Развитие малого и среднего бизнеса в РК.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:42, реферат

Описание работы

Актуальностью курсовой работы является объективная необходимость в функционировании финансово- хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Цель и задачи. Основная содержательная цель исследования состоит в разработке теоретико-методологической базы государственной поддержки, развития малого и среднего бизнеса. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие основные задачи:
- характеристика государственного регулирования экономики Казахстана;
- разработка схемы комплексной организации финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;
- выработка предложений по дальнейшему совершенствованию взаимоотношений финансово-кредитной системы с субъектами малого и среднего бизнеса, позволяющих более эффективно решать вопросы кредитования малого бизнеса, а также вовлекать в эти процессы дополнительные и альтернативные источника финансирования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.1 Предпринимательство как объект государственного регулировании
1.2 Методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
2. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК
2.2 Анализ системы государственно-финансового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса
2.3 Законодательно-правовые основы малого и среднего бизнеса
3. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Развитие малого и среднего бизнеса в РК.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Важным звеном, определяющим взаимоотношения финансово-кредитной  системы и бизнеса, являются банки. О повышении доверия к банковским институтам свидетельствует увеличение объемов депозитов  в 8,3 раза (в последние годы этому способствовало создание Фонда обязательного гарантирования депозитов). Объем банковских кредитов за последние 6 лет увеличился в 11 раз и на начало 2008 года составил 672,4млрд. тенге. Положительным является увеличение доли средне - и долгосрочных кредитов в общем объеме кредитования экономики банков второго уровня (на начало 2008 года - 57%).

Однако, несмотря на положительные  тенденции развития банковского сектора, современное состояние рынка кредитных ресурсов характеризуется недостаточной их доступностью для малого бизнеса. Удельный вес кредитов, субъектам малого бизнеса, имея пик в 2004 году 26,9% от общего объема кредитования экономики, ежегодно снижается. Это объясняется, в первую очередь, высокими ставками вознаграждения. Несмотря на то, что Национальный банк продолжает политику снижения ставки рефинансирования (с 18 % на начало 2004 года до 7,5 % в настоящее время), это не привело к существенному снижению уровня процентных ставок по кредитам, предоставляемым банками второго уровня (средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым кредитам снизилась всего лишь на 2,9 % с 19,1 до 16.2 процента для юридических лиц).

Ключевыми проблемами, которые должны найти свое разрешение при формировании механизма эффективной связи банковской системы и бизнеса при осуществлении процесса кредитования являются оценки банковского риска, их снижение на основе совершенствования залоговой и других схем, возвратность кредитов, а также вовлечение в этот процесс альтернативных способов финансовой поддержки бизнеса. Все эти проблемы в методическом плане недостаточно исследованы, в практическом же плане требуют немалых усилий по осуществлению более полных аналитических процедур со стороны банков.

Банки второго уровня придерживаются основных принципов  и процедур кредитования, определяемых международной банковской практикой. Но при этом, принимая, на наш взгляд, достаточно жесткие меры ответственности  за возврат кредитов и руководствуясь задачей снижения собственного риска, пока не проявляют интереса к поиску альтернативных вариантов или к совершенствованию действующих банковских процедур, облегчающих доступ к кредитным ресурсам субъектам малого бизнеса.

Поэтому, для обоснованной оценки банковского риска должны предприниматься встречные шаги со стороны бизнеса. А именно:

- проведение оценок  собственного риска, которые станут  одним из условий достоверной  оценки риска банка и принятия  решения по кредитованию бизнес-проектов  субъектов бизнеса;

- объективность результатов  финансово-хозяйственной деятельности  субъектов бизнеса, достигаемая  на основе анализа всего комплекса  внешних и внутренних факторов, прогнозирования конечных результатов  деятельности и обеспечения прозрачности  финансовых и иных показателей на основе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и независимого аудита;

- проведение комплекса  обоснований для оценки залоговых  возможностей на основе изучения  и использования потенциалов  корпоративных гарантий, гарантий или имущества третьих лиц.

Подходящим обобщенным показателем эффективности процессов  кредитования, по нашему мнению, является - удельный вес кредитов бизнесу  в общем объеме банковских кредитов в реальную экономику. Действительно, он выступает результирующим показателем действия всего комплекса факторов.

Высокая достоверность  модели подтверждается коэффициентом  детерминации, равной 0,96, и уровнем  средней абсолютной процентной ошибки, равной 0,02%.

Анализ модели показывает, что положительно влияют на рост кредитования бизнеса факторы объемов банковских кредитных ресурсов и изменения процентной ставки (коэффициенты парной корреляции, определяющие степень статистической зависимости результирующего показателя от факторов, соответственно, равны: г = 0,69 и г 1 = 0,75). Недостаточное влияние первого фактора можно объяснить тем, что даже при растущих объемах ресурсов, банк имеет иные приоритеты в осуществлении своей кредитной политики. С другой стороны, казалось бы, действие второго фактора должно, наоборот, негативно сказываться на росте кредитования, однако положительный параметр при этом факторе можно объяснить тем, что сегодня по отдельным банкам (как и в нашем случае) имеет место тенденция общего снижения среднего уровня процентной ставки за кредит.

Таким образом, эту модель можно с большой долей надежности использовать как для целей прогнозирования, так и для повышения уровня аналитической работы банка, в частности, в оценках эффективности инвестиционных проектов субъектов бизнеса, что при действующей сегодня системе банковского кредитования ожидаемый КРУ равен около 61млн. тенге, что в 1,49 раза меньше суммарного потока платежей за весь период, следующего из инвестиционных обоснований. Другими словами, анализ самого банка априори оказался не совсем убедительным для принятия решения.

