Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:05, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является более подробное рассмотрение рентабельности, как основного показателя эффективности работы предприятия. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, так как показывает финансовый результат деятельности организации. Задачей данной курсовой является исследование и определение сущности рентабельности, а также факторный анализ и расчет рентабельности на примере ОАО «Байкалфарм».
Данные таблицы 2 свидетельствуют об эффективном использовании основных фондов ОАО «Байкалфарм» в рассматриваемых периодах. Об этом свидетельствует значение фондоотдачи в 13,02 руб. при фондоемкости в 0,08 руб. в 2009 году, и 10,08 руб. при 0,10 руб. в 2010 году. То есть с каждого вложенного в основные фонды рубля ОАО «Байкалфарм» получает 13 руб. 02 коп. прибыли при расходах в 8 коп. в 2009 году, и 10 руб. 08 коп. прибыли при расходах в 10 коп. в 2010 году.
Также из таблицы 2 видно, что рентабельность 2010 года по сравнению с 2009 годом уменьшилась от 24,84% до 50%, вследствие увеличения себестоимости на 9,69% и уменьшения чистой прибыли на 40,19% и прибыли от продаж на 30,43%.
Рентабельность продаж ОАО «Байкалфарм» за 2010 год составила 8,26%, что ниже, чем в 2009 году на 2,73 пункта. Это говорит о том, что прибыль на единицу продукции снизилась.
Важным показателем рентабельности предприятия является рентабельность собственного капитала, которая характеризует эффективность использования собственного капитала. Собственный капитал ОАО «Байкалфарм» используется на 4,05%, данный показатель в 2010 году имеет тенденцию уменьшения.
Чистая рентабельность продукции на 2010 год составила 0,81%, а в 2009 году она составила 1,25%.Таким образом, в 2010 году на единицу выручки приходится 0,81% чистой прибыли, а в 2009 году-1,25% чистой прибыли, следовательно в 2010 году чистая рентабельность снизилась на 0,44 пункта. рентабельность факторный анализ
Валовая рентабельность продукции на 2009 год составила 41,03%. В 2010 году произошел спад данного показателя на 10,89% и он составил 30,14%. Следовательно, доля валовой прибыли, приходящейся на единицу выручки, уменьшается и в 2010 году она была определена в размере 30,14%.
Экономическая рентабельность, которая в течении данного периода уменьшалась, в 2010 году составила 0,91%.
2.2 Факторный анализ рентабельности деятельности ОАО «Байкалфарм»
Способ цепных подстановок, кратная модель:
y0=a0/b0
y1=a1/b1.
Баланс отклонений:
y1-y0= Δya- Δyb.
Влияние факторов на изменение рентабельности основной деятельности ОАО «Байкалфарм».
Рентабельность продукции=Пр. от пр./Себ.
Rо.д.0=192287/1032018=0,1803;
Rо.д.1=133780/1132051=0,1182.
ΔRо.д.Пр.=(133780/1032018)-(
ΔRо.д.Себ.=(133780/1132051)-(
Баланс отклонений:
0,1182-0,1803=- 0,0621;
- 0,0507-0,0114= - 0,0621.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уменьшение уровня рентабельности произошло в связи с уменьшением прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим на 30,43%, и увеличением себестоимости на 9,69%. В результате рентабельность продукции ОАО «Байкалфарм» в 2010 году уменьшилась на 6,21%. То есть с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 6,21 руб. меньше в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Влияние факторов на изменение рентабельности производства ОАО «Байкалфарм».
Рентабельность производства=Пр./ОС+Об.ср.
Rпр.0=192287/(134362+1214681)=
Rпр.1=133780/(160699+1229951)=
ΔRпр.Пр.=1337780/(134362+
- 0,0433;
ΔRпр.Ос.+Об.с.=133780/(160699+
-0,0030.
Баланс отклонений:
0,0962-0,1425=- 0,0463;
- 0,0433-0,0030= - 0,0463.
