательных и контролирующих органов уделяется вопросам бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.
Введение
1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1. Характеристика, виды и содержание расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1.2. Нормативно-правовая база учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1.3. Организация аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1.4. Состояние, проблемы и перспективные направления учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2. Организация и методика аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.1. Подготовительная стадия аудиторского процесса.
2.2. Система внутрихозяйственного контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.3. Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками и ее документальное оформление.
2.4. Аудиторское заключение и обобщение материалов аудита.
3. Основные направления совершенствования учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Выводы и предложения
Список использованных источников
На правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен ряд нормативных актов различного уровня.
1 уровень: законы и иные акты законодательства РФ.
-Гражданский кодекс Российской Федерации[6], устанавливающий формы расчетов и правовые основы расчетов, регулирующий договорные основы осуществления безналичных расчетов. Гражданский кодекс РФ регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной или иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участником правоотношений;
-Налоговый кодекс РФ. [14] Он определяет основы налоговой системы, что влияет на организацию бухгалтерского учета (при определении базы для расчета налогов;
-Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями от 4 ноября 2014 г.)[22], регулирует общие положения и требования к ведению бухгалтерского учета: объекты, задачи, содержание первичной документации, учетную политику, проведение инвентаризации, порядок хранения документов и др.
-Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-Ф "Об аудиторской деятельности" ( с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014 г)[23], согласно которому аудиторские организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, при проведении аудиторской проверки организации выражают мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета материалов законодательству РФ.
2 уровень: представлен Приказом Минфина РФ от 20 мая 2010 г. N 46н"Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности". Основное назначение правил (стандартов) – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.
3 уровень:
- Приказ Минфина РФ от 24 декабря 2010 г N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"[18].
Данное положение разработано на основе Федерального закона “О бухгалтерском учёте” от 6 декабря 2011 г. Оно определяет порядок ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности в целом и в части расчетов с дебиторами и кредиторами даёт правила оценки имущества для составления бухгалтерской отчётности.
-Приказ Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению"[19].
Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
4 уровень: методические указания, инструкции по ведению бухгалтерского учета и сбору аудиторских, разъясняющие применение положения по бухгалтерскому учету материалов и его аудиту.
- Приказ Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" содержит информацию об инвентаризации расчетов.
5 уровень: положения, инструкции, приказы и иные документы по ведению бухгалтерского учета и его аудита, которые создаются непосредственно в конкретной организации и являются внутренними рабочими стандартами, которые разрабатываются на основе действующего законодательства и нормативных документов. К ним можно отнести:
– внутри фирменные правила (стандарты);
– рабочий план счетов бухгалтерского учета;
– должностные инструкции;
1.3 Организация аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
Для ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Планом счетов используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»(рис.1.1).
Счет 60 «Классификация расчетов с поставщиками и подрядчиками» |
Подрядчики |
Поставщики |
Товары |
Материалы |
Основные средства |
И другое |
Работы |
Услуги |
Рис.1.1. счет 60 «Классификация расчетов с поставщиками и подрядчиками»
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.[23]
Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно Федеральному правилу стандартов аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» и Международному стандарту аудита № 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности»
В соответствии с МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности». Целью аудита финансовой отчетности является предоставление аудитору возможности выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [23]. Исходя из этого можно сделать выводы, что основной целью проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками – установить правильность ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги.
Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и формы заключаемых договоров, которые представлена в таблице 1.1
Расчеты с поставщиками |
Расчеты с подрядчиками | |
Предмет договоров |
приобретение любых товаров и имущественных прав |
выполнение определенной работы и сдачи ее результата заказчику |
Формы договоров |
договор купли-продажи; договор поставки; договор энергоснабжения; договор мены. |
договор подряда; договор возмездного оказания услуг; договор на выполнение НИОКР |
Таблица 1.1.Сделки с поставщиками и подрядчиками
В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор
должен:
В ходе проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками должны быть решены следующие задачи:
При поведении аудита по разделам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств:
Аудиторские процедуры:
Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом:
- арифметические
ошибки при фиксировании
- несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
- регистрация
хозяйственных операций в
- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
- нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);
- отсутствие графиков документооборота;
- ошибки
при регистрации документа (количественные
либо качественные расхождения
при переносе данных из
- несвоевременная
регистрация документа в
- нарушения сроков хранения документации в архиве;
- уничтожение
первичных документов без акта
о выделении документов к
- нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).
- перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;
- несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности;
- возмещение
входящего НДС по
- отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;
- возмещение
входящего НДС по поставкам, обеспеченным
выданными организацией