Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:05, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является более подробное рассмотрение рентабельности, как основного показателя эффективности работы предприятия. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, так как показывает финансовый результат деятельности организации. Задачей данной курсовой является исследование и определение сущности рентабельности, а также факторный анализ и расчет рентабельности на примере ОАО «Байкалфарм».
,
Р -- уровень рентабельности, %;
О -- оптовая цена предприятия на изделие;
С -- полная себестоимость изделия.
Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.
В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула:
,
-- расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат;
-- производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности;
-- норматив рентабельности к производственным фондам;
С-М - себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.
Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.
При определении норматива расчетной рентабельности к себестоимости продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости продукции вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и энергия на технологические цели».
Основные пути роста рентабельности производства -- развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.
1.3 Показатели рентабельности
В экономической литературе приводится большое количество показателей рентабельности. Каждый их них играет определённую роль в оценке эффективности деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.
Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:
1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).
2. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.
Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:
* рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
* рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия.
Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.
Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле:
где, Пп - прибыль предприятия, руб.;
ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
НОС - нормируемые оборотные средства, руб.
Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:
где, Пк.в - годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений;
KB - капитальные вложения, руб.
Рентабельность оборота (Р0) определяется по формуле:
где В - выручка от реализации продукции, руб.
Рентабельность текущих активов (Рт.а) определяется по формуле:
где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;
ТА - средняя величина текущих активов, руб.
Рентабельность, собственного капитала (Рс.к) определяется по формуле:
где СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.
Рентабельность изделия (Ри) определяется по формуле:
где Пед - прибыль на единицу изделия, руб.;
С - себестоимость изделия, руб.
Рентабельность инвестированного капитала (Ри.к) определяется по формуле:
где, ИК - средний инвестированный капитал, руб.
Рентабельность основных фондов (Ро.ф) определяется по формуле:
Рентабельность заемных средств (Рз.с) определяется по формуле:
где, Пз.с - плата за пользование заемными средствами, руб.;
ЗС - средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина), руб.
Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле:
где СА - средняя величина активов, руб.
Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс.в.к) определяется по формуле:
где, Рз.с - расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб,; ИК - величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб. Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле:
где, В - величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.;
КО - величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), руб.
Рентабельность товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле:
где Ст.п - себестоимость товарной продукции, руб.
Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низко рентабельных и убыточных предприятий.
Глава 2. Анализ рентабельности деятельности предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Байкалфарм» - крупнейшее предприятие-производитель ликероводочной продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. Пятнадцатилетняя история компании наглядно показывает ее успешное развитие на рынке алкоголя. По итогам 2008 года компания «Байкалфарм» заняла 2-е место в России по темпам роста объемов производства. Рост составил свыше 60% - это один из самых высоких показателей по ликероводочной отрасли не только в России, но и в мире. Если в 2007 году предприятием было произведено 1,15 млн. декалитров продукции, то в 2008 году - 1,85 млн. декалитров. Такого увеличения удалось добиться благодаря выходу на новые рынки сбыта как в Сибири и на Дальнем Востоке, так и в европейской части России.
Активно ведется продвижение продукции компании в других регионах России (Новосибирской, Кемеровской, Свердловской, Магаданской, Южно-Сахалинской, Московской, Челябинской, Амурской, Камчатской областях, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком АО, Красноярском, Хабаровском и Приморском краях, республиках Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия).Ежегодный прирост объемов производства в среднем на 50% в год (с 2002 года объемы производства выросли в 10 раз).
Совершить качественный скачок в своем развитии компании «Байкалфарм» позволило производство водки, ориентированной на конкретные запросы потребителя. Каждый продукт является уникальным и на рынке всегда востребован покупателем. Производственная база предприятия и мастерство специалистов позволяют выпустить любой продукт. В настоящее время приоритетное направление деятельности компании «Байкалфарм» - производство водок класса премиум.