Данные факторного анализа свидетельствуют о том, что уменьшение рентабельности производства ОАО «Байкалфарм» в 2009 году на 4,63% произошло как и в предыдущем анализе из-за уменьшения прибыли от продаж на 30,43%.
Влияние факторов на изменение прибыли от продаж ОАО «Байкалфарм».
Пр. от пр.= Выр.-Себ.-КР-УР
Пр.0=1749981-1032018-309353-
Пр.1=1620423-1132051-202649-
1) Пр.I=1620423-1032018-309353-
2) Пр.II=1620423-1132051-309353-
3) Пр.III=1620423-1132051-202649-
4) Пр.IV=1620423-1132051-202649-
ΔПр.Выр.= Пр.I- Пр.0= 62729-192287= -129558;
ΔПр.Себ.= Пр.II- Пр.I= -37304-62729= -100033;
ΔПр.КР= Пр.III -Пр.II =64900+37304=102204;
ΔПр.УР= Пр.IV -Пр.III =133780-64900=68880.
Баланс отклонений:
133780-192287= -58507;
-129558-100033+102204+68880= -58507.
Из проведенного факторного анализа видно, что прибыль от продаж 2010 года по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 58507 рублей. Это произошло вследствие увеличения себестоимости на 9,69%, что в свою очередь привело к снижению выручки от продажи на 7,40%.
Глава 3. Резервы увеличения рентабельности ОАО «Байкалфарм» за счет снижения себестоимости продукции
3.1 Предложения по увеличению рентабельности предприятия
К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличения уровня рентабельности на предприятиях, относятся:
рост объема производства продукции;
снижение ее себестоимости;
рост массы прибыли;
лучшее использование фондов.
Чтобы достичь высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды.
Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.
Основным фактором роста прибыли является снижение себестоимости продукции. Однако на величину прибыли оказывает влияние еще ряд факторов - изменение цен на продукцию, величина остатка нереализованной продукции, объем реализации, структура производства и другие Повышение рентабельности производства означает рост отдачи на каждый рубль авансированных средств и, тем самым, более эффективное их использование.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи.
Рост рентабельности объективно свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия, увеличение не только получаемой суммы прибыли, но и относительного повышения доходов на каждый рубль затрат.
Для увеличения рентабельности возможны два основных направления: рост прибыли и сокращение затрат на производство. Иначе говоря, достижение положительных результатов возможно за счет снижения себестоимости либо за счет повышения цен на продукцию. Главным источником роста рентабельности следует считать снижение затрат на производство, себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто, главным образом, за счет повышения эффективности основных фондов, экономии материальных ресурсов, роста производительности труда.
3.2 Резервы увеличения рентабельности ОАО «Байкалфарм» за счет снижения себестоимости продукции
Снижение себестоимости продукции оказывает качественное влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Прежде всего это отражается на прибыльности производства, то есть увеличении дохода, что может быть достигнуто за счет сокращения материальных затрат, расходов на оплату труда, накладных расходов на единицу продукции и по производству в целом.
В себестоимости продукции наибольший удельный вес занимают затраты на сырье и материалы и на оплату труда. Соответственно существуют различные пути снижения себестоимости продукции.
Снижение себестоимости связано, прежде всего, с уменьшением потребления сырья и материалов. Снижение материалоемкости продукции связано с сокращением расхода сырья и материалов на единицу продукции, повышением качества сырья и материалов, применением малоотходных и безотходных технологий, снижением потерь от брака и так далее.
Проведение различных мероприятий, таких как консервация, передача в долгосрочную аренду, списание ненужных, неиспользуемых зданий, машин, оборудования, эффективное использование имеющегося в наличии оборудования, приводит к снижению расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.
Резервы экономии накладных расходов выявляются на основании анализа каждой статьи затрат: за счет разумного сокращения аппарата управления, сокращения потерь от порчи материалов и готовой продукции и так далее.
Можно выделить следующие направления снижения издержек производства на производство продукции:
-- использование достижений научно-технического прогресса;
-- совершенствование организации производства и труда;
-- изменение объема и структуры производственной продукции.
