Роль и значение управленческого учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей темы предопределена рядом принципиальных факторов. Интерес к управленческому учету возник давно. Длительное время в Кыргызстане хозяйственный учет было принято делить на бухгалтерский оперативный и статистический. Основную роль играет бухгалтерский учет, так как точно и объективно отражает данные, используемые не только для управления, но и для планирования, контроля и анализа отдельных хозяйственных процессов и сфер уставной деятельности организации. Объектами управленческого учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Понятие управленческого учета
Принципы и функции управленческого учета
Роль управленческого учета в экономике

2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «Азат»
Общая характеристика управленческого учета на предприятии ОАО »Азат»
Анализ управленческого учета
Значение управленческого учета на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

управленческий курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

9. Принцип контролируемости показателей внутренней отчетности – предполагает раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым и неконтролируемым руководителем сегмента предпринимательской деятельности.

 

10. Принцип своевременности представления информации – в ряде случаев принцип полноты и документальной обоснованности хозяйственных операций может игнорироваться ради обеспечения своевременности предоставления информации.

 

 Принципы, свойственные  управленческому учету, позволяют  ему решать комплекс взаимосвязанных задач:

оперативного учета, анализа, контроля, планирования и прогнозирования  деятельности сегментов предпринимательской  деятельности (центров ответственности);

 создания мотивационных  механизмов, позволяющих гармонизировать интересы и цели сегментов с тактическими и стратегическими целями организации.

   Это, в свою очередь, позволяет реализовать основную цель управленческого учета: обеспечить информационную поддержку в принятии эффективных управленческих решений, направленных, в конечном итоге, на максимизацию прибыли организации при условии сохранения ее капитала.

 

 Функции управленческого учета

Циклы управления обычно состоят из планирования, контроля, оценки, непосредственно организационной  работы, внутренних информационных связей и стимулирования.

   Планирование представляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели, формулировку задач, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения.

 

 Сформулированные выводы используются  в дальнейшем планировании и  прогнозировании. Хорошо составленные  планы бывают настолько гибкими, что при определенных производственных ситуациях позволяют руководителю их изменять.

   Контроль - это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. При этом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановыми показателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычной работе между ними не проводят грань.

   Любое управленческое решение основывается на оценке, в которой управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют.

В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь) и  выясняются причины отклонений:

 недостатки планирования;

неоптимальный набор действий, который привел к увеличению оперативных решений;

 несоответствие системы контроля  требованиям управления;

выбор неверной цели.

   Стимулирование — это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.

   Бюджеты и отчеты об их исполнении стимулируют деятельность персонала предприятия, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.

 

 Налаживается обмен информацией  и отчетностью между отдельными  службами, таким образом, менеджеры  знакомятся с разработанными  для них планами, уясняют стоящие  перед ним задачи.

   В организационной структуре любого предприятия между его отдельными подразделениями возможны линейные и нелинейные производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчиненным лицам, а нелинейные - возникают, когда один отдел предоставляет услуги другим отделам.

   Внутренняя информационная связь — это обмен информацией и отчетностью, позволяющий координировать действия различных структурных подразделений на достижение конечной цели; конкретизирующий задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяющий условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений.

   Исполнительные отчеты представляют любому менеджеру материал для анализа и оценки своих действий, разработки мероприятий по устранению каких-либо действий, которые привели к понижению эффективности управления.

Объекты и методы калькулирования.

 Объекты  калькулирования.

Калькулирование – это  процесс определения себестоимости  определенного объекта затрат.

   Под объектами затрат понимают сегменты деятельности предприятия, которые требуют измерения связанных с ними затрат.

   Следует отметить, что на промышленных предприятиях затраты обычно сначала относятся к соответствующим подразделениям, а затем – к видам продукции (услугам), которые вырабатываются соответствующими подразделениями.

 

 Методы  калькулирования.

Под методом учета  затрат на производство и калькулирования  себестоимости продукции понимают совокупность приёмов организации  документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за процессом формирования себестоимости продукции.

   За основу классификации методов калькулирования себестоимости продукции принимаются объекты учета затрат, объекты калькулирования и способы контроля за себестоимостью продукции.

   Существует множество методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Но всю их совокупность можно классифицировать по двум основным направлениям: оперативности контроля за затратами и объектам учета затрат.

   По оперативности контроля методы можно подразделить на методы учета затрат в процессе производства продукции и методы учета прошлых затрат.

   По объектам учета затрат обычно выделяют методы учета при массовом и серийном производстве (по деталям, частям изделий, изделиям, процессам и т.д.) и при индивидуальном мелкосерийном производстве (по заказам).

   Следует отметить, что классификация методов учета калькулирования себестоимости продукции является объектом дискуссий. В свое время министерствами и ведомствами были перечислены три основных метода калькулирования себестоимости продукции: нормативный, попередельный и позаказный.

   Нормативный метод учета и калькулирования себестоимости продукции обычно характеризуется тем, что на предприятии по каждому изделию на основе действующих норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости изделия. В идеале, если бы в течение месяца все затраты на предприятии соответствовали действующим нормам, нормативам и сметам, а объём производства соответствовал запланированному, фактическая себестоимость изделия была бы равна нормативной. Исходя из этой посылки учет организуют таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонениям от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют руководителям всех уровней производственного процесса управлять себестоимостью продукции и вместе с тем бухгалтерии калькулировать фактическую себестоимость изделия путем прибавления к нормативной себестоимости изделия (вычитания из неё) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье.

