Роль центрального банка в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……...3
1. Общая характеристика Центрального Банка……………………..………4
2. Роль Центрального банка в рыночной экономике……………….……....8
3. Центральный Банк РФ………………………………………….……..…10
Заключение……………………………………………………..…...………..17
Библиографический список………………………………………..……......18

Файлы: 1 файл

Роль Центрального Банка в экономике.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………..……...3

1. Общая характеристика  Центрального Банка……………………..………4

2. Роль Центрального  банка в рыночной экономике……………….……....8

3. Центральный Банк  РФ………………………………………….……..…10

Заключение……………………………………………………..…...………..17

Библиографический список………………………………………..……......18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с  потребностями воспроизводства. Они  находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Банки прочно вошли в  нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства  сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником  денежно – кредитной политики. В свою очередь, денежно – кредитная  политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Центральные банки имеют достаточно широкие и разнообразные полномочия в областях:

- регулирования и контроля за  деятельностью банков на рынке  ценных бумаг;

- валютного контроля;

- информатизации банковской деятельности;

- экономического анализа и статистики;

- обеспечения безопасности и  защиты информации и др.

1. Общая характеристика  Центрального Банка

В эпоху стихийного развития рынка и обращения настоящих (золотых  и серебряных) денег банки выступали  преимущественно в роли простых  посредников в осуществлении  торговых операций. Но и тогда какой-нибудь банк выделялся из общего числа как наиболее крупный или обслуживающий нужды властей. В течение многих веков подобную роль выполняли известные, обладающие значительным состоянием и внушавшие доверие конкретные банкиры (банкирские дома). Но в целом в тех исторических условиях (чисто стихийное развитие плюс то, что государство стояло в стороне от экономики) банки отличались друг от друга размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным в современном понимании.

Идея центрального банка  зародилась в условиях относительно развитых капиталистически - рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность.

Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формирования в соответствующей стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный  банк, находившейся в центре системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали их. В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но, как показывает опыт некоторых стран, у него могут быть и другие акционеры - коммерческие банки и иные финансовые институты.

Выделившись из числа  коммерческих банков значительными  размерами капитала и большими объемами проводимых операций, центральные банки  утратили свои позиции, уступив лидерство  в этой сфере коммерческим банкам. Их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно – кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния центрального банка на формирование денежно – кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.

Центральный банк – главный  государственный банк страны, наделенный особыми функциями, в особенности  правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк является «банком банков», органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом.

Центральный банк часто  выступает в качестве «фирменного банка» государства: ведет счета государства, предоставляет ему кредиты в рамках, предписанных законом, продает на счет государства государственные займы и облигации, занимается поддержанием их курса и т.д.

Правда, государство, как  правило, вольно брать ссуды в коммерческих банках, а также за рубежом, так что центральный банк не обладает в отношении этого монопольным положением. 

Чаще всего центральный  банк подотчетен непосредственно законодательному органу власти страны или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным банком не входит в правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.

Как правило, во главе  центрального банка стоит директорат со штатными и (или) нештатными его членами, которые назначаются соответствующим правительством (президентом государства) на определенный период времени. Председателем директората является губернатор (президент центрального банка), который в большинстве случаев функционирует только как первый среди равных и в такой мере интегрирован в коллегиальное принятие решений.

Центральные банки  развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении  вопросов денежной политики с помощью  различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся  взаимоотношения между центральным  банком страны и правительством с  учетом неформальных контактов руководителей.

Среди множества  объективных факторов оценки независимости  центральных банков можно выделить пять важнейших:

• участие государства  в капитале центрального банка и  в распределении прибыли;

• процедура  назначения (выбора) руководства банка;

• степень отражения  в законодательстве целей и задач  центрального банка;

• права государства  на вмешательство в денежно-кредитную политику;

• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Что касается первого  фактора оценки, то состав собственников  капитала центрального банка при  проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка  страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.

Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки  свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве  развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

От четвертого фактора  прежде всего зависит  политическая независимость центрального банка.

Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.

В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и  Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.

Несколько на более  высокой ступени независимости  находятся центральные банки  Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.

Центральные банки  ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

Пятый фактор независимости  центрального банка выражается в  наличии законодательного ограничения  кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.

2. Роль Центрального  Банка в рыночной экономике

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе.

Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы любой страны предполагает решение двух сложных  взаимосвязанных задач. Первая –  срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача – на основе международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухгалтерского и управленческого учета, менеджмента, надзора и аудита.

Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системы страны. Они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности цен и  занятости, стимулировать рост национальной экономики  на здоровой финансовой основе.

Одна из самых важных ролей центрального банка  - управлять государственным  долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультант правительства в финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.

Роль центрального банка в рыночной экономике достаточна велика. Прежде всего, это то, что центральный банк является проводником денежно – кредитной политики государства, а также является:

- эмиссионным банком (за ним  закреплена монополия денежной  эмиссии);

- банком правительства (исполнение бюджета и управление государственным долгом);

-  банком банков (расчетный центр,  кредитор последней инстанции);

-  органом надзора за банками  и финансовыми рынками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Центральный  Банк РФ

Центральный Банк РФ (Банк России) является прямым наследником (хотя и не единственным, если иметь в виду также центральные банки стран – бывших республик СССР) Государственного банка СССР, предшественником которого в свою очередь был Государственный банк Российской империи.

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Принципы организации  и деятельности Центрального банка  РФ, его статус, задачи, функции, полномочия  определяются Конституцией  Российской  Федерации,  Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным  законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной  власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом и имеет  печать с изображением Государственного герба Российской Федерации  со своим  наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

Банк России подотчетен только Федеральному собранию. Председатель банка назначается Государственной  Думой сроком на 4 года по представлению  президента.

Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель банка России или его заместитель участвует в заседаниях Правительства России.

Министры финансов и  экономики РФ или по одному из их заместителей могут участвовать  в заседаниях Совета Директоров – высшего органа управления Банком – с правом совещательного голоса.

Информация о работе Роль центрального банка в экономике