Ревизия материальных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Товары - часть материально-производственных запасов, приобретенная или полученная от других юридических или физических лиц и предназначенная для продажи.
Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Содержание работы

1. Учёт материально-производственных запасов
2. Учёт и инвентаризация производственных запасов на складе и в бухгалтерии
Список литературы

Файлы: 1 файл

ревизия.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина  «Контроль и ревизия»

« Ревизия материально-производственных запасов »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Содержание

1. Учёт  материально-производственных запасов

2. Учёт  и инвентаризация производственных  запасов на складе и в бухгалтерии

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учёт материально-производственных  запасов

К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов (далее - МПЗ) принимаются активы:

используемые  в качестве сырья, материалов и тому подобного при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые  для управленческих нужд организации (25; с.236).

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного  цикла, активы, законченные обработкой или комплектацией, технические  и качественные характеристики которых  соответствуют условиям договора или  в случаях, установленных законодательством, требованиям иных документов).

Товары - часть материально-производственных запасов, приобретенная или полученная от других юридических или физических лиц и предназначенная для  продажи.

Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной  информации об этих запасах, а также  надлежащий контроль за их наличием и  движением. В зависимости от характера  материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования  единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и  т.п.

ПБУ 5/01 не применяется в отношении:

1) активов,  используемых при производстве  продукции, выполнении работ или  оказании услуг либо для управленческих  нужд организации в течение  периода, превышающего 12 месяцев  или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.  Указанные активы учитываются  на счетах 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные  ценности", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные  активы";

2) активов,  характеризуемых как незавершенное  производство. В составе незавершенного  производства учитываются как  материально-производственные запасы, так и другие затраты, например, затраты на оплату труда, амортизационные  отчисления и т.д. Однако данные  затраты еще не привели к  появлению готовой продукции  (выполнению работ, оказанию услуг), а находятся в стадии производства. Активы, характеризуемые как незавершенное  производство, учитываются на счетах 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные  производства", 29 "Обслуживающие  производства и хозяйства", 44 "Расходы  на продажу".

Остановимся на видах материально-производственных запасов подробнее.

Сырье и  материалы, используемые для производства продукции, учитываются на счете 10 "Материалы" в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (далее - План счетов).

Счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря  и хозяйственных принадлежностей, тары и тому подобных ценностей организации (в том числе находящихся в  пути и переработке). Материалы учитываются  на счете 10 "Материалы" по фактической  себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.

При учете  материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения или  заготовления, средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической  себестоимостью приобретения или заготовления ценностей отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов".

К счету 10 "Материалы" Планом счетов рекомендовано  открывать следующие субсчета:

10-1 "Сырье  и материалы";

10-2 "Покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции и детали";

10-3 "Топливо";

10-4 "Тара  и тарные материалы";

10-5 "Запасные  части";

10-6 "Прочие  материалы";

10-7 "Материалы,  переданные в переработку на  сторону";

10-8 "Строительные  материалы";

10-9 "Инвентарь  и хозяйственные принадлежности" и др.

Согласно  Плану счетов стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту  счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования  этих ценностей на склад).

Однако  в п.10 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина  РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н (далее - Приказ № 119н), указано, что суммы, оплаченные за запасы, не вывезенные со складов  поставщиков и находящиеся в  пути, учитываются в бухгалтерском  учете на счетах расчетов как дебиторская  задолженность.

При оприходовании  материалов (как и других МПЗ) наиболее важным является момент перехода права  собственности, зафиксированный в  договоре поставщиком и покупателем. Если же в договоре момент перехода права собственности не указан, то стороны должны руководствоваться  ст.223 ГК РФ, согласно которой право  собственности у приобретателя  вещи по договору возникает с момента  ее передачи, если иное не предусмотрено  законом или договором (25; с.12).

Иначе говоря, если договором предусмотрено, что  право собственности на МПЗ переходит  к покупателю в момент сдачи груза  поставщиком перевозчику, то именно на эту дату покупатель должен оприходовать приобретенные материально-производственные запасы. Ведь в бухгалтерском учете  поставщика данные МПЗ уже списаны. Следовательно, если покупатель не оприходует запасы, они останутся как бы ничьими. И в то же время данные МПЗ могут  еще находиться в пути. Фактический  расход материалов в производстве или  для других хозяйственных целей  отражается по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами  учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.

При выбытии  материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость  списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется  по местам хранения материалов и отдельным  их наименованиям (видам, сортам, размерам).

В зависимости  от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости  материальных ценностей" или без  использования их.

