Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 15:21, контрольная работа
Отражение подотчетных сумм в бухгалтерском учете. Возврат суммы неиспользованного аванса. Подотчетные суммы и налогообложение. Документальное оформление командировок.
Подотчет
Кроме инвентаризации для правильного переноса остатков подотчетных сумм на счета аналитического учета счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» необходим также тщательный анализ целевого назначения выданных сумм.
Анализ дебетовых остатков по расчетам с подотчетниками трудоемок, но его методика вполне понятна. Чаще всего бухгалтеров интересует другой вопрос: как отражать перерасход сумм по авансовым отчетам и, соответственно, на какой субсчет нового Плана счетов относить входящее кредитовое сальдо по субсчету 160 «Расчеты с подотчетными лицами».
На первый взгляд, все просто. Подобную проблему, только с дебетовым сальдо на 1 января 2005 года по излишне выплаченной зарплате и авансам по зарплате, вполне успешно решили участники форума на интернет-сайте www.grossnet.ru. Они пришли к выводу, что переплату и авансовые выплаты необходимо отразить со знаком «–» как кредитовое начальное сальдо по счету 0 302 01 000 «Расчеты по оплате труда» (поскольку счет — пассивный).
Однако перерасход по авансам на счете 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» можно отразить лишь в том случае, если в авансовом отчете сотрудника фигурирует хоть один рубль, выданный из кассы учреждения. Логичнее всего перевести остатки на кредит счета 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», хотя и очень невыгодно с точки зрения налогообложения.
Как это ни парадоксально, но если сумма перерасхода будет списана за счет бюджетной деятельности, может возникнуть необходимость начислить НДФЛ, если за счет коммерческой — к нему прибавляются еще НДС и налог на прибыль.
Рассмотрим подробнее, почему так происходит и почему большинство бухгалтеров допускают ошибки.
Почему возникает перерасход
На ветке «Служебные разъезды» форума по бюджетному учету (сайт www.klerk.ru) запечатлен диалог, характерный для бухгалтеров бюджетных учреждений. Забегая вперед, скажу, что словосочетание «служебные разъезды» можно заменить любым другим, подходящим для обозначения подотчетных сумм. Диалог приведен с сокращениями.
Ирина Владимировна, заведующая отделом сводной бухгалтерской отчетности из города Истры Московской области, спросила коллег:
— Подскажите, как оформить возмещение расходов на служебные разъезды. Под отчет деньги выдавать не получается, так как наличку надо заказывать в казначействе за три дня.
И.Ю. Марченко из Ставрополя ответил на этот вопрос так:
— Люди тратят личные деньги, оформляют авансовые отчеты, по которым им эти суммы возмещают.
Такой вариант развития событий поддержали практически все участники форума:
— Если нужно срочно ехать, а в кассе нет денег, тогда, конечно, за свой счет, потом авансовый, и уже потом казначейство и касса. Если в кассе есть и бюджетные и внебюджетные деньги, то надо решить, за счет каких расходов поедет человек. Можно дорогу оплатить за счет бюджета (если заложено в лимитах), а проживание и суточные — за счет внебюджета. Вариантов море!
Ирина Владимировна засомневалась в правильности подобных советов:
— Не будет ли придираться налоговая к тому, что деньги под отчет не брались?
Инспекторы могут рассматривать такие ситуации как куплю-продажу товаров (услуг) у физического лица и доначислить подоходный налог.
К сожалению, участников форума рассмешили страхи Ирины Владимировны. И совершенно напрасно.
Как проверяет налоговая инспекция
Компенсация расходов сотрудника, потратившего свои личные деньги на нужды учреждения, законодательно не запрещена. Однако такую компенсацию нельзя назвать авансом, а сотрудника — подотчетным лицом. Ему не за что отчитываться перед учреждением. Фактически он его кредитует. В зависимости от того, как оформлены первичные документы, налоговики могут объявить сотрудника либо заимодавцем (если документы оформлены на учреждение), либо продавцом (если документы оформлены на него).
В первом случае страдает учреждение. Налоговые инспекторы доначислят ему внереализационный доход в виде неуплаченных процентов по договору займа и не примут вычеты по НДС до тех пор, пока долг перед работником не будет погашен. Поскольку заем беспроцентный, у работника проблем не возникнет.
Если в первичных документах указан сотрудник, то налоговики решат, что он сначала купил товары для себя, а потом перепродал их учреждению. Вам придется начислить ему налог на доходы. Кроме того, учреждение оштрафуют за то, что оно не подало сведения по налогу на доходы работника-продавца. Контролеры не примут к зачету налоговый вычет по НДС и собственно расходы, так как они будут оформлены на имя работника.
Избежать проблем с налоговой можно, издав приказ, в котором расписаны правила наличных расчетов с работниками. В нем нужно указать, что в исключительных случаях допускается использование работником личных денег, которые будут компенсированы после составления авансового отчета и предоставления объяснения.
Поскольку подотчетные отношения законодательно почти не регулируются, подобный внутренний документ должен стать для налоговиков чем-то вроде учетной политики.
С точки зрения бюджетного учета
Приведу дословную цитату из пункта 157 «Счет 0 208 00 000 Расчеты с подотчетными лицами» Инструкции № 70н: «На счете учитываются расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам». А если сотрудник потратил собственные деньги, то, как вы понимаете, ни о каком авансе речь идти не может.
Поэтому проводить наличную оплату можно только через сотрудников, у которых есть деньги в подотчете (хотя бы рубль). В их авансовом отчете вы, на вполне законных основаниях, можете указать перерасход.