   Вторая группа методов калькулирования характеризуется тем, что фактические затраты на протяжении месяца накапливают, а в конце месяца распределяют между объектами учета и калькулирования. Отклонения от плановой себестоимости выявляют после завершения калькулирования единицы каждого изделия. Среди этих методов назовем следующие.

   Попроцессный метод калькулирования характеризуется тем, что на предприятии выпускают продукцию ограниченной номенклатуры, отсутствует незавершенное производство. В связи с этим объектами учета затрат являются отдельные процессы в изготовлении (выпуске) продукции, в выполнении работы (услуги) как составные части всего процесса производства.

   Попередельный метод калькулирования характерен для массовых производств, в которых исходное сырьё или материалы последовательно превращаются в готовую продукцию. Производственные процессы или их группы образуют переделы, каждый из которых завершается выпуском промежуточного продукта-полуфабриката, который к тому же может быть в таком виде реализован на сторону. Эти переделы и являются объектами учета затрат.

 Позаказный  метод калькулирования характерен тем, что объектом учета затрат является производственный заказ, открываемый на индивидуально или мелкосерийно изготовляемое изделие, серию изделий или часть изделия, на отдельную работу, отдельную услугу. Себестоимость каждого заказа определяется после завершения работ по этому заказу.

 

 

    1. Роль управленческого учета в экономике

 

Прежде чем принять  правильные решения, необходимо определить цель или руководящее направление, которые помогут принимающим  решения оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим.

   Обычно, согласно экономической теории, владельцы фирмы преследуют цель получения максимальной прибыли или, более точно, увеличения богатства держателей акций.

   Выдвижение в качестве цели достижения максимальных прибылей аргументируют по-разному. С юридической точки зрения владельцы обыкновенных акций являются владельцами фирмы, которая поэтому для получения ими прибылей должна управляться их достоверными менеджерами. Есть и другой аргумент в пользу выбора этой цели: увеличение прибылей ведет к росту всеобщего экономического благосостояния.

   Так как возможности человеческого разума не безграничны и человек может в какой-то определенный момент работать с ограниченным количеством информации, то он занимается поиском решений только до тех пор, пока не находит первое же приемлемое. Дальнейшие попытки найти лучшее решение или наилучшее решение не делаются. Такой подход, когда поиск заканчивается подбором удовлетворительного, а не оптимального решения, известен как поиск удовлетворительного решения.

   Любые сверхдоходы по отношению к этим установленным минимумам рассматриваются в качестве предмета заключения сделок между различными группами.

   Некоторые менеджеры ищут пути создания основ власти и построения империи; другими целями являются безопасность и стремление устранить неопределенность в будущем, таковые соображения могут победить желание получить голые прибыли.

   Тем не менее мы придерживаемся взгляда, что в основном фирмы стремятся максимизировать величину притока будущих платежей наличными (т.е. будущие денежные поступления наличными за вычетом платежей наличными), или, выражаясь более точно, приведенную стоимость притока будущих поступлений наличными.

 

 Причины, как цели для максимизации прибылей:

1.Маловероятно, что выбор какой-то другой цели даст возможность с такой же эффективностью оценить способность организации функционировать в будущем.

 

2.Сомнительно, что  максимизация приведенной стоимости  будущих поступлений денежной  наличности может быть реализована на практике без выработки принципов, необходимых для достижения этой цели, изучив которое станет понятным, как увеличить поступления денежной наличности;

 

3.Реализация этой  цели помогает держателям акций  - участников сделки понять, во  что им обойдется выбор других целей, т.к. становится известным распределение сумм наличных денег между участниками коалиции.

 

 Поиск альтернативных вариантов действий.

   Второй этап процесса принятия решения заключатся в поиске ряда возможных вариантов действий, направленных на достижение поставленных целей. Если внимание администрации компании всецело поглощено ассортиментом продукции и рынками сбыта сегодняшнего дня и она выпускает из-под контроля тенденцию к сужению рынка сбыта своей продукции и движения денежной наличности, то появляется опасность, что в будущем она не сможет генерировать достаточно денежной наличности, чтобы выдержать конкуренцию.

   Для максимизации будущего притока денежной наличности существенно, чтобы администрация постоянно получала информацию о возможных положительных и отрицательных для нее тенденциях в развитии экономической обстановки и немедленно принимала меры, при помощи которых можно было бы защищать организацию от всяких неожиданностей в будущем.

 В частности, компании рекомендуется прибегнуть к одному или нескольким из следующих вариантов действий:

 

1. Выпуск новых товаров для  сбыта на уже существующих  рынках;

 

2. Выпуск новых товаров для  сбыта на новых рынках;

 

3. Создание новых рынков для  уже выпускаемых товаров.

   Совершение альтернативных действий вызывает необходимость получить информацию об ожидаемой конъюнктуре и изменений экономической обстановки. Это самый трудный и важный этап процесса принятия решения.

 

 Сбор данных для выбора  альтернативных действия.

   Когда вероятные сферы деятельности определены, администрация должна оценить возможные темпы роста показателей своей деятельности, способность компании удержать соответствующую долю рынка и осуществить движение денежной наличности для каждого альтернативного варианта действий в различной экономической среде.

    Так как проблемы, ожидающие своего решения, существуют в изменчивой и не всегда понятной экономической среде, необходимо рассмотреть определенные факторы, которые находятся вне контроля принимающего решение и могут оказывать влияние на каждый альтернативный курс действий. Эти неуправляемые факторы называются экономической средой. Примерами таких возможных состояний экономической среды являются экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции.

Информация о работе Роль и значение управленческого учета на предприятии