Развитие малого и среднего бизнеса в РК.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:42, реферат

Описание работы

Актуальностью курсовой работы является объективная необходимость в функционировании финансово- хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Цель и задачи. Основная содержательная цель исследования состоит в разработке теоретико-методологической базы государственной поддержки, развития малого и среднего бизнеса. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие основные задачи:
- характеристика государственного регулирования экономики Казахстана;
- разработка схемы комплексной организации финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;
- выработка предложений по дальнейшему совершенствованию взаимоотношений финансово-кредитной системы с субъектами малого и среднего бизнеса, позволяющих более эффективно решать вопросы кредитования малого бизнеса, а также вовлекать в эти процессы дополнительные и альтернативные источника финансирования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.1 Предпринимательство как объект государственного регулировании
1.2 Методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
2. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК
2.2 Анализ системы государственно-финансового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса
2.3 Законодательно-правовые основы малого и среднего бизнеса
3. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Развитие малого и среднего бизнеса в РК.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Японские ученые внесли много нового в методику планирования, в частности, системный и ситуационный анализ с применением математических расчетов на ЭВМ, гибкость в своевременной  корректировке планов ни для того, чтобы покрыть их не выполнение, а с учетом меняющейся обстановки в мире. Например, в управлении экономического планирования разрабатываются планы в зависимости от прогноза цен на энергоносители, изменений курса иены к доллару и т.п.

 

 

2. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК

 

2.1 Современное состояние развития  малого и среднего бизнеса  в РК

 

Количественные параметры развития малого бизнеса и среднего бизнеса  в Казахстане достаточно внушительны.

В целом возможность организации бизнеса в условиях рынка создана самой природой рыночных отношений. Однако на практике превратить такую возможность в реальность далеко не просто. Перед желающим открыть свой бизнес встает масса проблем, а также препятствий, чинимых различными и государственными, и негосударственными органами и в том числе коммерческими банками, когда приходится прибегать к их услугам. Причины сдерживающих развитие в Казахстане малого бизнеса и в их числе:

- отсутствие или основательный  недостаток у субъекта предпринимательства стартового капитала и их неумение найти тот сегмент товарного рынка, где можно успешно функционировать, а также нечеткое знание налоговой системы государства и механизма налогообложения;

- слабую ориентацию предпринимателей в издержках производства и обращения, незнание установленного порядка их определения и расчета;

- нередко поверхностное знание  механизма ценообразования в  условиях рынка и выбора на  каждом этапе развития бизнеса  стратегии ценовой политики;

- произвольное построение в конкретном бизнесе соотношений, с одной стороны, между постоянным и переменным капиталом, с другой - между основным и оборотным капиталом и, с третьей, структурного построения последних;

- неумение четко выработать  основные направления целевого использования  не только собственных, но главным образом привлекаемых заемных средств, особенно кредитов коммерческих банков,

- недооценка необходимости изучения  своего сегмента товарного рынка  основных конкурентов и покупательского  поведения потребителей и почти полнейшая беспомощность в юридических и экономических аспекта организации бизнеса, а также возможных рисков в нем;

- бюрократизм и волокита, чинимая  местной администрацией и иными  государственными органами, а также  неоправданные проверки со стороны соответствующих органов, создающих помехи в работе предпринимателей, это всякого рода поборы и взяточничество, особо сильно процветающие банковской и налоговой системе;


- полное, либо частичное сокрытие  со стороны предпринимателей  налоговых и иных платежей и как результат несение немалых штрафных иных санкций, подрывающих в итоге финансовую и материально-техническую базу такого бизнеса и т. п.

Это неполный перечень причин, сдерживающих развитие подлинного предпринимательства  в Казахстане и обуславливающих немалые потери не только для не состоявшегося предпринимателя, но и для экономики в целом. Такие причины основательно сдерживают развитие всего общественного производства, замедляют процесс формирования конкурентной и рыночной среды, насыщения последней продукцией производственного назначения потребительскими товарами и услугами, создания стоимости и пополнения на этой основе государственного и местного бюджета, а также различных внебюджетных фондов и иных структур. Таким образом, кажущаяся на первый взгляд проблема частного характера выливается в общегосударственную проблему, имеющему прямое отношение к жизненным интересам каждого человека, всего общества и государства в целом.

Следует отметить, что незначительное участие банков в кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в производственной сфере, объясняется наличием большого числа рисков, связанных с ее значительной капиталоемкостью и долгосрочным периодом оборачиваемости средств. Таким образом, одним из условий, способствующих увеличению объемов кредитования банками производственной деятельности, в качестве дополнительной меры льготного налогообложения целесообразно рассмотреть возможность введения для банков, осуществляющих средне - и долгосрочное кредитование субъектов малого бизнеса, пониженной ставки подоходного налога при условии снижения процентной ставки за предоставляемые кредиты.

Преобразование ЗАО, а  также ЗАО с числом акционеров свыше 50, началось после введения в  действие Закона РК «Об акционерных  обществах», причем акции созданных  на их базе ОАО стали свободно продаваться  и покупаться; правовыми основаниями  для этого якобы послужили статьи названного закона, регламентирующие порядок преобразования организационно-правовой формы акционерного общества (ЗАО в ОАО). Факты таковы, что рассматриваемое преобразование уже привело и будет далее приводить к минимизации доли собственности работников бывших ЗАО посредством «добровольно-принудительной» переуступки ими акций иным собственникам, в первую очередь руководству вновь образованных ОАО.

