Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:19, курсовая работа
История формирования и развития аудита уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в период рабовладельческого и феодального строя частные собственники приглашали экспертов, которые занимались выслушиванием и проверкой отчетности управляющих. На базе государства формировались определенные органы, контролирующие государственные расходы, а также регулировали налоговые сборы. По мере развития промышленности и всех видов торговых операций налоги стали иметь существенный вес в бюджете каждого государства. Чтобы избежать недоразумений и споров между управляющими предприятий, которые представляли интересы владельцев экономически ценных объектов, и налоговыми органами возникла необходимость в независимой экспертизе и контроле – аудите. В аудите были заинтересованы все участники экономического процесса.
Часть 1. Роль аудита в условиях рыночной экономики
1.1. Развитие аудита в зарубежных странах и в России
1.2. Виды и методы контроля
1.3. Виды финансового контроля в РФ
1.4. Особенности аудиторского финансового контроля
Часть 2
Задача 1
Задача 2
Список использованной литературы
1.3. Виды финансового контроля в РФ
К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, то есть без участия специальных государственных органов.
В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.
Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.
Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.
Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методические письма и указания налоговых органов, в частности, Методическое пособие по проведению камеральных проверок, инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и тому подобное).
Основной метод финансового контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).
В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль — контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.
Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.
Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их исполнения.
Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, то есть специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).
1.4. Особенности аудиторского финансового контроля
Среди методов руководства экономикой независимо от форм собственности, важное место принадлежит финансовому контролю. Такой контроль способствует повышению эффективности производства, соблюдению законности в распределении получаемых доходов, максимальной реализации социальных гарантий.
Аудиторский финансовый контроль — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности.
Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.
В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.
Первоначально он действовал в течение почти восьми лет на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденных этим Указом Временных правил аудиторской деятельности1. Впоследствии, 7 августа 2001 г., был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»
Финансовый контроль служит необходимым методом реализации и защиты денежных интересов экономических субъектов.
Финансовый контроль нужен для определения эффективности, предупреждения и борьбы с хищениями, нецелевым использованием средств, коррупцией.
Нецелевое использование чужих средств неотъемлемое свойство деятельности органов власти всех стран, организаций, неформальных коллективов и граждан. Оно существовало всегда, но особых размеров достигло в наше время. Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Необходимость контроля диктуется рядом объективных и субъективных факторов, в том числе:
1. неопределенностью будущего,
отсутствием стопроцентной
2. наличием субъективного
фактора конкретной
3. важностью предупреждения
возникновения кризисных
4. целесообразностью поддержания
успеха деятельности
В этой связи создание и обеспечение высокорезультативного финансового контроля представляет для любого общества задачу первостепенной важности.
Часть 2
Задача 1
1. На основании данных
баланса и отчета о прибылях
и убытках определите, подлежит
ли данный экономический
2. Определите уровень
3. Исходя их указанных значений неотъемлемого риска и риска средств контроля, определите риск необнаружения. При ответе на этот вопрос рекомендуется использовать теоретический материал и Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №8 «Оценка рисков и внутренний контроль»
4. Используя исходные данные, получившееся значение риска необнаружения, опишите в соответствии с приведенной методикой механизм формирования аудиторской выборки и рассчитайте полную прогнозную величину ошибки.
Сравнив полную прогнозную величину ошибки и уровень существенности, сделайте вывод о достоверности данной статьи бухгалтерской отчетности.
Исходные данные для практической части работы
Бухгалтерский баланс ООО «Практика» на 01января 2010г., тыс. руб.

Отчет о прибылях и убытках ООО «Практика» за период с 01.01.2009 по 01.01.2010г. тыс. руб.

С помощью данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках можно отметить, что проведенная аудиторская проверка носит инициативный характер.
Для нахождения уровня существенности необходимо по итогам финансового года по данным бухгалтерской отчетности определить финансовые показатели, от которых берутся следующие процентные доли:
- балансовая прибыль – 5%
- валовой объем реализации без НДС – 2%
- валюта – 2%
- собственный капитал – 10%
- общие затраты предприятия – 2%
Рассмотрим порядок нахождения уровня существенности

Найдем среднее арифметическое: (62+1008+15+46+983) / 5 = 423
Определим размах вариации: 1008 - 15 = 993
Сопоставим со средней арифметической: 993 / 423 = 2,35
Если размах вариации составляет менее 30% средней арифметической, то средняя арифметическая считается типичной и ее можно использовать для определения уровня существенности. В данном случае расчеты показали, что размах вариации составляет 235%, такие значения можно отбросить.
Для выявления такой величины необходимо сопоставить наименьшее значение со средней арифметической: 423 / 15 = 28,2
Далее необходимо сопоставить наибольшее значение со средней арифметической: 1008 / 423 = 2,38
Значение 15 отличается от средней почти в 28 раз, а значение 1008 отличается от средней меньше чем в три раза. На основании этого принимаем решение отбросить наименьшее значение, как непоказательные данные числового ряда, а наибольшее оставить. На базе оставшихся значений необходимо рассчитать среднее арифметическое, которую следует округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону.
Среднее арифметическое: (62+1008+46+983) / 4 = 525
Полученную величину округлим до 550 руб. и найдем отклонение:
(550 – 525) / 525 x 100% = 4,76%, что находится в пределах 20%.
Отклонение в пределах допустимого, поэтому величина 550 руб. является единым показателем уровня существенности для данной бухгалтерской отчетности, который аудитор может использовать в своей работе.
Далее необходимо определить риск необнаружения, при условии, что:
- неотъемлемый риск – высокий
- риск средств контроля - высокий
Риск необнаружения определим по фомуле:
РН = АР/ (НР х РСК)
РН = 5 / (100 х 80) = 0,1%
Где РН – риск необнаружения
АР – аудиторский риск
НР - неотъемлемый риск
РСК – риск средств контроля
Для расчета риска необнаружения используются следующие значения:
- неотъемлемый риск – высокий – 100% риска
- риск средств контроля – высокий – 80% риска
Информация о работе Роль аудита в условиях рыночной экономики