В результате возможного совершенствования системы кредитования на принципах, изложенных выше, появится возможность для банка усилить оценочную работу.

Как отмечалось выше, высокие  уровни риска банков при кредитовании субъектов бизнеса налагают определенные условия и ограничения на бизнес-проекты. Предложенный в настоящей работе механизм более достоверной оценки рисков, как со стороны банков, так и самих предпринимателей на основе системной, комплексной увязки основных факторов развития позволит, на наш взгляд, повысить степень надежности кредитных проектов и обеспечить эффективную связь между банками второго уровня и малым бизнесом.

Имеются и другие формы  государственной поддержки: обеспечение  малых и средних предприятий  госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Развитие малых и средних предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений, — в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

 

 

Таблица 1 – Анализ субъектов малого и среднего бизнеса

Наименование показателей

Единицы измерения

Показатели

(на 1 января 2012 года)

к отчетному периоду прошлого года в %

Количество зарегистрированных субъектов  малого предпринимательства

единиц

985496

 

в том числе: 

индивидуальных предпринимателей

 

601057

 

юридических лиц

 

189671

110,1

крестьянских хозяйств

 

194768

100,5

Количество активных субъектов  малого предпринимательства

единиц

680138

119,8

в том числе:

индивидуальных предпринимателей

 

454959

124,5

юридических лиц

 

55865

110,0

крестьянских хозяйств

 

169314

100,6

Численность занятых в малом  предпринимательстве

человек

1835606

112,8

Выпуск продукции (товаров и  услуг) активными субъектами малого предпринимательства

млн. тенге

2001712,0

118,7


 

Численность занятых  на предприятиях малого бизнеса в  разрезе регионов по состоянию на 1 января 2012 года

 

Рисунок 1 - Численность  занятых на предприятиях малого бизнеса  в разрезе регионов по состоянию  на 1 января 2012 года

 

Предусматривается внедрение системы менеджмента качества на 9 предприятиях переработки продукции АПК:

  • выработка муки;
  • пивоваренная и безалкогольная продукция;
  • молочная продукция;
  • мясная продукция.

В целях укрепления промышленности и обеспечения устойчивого долгосрочного  развития в Павлодарском регионе реализуются Индустриальная стратегия области на период до 2010 года и Программа индустриально-инновационного развития области на 2004-2006 годы. В результате была активизирована работа по инвестиционной деятельности предприятий и организаций, сформирован портфель бизнес-планов, осуществлялось государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и ряд других мероприятий.

В настоящее время  в институтах на рассмотрении находится 5 проектов: 3 проекта направлены в  АО "Банк Развития Казахстана" и 2 проекта представлены в АО "Национальный инновационный фонд".

За счет финансирования Банка развития Казахстана в АО "Казэнергокабель" осуществляется реализация проекта  по созданию производства телефонных и силовых кабелей среднего напряжения. Сумма финансирования проекта АО "Банк развития Казахстана" - 5,3млн. долл. США.

ТОО "Фармацевтическая компания "РОМАТ" в АО "Национальный инновационный фонд" получен грант  в размере (55тыс. долл. США) на проведение научного исследования по разработке и подготовке промышленного производства новых пролонгированных форм высокоэффективных противотуберкулезных препаратов.

В Павлодарском филиале  АО "Heaven House" приступили к совместной с Инвестиционным фондом Казахстана реализации проекта по развитию существующего предприятия по производству бытовой и офисной мебели. Общая стоимость проекта составляет свыше 10млн. долл. США. Вложения Фонда составят 5млн. долл. США.

Наиболее активными  в индустриально-инновационном процессе стали крупные промышленные предприятия региона. Сегодня практически каждое из них проводит комплексные мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению действующих производств, внедрению наукоемких и ресурсосберегающих технологий.

 

2.3 Законодательно –  правовые основы малого и среднего бизнеса

 

Исследования зарубежных и отечественных специалистов подтвердили  необходимость, целесообразность и  актуальность создания в стране института  государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого и среднего предпринимательства в РК, необходимость создания гарантийных фондов связана с необходимостью "привлечения дополнительных средств и повышения эффективности управления ими".

Кроме того, государство РК оказывает непосредственное влияние на обеспечение деятельности предприятий предпринимательства финансовыми ресурсами.

Так, на основании Постановления  Правительства РК №665 от 26 апреля 1997 года было создано ЗАО «Фонд развития малого предпринимательства». Основной целью деятельности данного Фонда является эффективное использование финансовых средств, выделяемых государством на развитие малого предпринимательства, в рамках реализации государственных и региональных программ, проектов и мероприятий поддержки и развития малого и среднего бизнеса обеспечивающего создание новых производств и рабочих мест.

В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  и среднего предпринимательства;

- создание льготных  условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление  упрощенного   порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  и среднего предпринимательства,  включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых и средних  предприятий.

В соответствии с Постановлением Правительства РК от 22 мая 2005 года №555 «Об утверждении правил пополнения и использования кредитных ресурсов ЗАО Фонд развития малого предпринимательства» из республиканского бюджета выделены средства по программе кредитования субъектов малого предпринимательства на сумму 300млн. тенге, По данной программе Фондом по состоянию на 25 ноября 2005 года профинансировано 32 проекта на сумму 92 063тыс. тенге.

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в РК.