Использование достижений научно-технического прогресса заключается в переходе на новые технологические процессы производства, что позволяет вводить новые современные виды сырья, использовать новое оборудование, более полно использовать топливно-энергетические ресурсы, производить качественно новую продукцию.
Совершенствование организации производства и труда обеспечивает повышение производительности труда, сокращает потери рабочего времени, обеспечивает экономию живого труда.
Изменение объема и структуры производимой продукции требует более высокого и более эффективного использования основного производственного оборудования, использования качественно новых сырья и материалов, квалифицированной рабочей силы. Все эти факторы повышают эффективность производства, снижают себестоимость продукции, вызывают рост производительности труда.
Заключение
Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу в управлении предприятием.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут без необходимого контроля, а стиль управления в новых условиях не меняется, то финансовая устойчивость предприятия будет вызывать опасения.
Расчет системы показателей рентабельности позволяет достаточно полно судить о деятельности предприятия за определенный период времени и выявлять факторы, влияющие на эффективность производства и реализации продукции.
Экономический смысл коэффициентов рентабельности заключается в том, чтобы определить долю прибыли, приходящуюся на рубль вложенных в предприятие средств, поэтому их величина не должна быть отрицательной или слишком низкой по сравнению со среднеотраслевыми показателями, среднерыночными, с доходность ценных бумаг и других финансовых активов. Низкие коэффициенты рентабельности, если они не связаны с увеличением капитальных вложений на предприятии, переходом к выпуску новых видов продукции, политикой в ценообразование (например, сбытом продукции по демпинговым ценам в целях завоевания новых рынков) свидетельствую о неэффективности использования предприятием капитала, основных и оборотных средств, неспособностью управления себестоимостью и сбытом продукции. Поэтому, величина этих показателей необходима для принятия управленческих решений руководителям предприятия, кредиторам, инвесторам, налоговым органам, клиентам и т.д.
Из проведенного анализа ОАО «Байкалфарм» видно, что в рассматриваемом периоде его рентабельность резко снизилась вследствие увеличения себестоимости почти на 10%. Поэтому также уменьшились показатели выручки и прибыли на 7,4% и 30,43% соответственно.
Для увеличения показателя рентабельности ОАО «Байкалфарм» были предложены пути выхода за счет снижения себестоимости и увеличения объема прибыли от продаж. Показатель себестоимости можно уменьшить за счет применения малоотходных и безотходных технологий, передачи в долгосрочную аренду, списания ненужных, неиспользуемых зданий, машин, оборудования, использования достижений научно-технического прогресса. В свою очередь прибыль от продаж можно увеличить за счет изменения цен на продукцию, величины остатка нереализованной продукции, объема реализации, структуры производства и др.
Список использованной литературы
Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник-5издание, испр. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2008;
Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003;
Балабанов И. Т. Экономический анализ - М.: 2002;
Баканов М.И. , Шеремет А.Д. Теория экономического анализа - М.: Финансы и статистика, 2001;
В.Ф. Палий, Л.П. Суздальцева. Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий. - М.,2002;
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА- М, 2003;
Ефимова О. В. Анализ финансового положения предприятия - М.:1997;
Ковалева А.М., Баранникова Н.П., Богачева В.Д. и др. Финансы: Под редакцией А. М. Ковалевой. - М. «Финансы и кредит», 2000;
Лялин В.А., Воробь1в П.В. Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы). - С.-Петербург: Юность, Петрополь, 2002.
Стоянова Е.С Финансовый менеджмент. Российская практика. - М.: Перспектива, 1995
Самсонова Н.Ф. Финансовый менеджмент - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006-495с;
Шим Дж.К., Сигел Дж.Г. Финансовый менеджмент. - М.: Филинъ, 2003;
Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента. - М.: Дело, 2001;
Отчет о прибылях и убытках ОАО «Байклфарм» за 2008, 2009 гг.;
Бухгалтерский баланс ОАО «Байклфарм» за 2008, 2009 гг..
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Резервы повышения рентабельности предприятия