Резервы повышения рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:05, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является более подробное рассмотрение рентабельности, как основного показателя эффективности работы предприятия. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, так как показывает финансовый результат деятельности организации. Задачей данной курсовой является исследование и определение сущности рентабельности, а также факторный анализ и расчет рентабельности на примере ОАО «Байкалфарм».

Файлы: 1 файл

Резервы повышения рентабельности предприятия.rtf

— 622.18 Кб (Скачать файл)

 

,

 

Р -- уровень рентабельности, %;

О -- оптовая цена предприятия на изделие;

С -- полная себестоимость изделия.

Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула:

 

,

 

-- расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат;

-- производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности;

-- норматив рентабельности к производственным фондам;

С-М - себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.

Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.

При определении норматива расчетной рентабельности к себестоимости продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости продукции вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и энергия на технологические цели».

Основные пути роста рентабельности производства -- развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.

 

1.3 Показатели рентабельности

 

В экономической литературе приводится большое количество показателей рентабельности. Каждый их них играет определённую роль в оценке эффективности деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.

Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:

1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

2. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.

Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:

* рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);

* рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия.

Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле:

 

 

где, Пп - прибыль предприятия, руб.;

ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

НОС - нормируемые оборотные средства, руб.

Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:

 

 

где, Пк.в - годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений;

KB - капитальные вложения, руб.

Рентабельность оборота (Р0) определяется по формуле:

 

 

где В - выручка от реализации продукции, руб.

Рентабельность текущих активов (Рт.а) определяется по формуле:

 

 

где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;

ТА - средняя величина текущих активов, руб.

Рентабельность, собственного капитала (Рс.к) определяется по формуле:

 

 

где СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.

Рентабельность изделия (Ри) определяется по формуле:

 

 

где Пед - прибыль на единицу изделия, руб.;

С - себестоимость изделия, руб.

Рентабельность инвестированного капитала (Ри.к) определяется по формуле:

 

где, ИК - средний инвестированный капитал, руб.

Рентабельность основных фондов (Ро.ф) определяется по формуле:

 

 

Рентабельность заемных средств (Рз.с) определяется по формуле:

 

 

где, Пз.с - плата за пользование заемными средствами, руб.;

ЗС - средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина), руб.

Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле:

 

 

где СА - средняя величина активов, руб.

Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс.в.к) определяется по формуле:

 

 

где, Рз.с - расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб,; ИК - величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб. Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле:

 

 

где, В - величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.;

КО - величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), руб.

Рентабельность товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле:

 

 

где Ст.п - себестоимость товарной продукции, руб.

Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низко рентабельных и убыточных предприятий.

 

 

Глава 2. Анализ рентабельности деятельности предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»

 

2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности

 

ОАО «Байкалфарм» - крупнейшее предприятие-производитель ликероводочной продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. Пятнадцатилетняя история компании наглядно показывает ее успешное развитие на рынке алкоголя. По итогам 2008 года компания «Байкалфарм» заняла 2-е место в России по темпам роста объемов производства. Рост составил свыше 60% - это один из самых высоких показателей по ликероводочной отрасли не только в России, но и в мире. Если в 2007 году предприятием было произведено 1,15 млн. декалитров продукции, то в 2008 году - 1,85 млн. декалитров. Такого увеличения удалось добиться благодаря выходу на новые рынки сбыта как в Сибири и на Дальнем Востоке, так и в европейской части России.

Активно ведется продвижение продукции компании в других регионах России (Новосибирской, Кемеровской, Свердловской, Магаданской, Южно-Сахалинской, Московской, Челябинской, Амурской, Камчатской областях, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком АО, Красноярском, Хабаровском и Приморском краях, республиках Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия).Ежегодный прирост объемов производства в среднем на 50% в год (с 2002 года объемы производства выросли в 10 раз).

Совершить качественный скачок в своем развитии компании «Байкалфарм» позволило производство водки, ориентированной на конкретные запросы потребителя. Каждый продукт является уникальным и на рынке всегда востребован покупателем. Производственная база предприятия и мастерство специалистов позволяют выпустить любой продукт. В настоящее время приоритетное направление деятельности компании «Байкалфарм» - производство водок класса премиум.