2. Учёт и инвентаризация производственных  запасов на складе и в бухгалтерии

Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии  зависит от метода их учета.

Существуют  следующие методы учета производственных запасов:

количественно-суммовой;

с помощью  отчетов материально ответственных  лиц;

оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее  прогрессивным и рациональным методом  учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах  только количественно-сортового учета  движения материалов и осуществляется в "карточках складского учета  материалов" (ф. М-17). Карточки открывает  бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.

По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает "Приходный  ордер" и регистрирует его в "Карточке учета материалов" в графе "Приход".

На основании  расходных документов (лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала.

В карточке после каждой записи выводится остаток.

Кладовщик в установленные графиком сроки  сдает в бухгалтерию первичные  документы и составляет реестры  сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп  материалов, к которым они относятся.

По состоянию  на первое число каждого месяца материально  ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в "Ведомость  учета остатков материалов" (ф. М-14).

Эта ведомость  открывается бухгалтерией на год  по каждому складу. Хранится она  в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

Работник  бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей  в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.

Основные  принципы оперативно-бухгалтерского метода учета следующие:

оперативность и бухгалтерская достоверность  количественного учета на складе при помощи карточек учета материалов, которые полу ген материально  ответственными лицами;

систематический контроль работниками бухгалтерии  непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием  операций по движению материалов и  ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права  проверки соответствия фактических  остатков материалов данным текущего складскою учета;

осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным  ценам и по фактической себестоимости  в разрезе групп материалов и  мест их хранения, а при наличии  вычислительной установки - также в  разрезе номенклатурных номеров;

систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем  сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым учетным  ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета (40; с.12).

Существует  несколько способов аналитического учета материалов в бухгалтерии: сортовой, способ учета по номенклатурным номерам и оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ.

Сортовой  способ. На каждый вид и сорт материалов бухгалтерия открывает карточки количественно-суммового учета, в  которых на основании первичных  документов фиксируются операции поступления  и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учет в  бухгалтерии дублирует складской  учет на карточках учета материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги  по приходу и расходу за месяц  и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборотные  ведомости аналитического учета, открываемые  по материально-ответственным лицам. Итоговые данные по всем оборотным  ведомостям аналитического учета должны совпадать с оборотами и остатками  на соответствующих синтетических  счетах (48; с.32).

Способ  учета по номенклатурным номерам. Первичные  документы по приходу и расходу  материалов поступают в бухгалтерию, здесь их группируют по номенклатурным номерам, а в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и  расходе каждого вида материала  и записывают в оборотные ведомости  в натуральном и денежном выражении  ПО каждому складу в разрезе соответствующих  синтетических счетов и субсчетов (48; с.35).

Более прогрессивным  является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии проверяет  правильность произведенных кладовщиком  записей в карточках учета  материалов и подтверждает их своей  подписью на самих карточках (48: с.36).

В конце  месяца заведующий складом переносит  количественные данные об остатках на первое число по каждому номенклатурному  номеру материалов. Из карточек учета  материалов в "Ведомости учета  остатков материалов" (Сальдовые  ведомости).

В бухгалтерии  остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят  их итоги по отдельным учетным  группам материалов и в целом  по складу.

При сальдовом  методе учета поступившие в бухгалтерию  первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке  отдельно по приходу и расходу  в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По данным картотеки  документов составляются групповые  оборотные ведомости в суммовом выражении по каждому складу.

Данные  этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и  с итогами записей в регистрах  синтетического учета.

При использовании  компьютеров все необходимые  регистры при сальдовом методе учета  материалов (групповые оборотные  ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные) составляются на машинах.

Основным  регистром учета движения материалов является ведомость № 10 "Движение материальных ценностей (в денежном выражении)". Ведомость состоит  из трех разделов:

1)"Движение  на общезаводских складах (по  учетным ценам)";

2)"Поступило  на общезаводские склады и  остаток по предприятию на  начало месяца (по синтетическим  счетам и учетным группам)";

3)"Расход  и остаток на конец месяца". Ведомость № 10 позволяет осуществлять:

контроль  сохранности материалов по местам их хранения;

учет  поступления и остатков материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов (по учетным  ценам и фактической себестоимости);

учет  фактической себестоимости окончательного расхода материалов.

Ведомость № 10 заполняется на основании реестров сдачи документов, документов по движению материалов, производственных отчетов  цехов.

Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведут на счете 10 "Материалы". Счет активный, сальдовый, инвентарный.

Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и  отпуск - по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.

В дебет  счета 10 относят все затраты по их приобретению (покупная стоимость  материалов, наценки снабженческих  организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.

Информация о работе Ревизия материальных запасов