Развитие экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Главными моментами генезиса феодального способа производства были превращение свободных производителей материальных благ и рабов в феодально-зависимых крестьян и образование крупного феодального землевладения. Эти процессы были подготовлены феодальными тенденциями, возникшими в процессе разложения первобытнообщинного строя и античного общества.

Содержание работы

Введение
Западная Европа
Восток
Русь
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.76 Кб (Скачать файл)

Важнейшим источником по истории  экономической мысли раннего  средневековья является «Капитулярий о поместьях», изданный в начале IX в. Карлом Великим или его сыном Людовиком Благочестивым. По этому памятнику можно судить об экономических взглядах и экономической политике феодалов-вотчинников. Составитель «Капитулярия» исходит из того, что владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его «собственные нужды». Весьма характерно, что в «Капитулярии» не упоминается община, так как к этому времени она перестала быть формой землевладения.

Идеалом хозяйства для  составителя «Капитулярия» является натуральное хозяйство. Формулируя принципы образцового ведения хозяйства, он предписывал взимать оброки натурой, создавать запасы. Судя по «Капитулярию», феодалы считали, что продавать  следует излишки, а покупать продукты, которые не производятся в вотчине.

На экономической политике франкских королей сказывалось  сильное влияние церкви и экономических  взглядов папской курии и епископата. Так, обосновывая необходимость  помогать неимущим и одновременно преследуя свои материальные интересы, церковь требовала от прихожан уплаты десятины. Это требование нашло отражение в законодательстве Карла Великого (768—814). В «Саксонском капитулярии» (последняя четверть VIII в.), например, он предписывал «всем, согласно повелению Божию, давать церквам и духовенству десятую часть своего имущества и заработка». Обязанность каждого платить церковную десятину обосновывалась тем, что «все христиане без изъятия должны возвращать Господу часть того, что Он каждому дал».

На протяжении всего средневековья  церковь вела лицемерную борьбу против взимания процентов за ссуды. Уже  в период раннего средневековья  ей удалось распространить в обществе отрицательное отношение к проценту и добиться издания законов, запрещающих  ростовщичество. Негативное отношение  королевской власти к взиманию процента проявилось, в частности, в законах  Карла Великого. Так в одном  из них говорилось о запрете «давать что бы то ни было с целью роста. Не только духовные, но и светские христиане не должны требовать ссуду процента». По мысли законодателя, ростовщичество недопустимо потому, что взимание процентов «есть требование того, что не было дано...», поэтому «самым законным было бы брать с должника только размеры ссуды...». Карл Великий заявлял, что тот, «кто во время жатвы или сбора винограда покупает зерно или вино не ради нужды, но из жадности, покупает, напр., за два денье меру и выжидает времени, когда он может продать ее за четыре денье или больше», получает «преступную прибыль».

Проблемы, которые нашли  отражение в источниках по истории  экономической мысли Франкского королевства, в большей или меньшей  степени затрагиваются в документах, характеризующих социально-экономические  отношения в других романских  странах Западной Европы (в Остготском и Вестготском королевствах, в  государстве лангобардов).

Развитие феодальных отношений  в Англии происходило медленнее, чем во Франции, Италии и Испании. Англосаксонские королевства не унаследовали римские формы эксплуатации, вследствие чего община оказалась здесь  более устойчивой. Судить об экономических воззрениях в англосаксонский период можно, прежде всего, по правовым источникам. Важнейшими из них являются Судебник кентского короля Этельберта (начало VII в.), «Правда» короля Инэ (ок. 690), «Правда» уэссекского короля Альфреда (вторая половина IX в.), а также сочинения монаха и летописца Беды Достопочтенного (672 или 673 — ок. 735).

Англосаксонские источники  отразили процесс социальной дифференциации крестьянства и усиления королевской  власти. Стараясь замаскировать тот  факт, что королевская власть защищала интересы феодалов, Беда Достопочтенный выдвинул идею о том, что короли заботятся  о благополучии всего народа. Однако он вынужден был признать разделение общества на бедных и богатых.

Источники англосаксонского периода дают представление и  об отношении королевской власти к торговле. С одной стороны, короли, считая торговлю одним из основных источников доходов казны, покровительствовали  торговым операциям, а с другой —  пытались их регламентировать.

Большое влияние на экономическую  мысль средневековья оказывала  каноническая доктрина, которая разрабатывалась  церковными юристами, интерпретаторами церковного права. Канонисты трактовали и экономические вопросы, часто с позиций античной традиции, воззрений Аристотеля. Основателем школы канонизма является Августин Блаженный (354 — 430 гг.). Его основные произведения: «О жизни блаженной» (386) и «Монологи» (387). Он считал торгово-ростовщический капитал, как и чрезмерное богатство, грехом. Деньги, по Августину, — лишь средство облегчения и ускорения меновых операций.

Экономическая мысль классического  средневековья развивалась на базе церковного права, а систематическое  истолкование и развитие его идеи получили в трактате «Сумма теологии»  написанным итальянским монахом Фомой Аквинским (Аквинат) (1225-1274). В этом трактате он рассмотрел ряд проблем актуальных для его времени. Опираясь на «догмы Аристотеля», Фома Аквинский оправдывал социальное неравенство людей, защищал частную собственность, идеализировал натуральное хозяйство. Но одновременно он порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывал обмен. В его работе нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Наиболее важным из них является проблема «справедливой цены». Основанием обмена Фома Аквинский считал равенство пользы обмениваемых вещей. Выражением этого принципа у него выступает «справедливая цена», которую он объяснял в виде необходимых для изготовления товара «количеств труда и издержек». Здесь имеется внешнее сходство с трудовой теорией стоимости, но оно обманчиво. Постановка проблемы «справедливой цены» у Аквината носила этически-нормативный характер, была основана на сословном понятии справедливости. При такой трактовке трудовой момент играл условную роль.

