Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары и прочие материальные ценности. Кроме того, установление стабильных хозяйственных связей с поставщиками и подрядчиками является важной задачей управления и менеджмента любой организации.
Рациональная организация расчетов с поставщиками и подрядчиками способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, улучшению финансового состояния организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________2

1. Понятие расчетных операций_____________________________________3
2. Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками____________________5
3. Документальное оформление расчётов с поставщиками и подрядчиками_9
4. Аналитический и синтетический учёт расчётов с поставщиками подрядчиками___________________________________________________14
5. Учет расчетов по авансам выданным и по претензиям, предъявленным поставщикам___________________________________________________17
6. Учет расчетов векселями с поставщиками и подрядчиками____________21
7. Пути совершенствования расчетов с поставщиками и подрядчиками____25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________2

 

1. Понятие расчетных операций_____________________________________3

2. Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками____________________5

3. Документальное оформление расчётов с поставщиками и подрядчиками_9

4. Аналитический и синтетический учёт расчётов с поставщиками подрядчиками___________________________________________________14

5. Учет расчетов по  авансам выданным и по претензиям, предъявленным поставщикам___________________________________________________17

6. Учет расчетов векселями с поставщиками и подрядчиками____________21

7. Пути совершенствования  расчетов с поставщиками и  подрядчиками____25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Постоянно совершающийся  кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары и прочие материальные ценности. Кроме того, установление стабильных хозяйственных связей с поставщиками и подрядчиками является важной задачей управления и менеджмента любой организации.

Рациональная организация  расчетов с поставщиками и подрядчиками способствует укреплению договорной и  расчетной дисциплины, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, улучшению финансового состояния организации.

Результаты эффективности  учета операций с поставщиками и подрядчиками неизбежно отражаются на учете всех остальных областей деятельности организации. Выбранная стратегия может предопределить дальнейшее развитие и продолжительность финансово – хозяйственной деятельности организации.

Широкое разнообразие форм расчетов с поставщиками и подрядчиками не позволяет в полном объеме затронуть все особенности их применения в деловой практике. Поэтому в настоящей работе  рассмотрены лишь отдельные аспекты основных форм расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Актуальность выбранной темы определяется тем,  что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками кредиторами составляет существенную и очень важную часть бухгалтерской деятельности, так как непоступление или несвоевременное поступление  оплаченных ранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности. Возникающие в результате этого кредиторские задолженности, зачастую приводят к финансовым потерям и разрушению установившихся партнерских связей.

       1. Понятие расчетных операций

 

Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно–материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.). К поставщикам относят организации, осуществляющие поставку производственных ресурсов и товаров, выполнение работ и оказание услуг, а к подрядчикам – строительно–монтажные и ремонтные работы.

Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки ими товарно–материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.

Между хозяйствующими субъектами, государством, физическими и юридическими лицами возникают денежные взаимоотношения – расчеты.

Расчеты, погашаемые в течение года, принято называть текущими. К ним  относятся расчеты покупателей  и поставщиков за продукцию, работы и услуги (товарные операции), прочие расчеты (нетоварные операции).

Организации обязаны своевременно и в полном объеме осуществлять расчеты, ибо несвоевременное погашение долгов дебиторами приводит к ухудшению финансового состояния кредиторов, несвоевременности расчетов с государством по налогам, с внебюджетными фондами.

Основная масса расчетов за продукцию, работы и услуги осуществляется безналично через банк путем перечисления средств со счета плательщика (дебитора) на счет покупателя (кредитора). Формы и методы расчетов устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Хозяйственная деятельность организаций предполагает значительное количество разнообразных связей с юридическими и физическими лицами, расчеты с которыми должны быть отражены в учете. Взаимоотношения с различными хозяйственными партнерами (контрагентами), как правило, оформляются договорами. Виды договоров, их содержание регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Разнообразие расчетных операций позволяет их классифицировать по различным признакам:

 

Характеристика системы расчетных  операций

Классификационный признак

Вид расчетной операции

По форме расчетов

Наличные, безналичные

По видам (характеру) расчетов

Товарные, нетоварные

По статусу контрагентов

Юридические лица, физические лица (собственный  персонал организации, учредители и  др.)

По направлению (характеру долга) обязательств

Дебиторская, кредиторская задолженности

По срокам образования, погашения

Краткосрочная, долгосрочная,

срочная, просроченная задолженности


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками.

 

Учет расчётов с поставщиками и подрядчиками осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129–ФЗ.

Методологические основы организации учета расчетов с  поставщиками разработаны в соответствии Гражданским кодексом РФ, принятым Государственной Думой 15.05.2001 г., Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ от 29.07.98 г., № 34н, Положением от 06.07.99 г., № 43н о бухгалтерском учете организации, ПБУ 4/99, Планом счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н; Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации», ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н. (в ред. от 30.03.2001 г.); Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации», ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н (в ред. От 30.03.2001 г.); Положением по бухгалтерскому учету от 09.11.98 № 60н «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 года.

Бартерная операция является договором мены, действие которого регулируется Гражданским Кодексом РФ (2, гл. 31).

С 1 января 2002 года выручка  определяется в соответствии с п. 6.3 ПБУ 9/99.

Официальным документом, определяющим порядок учета товарообменных операций, является письмо Минфина РФ от 30.10.92 г. №16–05/4 «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций, или операций осуществляемых на бартерной основе».

Проверка по счетам расчетов должна осуществляться по следующим  основным направлениям:

    • наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг);
    • правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности;
    • полнота оприходования и списания полученных ценностей. При проверке следует обратить внимание на следующее: имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
    • при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;
    • имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию. При этом следует иметь в виду, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора.

 

Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги). Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием–должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия–кредитора, за исключением случаев, когда:

- в его действиях отсутствует умысел;

- при поступлении товарно–материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;

- проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;

- полнота оприходования материальных ценностей; правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;

- правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг); (правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Согласно Положению  о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результаты хозяйственной деятельности, если в период предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались или на уменьшение финансирования (фондов). Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования (фондов).

- правильность отражения операций при оплате векселями;

- предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах;

- при обнаружении несоответствия качества стандартам или техническим условиям;

- за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли;

- при проверке расчетов с подрядчиками следует установить: обеспечены ли объекты источником финансирования; имеется ли проектно–сметная документация на строящиеся объекты; нет ли приписок объемов выполненных работ; правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 60 “Расчеты с дебиторами и кредиторами”; соответствие данных журналов–ордеров №6, 8 ( приложение 1, 2) по этим счетам данным, указанным в главной книге и балансе; правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Документальное оформление расчётов с поставщиками и подрядчиками

 

Порядок и сроки приема товаров  по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями поставки, договорами купли–продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности.

Движение товара от поставщика к  потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом–фактурой). Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.

Товарно–транспортную накладную  выписывают при доставке товаров  автомобильными транспортном. Товарно–транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно–транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

Информация о работе Расчеты с поставщиками и подрядчиками