В противном случае вам придется искать счет, подходящий для учета ваших взаимоотношений с сотрудником, в разделе 3 «Обязательства» Инструкции № 70н. Скорее всего, это будет один из аналитических счетов к счету 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Чтобы избежать ненужных сложностей, в том числе связанных с заявками на получение наличности, постарайтесь за все что только можно платить по безналу, вплоть до билетов, если курирующее вас казначейство пропускает предоплату. Многие бюджетные учреждения стараются оплачивать по безналу почти все хозяйственные расходы вплоть до мелочей.
Кстати, если наладить нормальные отношения с поставщиками, то они вполне спокойно будут отпускать вам необходимые товары и материалы по доверенности. А потом уже, при наличии всего пакета документов, вы перечислите им требуемую сумму.
Наша справка
Авансовый отчет не нужен
Мало кто знает об особом праве руководителей избавлять подотчетников от необходимости подтверждать свои расходы. Закреплена эта возможность в Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР». Это – основной документ, регламентирующий командировки на сегодняшний день.
В пункте 17 этой Инструкции сказано: «Руководителям объединений, предприятий, учреждений и организаций предоставляется право в случаях, когда размер расходов на служебные командировки (расходы по найму жилого помещения и проезду к месту командировки и обратно) известен заранее, разрешать оплату этих расходов командированным работникам, с их согласия, без представления подтверждающих документов…».
Это правило очень удобно, если сотрудники постоянно ездят в командировку в одно и то же место. Один раз вы составляете расчет необходимых сумм и храните его как образец. Когда очередному сотруднику понадобятся деньги по этому расчету – снимаете копию, подписываете у руководителя.
Командированный сотрудник также должен поставить свою подпись на расчете в знак согласия с ним, а после возвращения – сдать в бухгалтерию только командировочное удостоверение. Если командировка будет продлена, то по возвращении нужно составить еще один расчет, авансовый отчет оформлять не нужно.
Источник - http://rusadvice.org/business/
Расчеты с подотчетными лицами
Расчеты с подотчетными лицами
1
ВВЕДЕНИЕ.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникает потребность использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств на представительские цели, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц, для оплаты выполненных работ, оказанных услуг, а так же на иные хозяйственно-операционные цели, на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, расходы уполномоченных предприятий и организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организации. При этом работники организации, получающие денежные средства на указанные нужды для целей бухгалтерского учета, называются подотчетные лица.
Подотчетные лица - физические лица, которым выданы наличные деньги, а также другие ценности, обязанные предоставить отчет об их использовании.
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выданные работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и расходы по командировкам.
Правила выдачи и представления отчетности по использованию подотчетных сумм установлены Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 года №40.
Данный документ не ограничивает суммы, которые организация может выдать под отчет на хозяйственные расходы. Размер и срок, на который они выдаются под отчет, устанавливается приказом руководителя организации.
Наличные денежные средства, выдаваемые под отчет на хозяйственные нужды, в том числе на приобретение ГСМ, могут выдаваться только определенному кругу лиц - работникам организации, список которых утверждает руководитель. Значит, в обязательном порядке в организации должен быть издан приказ, содержащий перечень лиц, которые имеют право получить наличные деньги под отчет. Срок, на который могут выдаваться суммы на хозяйственные расходы, законодательно не ограничен, такие сроки организация обязана установить самостоятельно соответствующим приказом.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Основанием для выдачи подотчетных средств на командировочные расходы служит командировочное удостоверение или приказ руководителя о направлении работника организации в служебную командировку.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Выдача наличных денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером, в котором обязательно указывается целевое назначение подотчетной суммы. Расходование подотчетных сумм на другие цели не допускается.
Получая наличные денежные средства из кассы организации на какие-то определенные цели, подотчетное лицо в дальнейшем обязано отчитаться по расходованию подотчетных сумм. Отчет об израсходованных подотчетных суммах должен быть сдан в установленные сроки.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Бухгалтеру следует проверить целевое расходование средств, выданных командированному работнику, а так же наличие всех оправдательных документов, подтверждающих его расходы (билеты на проезд, счета на оплату жилья и др.).
АВАНСОВЫЙ ОТЧЕТ.
По истечении установленного срока сотрудник организации, получивший денежные средства под отчет, обязан предоставить в бухгалтерию авансовый отчет (унифицированная форма №АО-1,утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 01 августа 2001 г. №55) с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.
Указания по применению и заполнению унифицированной формы “Авансовый отчет» (форма №АО-1).
Применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы.
Составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии.
Авансовый отчет может составляться на бумажном и машинном носителе информации.
На оборотной стороне формы подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним (графы 1-6). Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.
В бухгалтерии проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету (графы 7-8), и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы (графа 9).
Реквизиты, относящиеся к иностранной валюте (строка 1а лицевой стороны формы и графы 6 и 8 оборотной стороны формы), заполняются лишь в случае выдачи подотчетному лицу денежных средств в иностранной валюте в соответствии с установленным порядком, согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.
На основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерией производится списание подотчетных денежных сумм в установленном порядке.
Форма №АО-1 “Авансовый отчет” предназначена для применения юридическими лицами всех форм собственности (кроме бюджетных учреждений), введена в действие с 1 января 2002года и применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы. Эта форма содержит реквизиты, предусматривающие отражение подотчетных сумм, как в рублях, так и в иностранной валюте.
Авансовый отчет - документ двусторонний, он заполняется подотчетным лицом и бухгалтером организации. Составляется авансовый отчет в одном экземпляре, причем он может быть заполнен на бумажном или машинном носителе.