В своем трактате Фома Аквинский  рассматривал и другие атрибуты товарного  хозяйства. В трактовке денег  он придерживался номиналистической  теории их происхождения, признавал  необходимость их как меры стоимости  и средства обращения. Его отношение  к ростовщичеству и торговле страдало противоречивостью. С одной стороны, он осуждал ростовщичество, а с  другой – обосновывал благопристойность  ссудных операций осуществляемых церковью. Он осуждал торговлю с целью получение  прибыли, но в целом – оправдывал ее. Случаи, когда вещь можно продать  дороже цены, за которую купил:

  • Если в вещи произошли некоторые улучшения;
  • Владелец понёс убытки на перевозку, хранение;
  • Риск потери потребительских качеств.

Фома Аквинский первый ввёл термин «Предпринимательский риск».

В первой половине XVI в. в  Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической  и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились  на два лагеря. В одном собрались  имущие элементы оппозиции - масса низшего  дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться  посредством конфискации церковных  имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей  независимости от империи. Все эти  элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне  и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное  переустройство мира на началах социальной справедливости.

У истоков Реформации стоял  и крупнейшим идеологом её бюргерского  крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновляли и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

Один из исходных пунктов  лютеранского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно  верой. Каждый верующий оправдывается  ею лично перед богом, становясь  тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея “всесвященства”). Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком.

В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила таким  образом, что в них нарастали  элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно  мешавшие дальнейшему развитию Реформации.

К числу виднейших идеологов  и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509-1564). Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там богословский трактат “Наставление в христианской вере” (1536 г.). Сердцевина кальвинского сочинения - догмат о божественном предопределении. Согласно Ж. Кальвину, бог заранее определил одних людей к спасению и блаженству, других - к погибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (её предуказывает Бог) идёт успешно, они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным богом), значит, бог благоволит к ним. Из догмата об абсолютном божественном предопределении для истинного кальвиниста проистекал прежде всего долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность.

Пробуржуазный характер носила и произведённая Ж. Кальвином коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности.

Отличительное свойство кальвинистской доктрины - заключающаяся в ней  жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям.

Кальвинистская идеология  сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала  совершению первой буржуазной революции  в Западной Европе - революции в  Нидерландах и утверждению в  этой стране республики. На её основе возникли республиканские партии в Англии, и прежде всего в Шотландии. Вместе с другими идейными течениями  Реформации кальвинизм подготовлял  тот “мыслительный материал”, на почве которого в XVII-XVIII вв. сложилось  классическое политико-юридическое  мировоззрение буржуазии.

Восток

Экономические представления  арабов неразрывно были связаны с  теми изменениями, которые происходили  в аравийском обществе. В Аравии феодальные отношения возникли в  результате разложения первобытнообщинных отношений на большей части полуострова и кризиса рабовладельческого уклада. В древности в Аравии (на юге) существовали государства, где рабство играло определенную роль. Однако главная масса непосредственных производителей была представлена свободными общинниками, занимавшимися земледелием, основанным на искусственном орошении.

Особенности физико-географических условий Аравийского полуострова, преобладание пустынь и полупустынь  определили существование и развитие кочевого и отгонного скотоводства. Внутри племен происходил процесс имущественного расслоения. Во время перекочевок  многие семьи оседали в оазисах, устанавливая собственность на землю.

В Аравии переход к феодальным производственным отношениям и создание единого государства совпали  с возникновением новой единобожной религии — ислама. Глава первого общеарабского государства Мухаммед носил сан пророка, осуществляя и светскую и духовную власть. Это соединение светского и духовного начал наложило отпечаток на все последующее развитие мусульманских стран, на идеологию, историографию, правоведение, экономическую мысль и т. д.

Экономическую мысль арабов в период возникновения раннефеодального государства отразили Коран и  жизнеописания Мухаммеда. Коран (на русский язык переводится как  «чтение») содержит проповеди Мухаммеда, его высказывания по тем или иным вопросам в период 610—632 гг. Эти высказывания записывались его сподвижниками  и после его смерти были сведены  воедино. Самые ранние сохранившиеся  списки Корана относятся к рубежу VII — VIII вв.

Наиболее часто Мухаммед упоминает богатых и бедных, обращается к проблемам имущественного положения  и неравенства, пытается дать объяснение неравенству. Однако главная мысль  — божественное происхождение имущественного и социального неравенства. Именно аллах якобы дал «преимущество  одним пред другими в жизненном  уделе.

В Коране земля объявлена  принадлежащей богу и не каждый может  рассчитывать на ее получение или  же сохранение за собой земельной  собственности. Но Коран утверждает принцип неприкосновенности частной  собственности, подчеркивая недопустимость присваивать чужое имущество, входить  в чужие дома «с задней стороны» или входить без разрешения. Строгое  наказание грозило ворам; им следовало  отсекать руки «в воздаяние за то, что  они приобрели». Хотя Мухаммед порицает скупых, любящих богатство, золото, серебро, тем не менее, проявляет  большую заботу о сохранении богатства, выступает против расточительства, излишней траты средств, призывает  к бережливости. Правоверным рекомендуется  не поедать «достояний меж собой  попусту» и не отдавать его судьям, ибо «съесть часть достояния  людей преступно», но давать родственнику «должное ему», и бедняку, и путнику.

Все верующие обязаны были тратить часть своего имущества  «на пути божьем», уплачивая очистительную  милостыню. Милостыня в понимании  Корана не обычная, добровольная благотворительность. Это своего рода единое обложение  всех принявших ислам, благотворительность, возведенная в степень общерелигиозного и общегосударственного обязательства.

Информация о работе Развитие экономической мысли