Качество продукции, несомненно, важная составляющая успеха. Но не меньшее значение уделяется деятельности по продвижению продукта. Компания придерживается традиционной маркетинговой истины: товар производится для потребителя. На предприятии уверены в качестве продукции, поскольку четко знают что производят, как производят, а, главное, для кого производят.

Компания открыта для новых деловых контактов, готова к долгосрочному партнерству. Взаимовыгодные экономические отношения обеспечиваются уникальностью продукта и грамотным подходом руководителей и маркетологов компании к ведению бизнеса. «Байкалфарм» уделяет большое внимание современным методам продвижения товара, расширяет и усиливает свою дистрибьюторскую сеть.

 

Таблица 1. Технико-экономическая характеристика ОАО «Байкалфарм» за 2009-2010 гг.

Показатель

2009 год

2010 год

Отклонение +/-

Темп роста, %

Выручка, руб.

1749981

1620423

- 129558

92,6

Себестоимость, руб.

1032018

1132051

100033

109,69

Прибыль (убыток) от продаж, руб.

192287

133780

- 58507

69,57

Чистая прибыль, руб.

21952

13129

- 8823

59,81

Среднегодовая стоимость основных средств, руб.

134362

160699

26337

119,60

Среднегодовая стоимость оборотных средств, руб.

1214681

1229951

15270

101,26

Собственный капитал, руб.

302186

324137

21951

107,26


 

Из таблицы 1 видно, что произошло снижение темпов роста выручки 2010 года по сравнению с 2009 годом на 7,4%. Также уменьшились темпы роста прибыли от продаж на 30,43% и темпы роста чистой прибыли на 40,19%.

Расчет основных показателей рентабельности, фондоотдачи и фондоемкости.

 

Фондоотдача = ;

2009 год=1749981/134362=13,02 руб.;

2010 год=1620423/160699=10,08 руб.

Фондоемкость = =1/Фо;

2009 год=1/13,02=0,08 руб.;

2010год=1/10,08=0,10 руб.

Рентабельность основных средств=ЧП/ОС*100%

2009 год=21952/134362*100=16,34%;

2010 год=13129/160699*100=8,17%.

Рентабельность продаж=Пр. от продаж/Выр.*100%

2009 год=192287/1749981*100=10,99%;

2010 год=133780/1620423*100=8,26%.

Рентабельность собственного капитала=ЧП/Собствен. кап.*100%

2009 год=21952/302186*100=7,26%;

2010 год=13129/324137*100=4,05%.

Рентабельность предприятия=Пр./ОС+Об.ср.*100%

2009 год=(192287/134362+1214681)*100=14,25%;

2010 год=(133780/160699+1229951)*100=9,62%.

Рентабельность продукции=Пр. от пр./Себ.*100%

2009 год=192287/1032018*100=18,63%;

2010 год=133780/1132051*100=11,82%.

Экономическая рентабельность = =

2009 год=21952/1301225*100=1,69%;

2010 год=13129/1449202*100=0,91%.

 

Таблица 2. Основные показатели рентабельности, фондоотдача и фондоемкость ОАО «Байкалфарм» за 2008-2009 гг.

Показатель

2009 год

2010 год

Отклонение, +/-

Темп роста, %

Фондоотдача, руб.

13,02

10,08

- 2,94

77,42

Фондоемкость, руб.

0,08

0,10

0,02

125,0

Рентабельность ОС, %

16,34

8,17

- 8,17

50,0

Рентабельность продаж, %

10,99

8,26

- 2,73

75,16

Рентабельность собственного капитала, %

7,26

4,05

- 3,21

55,79

Рентабельность предприятия, %

14,25

9,62

- 4,63

67,51

Рентабельность продукции, %

18,63

11,82

-6,81

63,45

Экономическая рентабельность, %

1,69

0,91

-0,78

53,85

Информация о работе Резервы повышения рентабельности предприятия