Качество продукции, несомненно, важная составляющая успеха. Но не меньшее значение уделяется деятельности по продвижению продукта. Компания придерживается традиционной маркетинговой истины: товар производится для потребителя. На предприятии уверены в качестве продукции, поскольку четко знают что производят, как производят, а, главное, для кого производят.
Компания открыта для новых деловых контактов, готова к долгосрочному партнерству. Взаимовыгодные экономические отношения обеспечиваются уникальностью продукта и грамотным подходом руководителей и маркетологов компании к ведению бизнеса. «Байкалфарм» уделяет большое внимание современным методам продвижения товара, расширяет и усиливает свою дистрибьюторскую сеть.
Таблица 1. Технико-экономическая характеристика ОАО «Байкалфарм» за 2009-2010 гг.
Показатель |
2009 год |
2010 год |
Отклонение +/- |
Темп роста, % |
Выручка, руб. |
1749981 |
1620423 |
- 129558 |
92,6 |
Себестоимость, руб. |
1032018 |
1132051 |
100033 |
109,69 |
Прибыль (убыток) от продаж, руб. |
192287 |
133780 |
- 58507 |
69,57 |
Чистая прибыль, руб. |
21952 |
13129 |
- 8823 |
59,81 |
Среднегодовая стоимость основных средств, руб. |
134362 |
160699 |
26337 |
119,60 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, руб. |
1214681 |
1229951 |
15270 |
101,26 |
Собственный капитал, руб. |
302186 |
324137 |
21951 |
107,26 |
Из таблицы 1 видно, что произошло снижение темпов роста выручки 2010 года по сравнению с 2009 годом на 7,4%. Также уменьшились темпы роста прибыли от продаж на 30,43% и темпы роста чистой прибыли на 40,19%.
Расчет основных показателей рентабельности, фондоотдачи и фондоемкости.
Фондоотдача = ;
2009 год=1749981/134362=13,02 руб.;
2010 год=1620423/160699=10,08 руб.
Фондоемкость = =1/Фо;
2009 год=1/13,02=0,08 руб.;
2010год=1/10,08=0,10 руб.
Рентабельность основных средств=ЧП/ОС*100%
2009 год=21952/134362*100=16,34%;
2010 год=13129/160699*100=8,17%.
Рентабельность продаж=Пр. от продаж/Выр.*100%
2009 год=192287/1749981*100=10,99%;
2010 год=133780/1620423*100=8,26%.
Рентабельность собственного капитала=ЧП/Собствен. кап.*100%
2009 год=21952/302186*100=7,26%;
2010 год=13129/324137*100=4,05%.
Рентабельность предприятия=Пр./ОС+Об.ср.*100%
2009 год=(192287/134362+1214681)*
2010 год=(133780/160699+1229951)*
Рентабельность продукции=Пр. от пр./Себ.*100%
2009 год=192287/1032018*100=18,63%;
2010 год=133780/1132051*100=11,82%.
Экономическая рентабельность = =
2009 год=21952/1301225*100=1,69%;
2010 год=13129/1449202*100=0,91%.
Таблица 2. Основные показатели рентабельности, фондоотдача и фондоемкость ОАО «Байкалфарм» за 2008-2009 гг.
Показатель |
2009 год |
2010 год |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
Фондоотдача, руб. |
13,02 |
10,08 |
- 2,94 |
77,42 |
Фондоемкость, руб. |
0,08 |
0,10 |
0,02 |
125,0 |
Рентабельность ОС, % |
16,34 |
8,17 |
- 8,17 |
50,0 |
Рентабельность продаж, % |
10,99 |
8,26 |
- 2,73 |
75,16 |
Рентабельность собственного капитала, % |
7,26 |
4,05 |
- 3,21 |
55,79 |
Рентабельность предприятия, % |
14,25 |
9,62 |
- 4,63 |
67,51 |
Рентабельность продукции, % |
18,63 |
11,82 |
-6,81 |
63,45 |
Экономическая рентабельность, % |
1,69 |
0,91 |
-0,78 |
53,85 |
Информация о работе Резервы повышения рентабельности предприятия