Однако, как показали пилотные исследования, не имея должной правовой подготовки, работники и их организации оказались фактически неспособными к отстаиванию выбранной ими в процессе приватизации организационно-правовой формы юридического лица (ЗАО). Это касается большинства подобных ЗАО, ибо число работников, принявших участие в приватизации, обычно существенно превышало указанную цифру. В этом, очевидно, и заключается одна из принципиальных причин стремительного уменьшения доли собственности работников, например, с 51 до 6% в акционерном капитале ОАО «Джезказганский металлургический завод», с 97 до 4% — в Алматинском ОАО «Промтекстиль», и со 100 до 10% — в ОАО «Чимкентский подшипник». На названных объектах работники фактически отстранены от участия в собственности и управлении предприятиями.

Следует подчеркнуть, однако, что градообразующие  предприятий с численностью, превышающее 5000 человек, в Казахстане уже сравнительно мало, поскольку в процессе приватизации и в постприватизационный период экстенсивного развития предприятий произошло существенное (в разы) сокращение занятости.

Наряду с совершенствованием налогообложения банковской системы, требуется дальнейшее развитие самого банковского сектора, прежде чем он будет способен обеспечить эффективное посредничество, необходимое для содействия росту реального сектора и, естественно, бизнеса. Проведенный анализ развития банковского сектора страны позволил сделать следующие выводы:

- во-первых, государству необходимо  обеспечить более высокий уровень  надзора за банковским сектором, осуществляющим работу с депозитами;

- во-вторых, банки должны повысить  свою доходность на основе улучшения качества кредитов и сокращения расходов на содержание менеджмента. Это позволит снизить существующее большое различие между процентными ставками по займам и ставкам по депозитам;

- в-третьих, банкам следует разработать  кредитную культуру, которая позволит совершенствовать механизм снижения кредитного риска. Этому в немалой степени будет содействовать создание кредитного бюро (данный законопроект разрабатывается в настоящее время Национальным банком).

В настоящее время в Казахстане назрела необходимость функционирования подобной организации. Казахстанскими учеными предлагаются различные формы организации кредитного бюро, в частности в виде самостоятельного акционерного общества, некоммерческого партнерства, структурного подразделения общественной организации (ассоциации банков, консалтинговой фирмы и т.д.), а также при Национальном банке РК.

Несомненным является тот  факт, что создание кредитного бюро при Национальном Банке РК имеет  ряд преимуществ: Национальный банк РК официально уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций: располагает разветвленной инфраструктурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения, которые обеспечивают контроль над деятельностью всех без исключения кредитных организаций; имеет широко развитую телекоммуникационную сеть, которая позволяет получать и обрабатывать электронную информацию со всех регионов республики.

Таким образом, создание кредитного бюро в Казахстане позволит сократить риски банков и значительно  активизирует процесс кредитования малого предпринимательства.

Исследования зарубежных и отечественных специалистов подтвердили  необходимость, целесообразность и  актуальность создания в стране института  государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства. Необходимость  создания гарантийных фондов связана с необходимостью привлечения дополнительных средств и повышения эффективности управления ими.

Необходимо отметить, что в феврале 2003 года Казкоммерцбанк и Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) заключили кредитное соглашение на 10 миллионов долларов. Важным является то обстоятельство, что вторая программа ЕБРР, в отличие от первой, реализуется без предоставления каких-либо гарантий со стороны государства. Это означает, что ставка по кредитам будет варьироваться в зависимости от суммы, срока погашения и общей ситуации на рынке.

Одновременно с кредитной  линией ЕБРР определился еще один источник кредитования предприятий  бизнеса. Это средства кредитной  линии Азиатского банка развития (АБР). Программный заем АБР предназначен для кредитования проектов по закупке оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, техники, создания оптовых продовольственных рынков и других рыночных инфраструктур, предназначенных для реализации сельскохозяйственной  продукции, а также финансирования необходимых оборотных средств.

Однако, несмотря на достаточно высокие показатели в финансовой поддержке предпринимательства  Фондам, на практике у субъектов  бизнеса возникают затруднения  с получением кредитных ресурсов: заемщик проходит сложную процедуру утверждения бизнес-плана в банке и затем обращается в Фонд развития предпринимательства для повторного одобрения, вследствие чего процедуры затягиваются на несколько месяцев. Фонд должен иметь разветвленную инфраструктуру по поддержке и развитию малого бизнеса в регионах. Это должно вызвать инициативу на местах и, следовательно, позволить переместить акценты нате области и районы, где в настоящее время существует объективная необходимость в организации структур малого бизнеса. Однако, основная причина, сдерживающая открытие филиалов Фонда в регионах, - трудности бюджетного финансирования расходов на их создание. В связи с этим было бы рациональным привлечь областей, районов к содействию деятельности Фонда, в частности, предложить им стать участниками Фонда путем внесения в уставный капитал административных зданий большой площади для того, чтобы в них можно было разместить на взаимовыгодных условиях.

 

2.2 Анализ системы государственно  – финансового регулирования  субъектов малого и среднего бизнеса

 

Вклад малых предприятий  в оздоровление экономики сегодня  явно недостаточен. Это объясняется  как общим спадом производства и  разрывом хозяйственных связей, так  и тем, что не получила развития государственная  поддержка малого и среднего предпринимательства. Между тем малые и средние предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается  серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция). В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2—3млрд. долл.

В РК также существуют различные организационные фонды  поддержки и защиты интересов  малых и средних предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, фонды развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Государственная поддержка малых и средних форм производства в РК с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.

Одной из важнейших проблем  малого бизнеса в РК является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых и средних предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого и среднего бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные малые и средние предприятия. Невозможность получения кредита исключает возможность конкуренции с иными предприятиями. Малые и средние предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие проценты, чем те, что действуют на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в РК.