Рынок предпринимательский аудит аттестация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена правовому регулированию аудиторской деятельности в России. В работе дается анализ положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите) и принимаемых в их развитие нормативно-правовых актов. Указанный закон имеет базовое значение для регулирования аудита как разновидности предпринимательской деятельности.
Предпосылкой появления аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.

Содержание работы

Введение
1. История становления развития аудита
2. Организационная деятельность аудиторов и аудиторских фирм
3. Правовое положение аудиторов и аудиторских фирм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)

На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской деятельности. В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

В сфере правового регулирования аудиторской деятельности следует учитывать постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым Минфин России был определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности", определившее в качестве лицензирующего органа в области аудиторской деятельности Минфин России, постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190 "О лицензировании аудиторской деятельности", утвердившее Положение о лицензировании аудиторской деятельности, постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита", которым утверждены Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций на проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов", и др.

К подзаконным актам, содержащим нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, относятся также нормативные правовые акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфином России (ст. 18 Закона об аудите).

К следующей группе документов, регламентирующих аудит, относятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие единые требования к порядку осуществления аудита, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Однако в связи с динамичным развитием аудиторского рынка можно говорить о необходимости дальнейшего совершенствования законодательной базы аудиторской деятельности. Российское законодательство об аудите должно отвечать требованиям Международных стандартов аудита (МСА), включать правила о применении международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и предусматривать меры, обеспечивающие эффективное применение введенных правил, системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, а также предусматривать действенные меры контроля качества аудиторских услуг.

Концепция развития аудиторской деятельности в России, представленная в Правительственной программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности 1998 г., предлагает создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработку и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организацию общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.

Развитие данной отрасли связано с развитием саморегулируемых профессиональных организаций аудиторов, расширением функций таких организаций за счет передачи ряда функций регулирования аудиторской деятельности от государственных органов, а также перераспределением обязанностей между профессиональными объединениями аудиторов и государством.

Несомненно, за государством должны сохраняться функции нормативно-правового регулирования, координации аудиторской деятельности и выработки стратегии развития аудиторской профессии; аудиторским же объединениям на данном этапе развития могут быть переданы полномочия по организации обучения аудиторов, повышения их квалификации, контроль за качеством аудита.

Работа над поправками к Закону об аудите с учетом направлений развития аудита, намеченных Правительственной концепцией, завершается. Правительство Российской Федерации 13 января 2005 г. на своем заседании рассмотрело поправки к Закону об аудите и одобрило отмену лицензирования аудиторской деятельности (в качестве замены этой формы контроля должно выступить обязательное членство аудиторов в аккредитованных аудиторских объединениях), передачу профессиональным объединениям аудиторов ряда функций - функции по организации и проведению аттестации, по повышению квалификации аудиторов, ведению реестров аудиторов и аудиторских организаций.

Необходимость совершенствования законодательства об аудите связана также с тем, что требуется более четкое соответствие между рядом норм специального законодательства и нормами других отраслей законодательства, в частности административного, уголовного и т.п.

Таким образом, можно выделить три этапа в процессе формирования нормативно-правовой базы аудиторской деятельности в России.

I этап (1987-1993): характеризуется  отсутствием единого акта, устанавливающего  основы правового регулирования  аудита; этап "неупорядоченного" аудита.

II этап (1993-2001): утверждены  Временные правила, содержащие основные  положения, регулирующие отношения  по поводу аудита и заложившие  основы для дальнейшего развития  аудиторской деятельности в России.

III этап, продолжающийся до  настоящего времени, начало которого  связано с принятием в августе 2001 г. Закона об аудите. Для этого  периода характерно регулирование  аудиторской деятельности на  законодательном уровне, упорядочение  требований к аудиторам и аудиторским  организациям, приведение этих требований  в соответствие с мировыми  стандартами.

2. Организационная деятельность  аудиторов и аудиторских фирм

Субъектами аудиторской деятельности являются носители прав и обязанностей в области ее осуществления и регулирования. В соответствии с Законом об аудите субъектами аудиторской деятельности являются следующие лица:

- уполномоченный федеральный  орган государственного регулирования  аудиторской деятельности;

- Совет по аудиторской  деятельности при уполномоченном  федеральном органе;

- аккредитованные профессиональные  аудиторские объединения;

- аудитор;

- аудиторская организация;

- аудируемые лица и(или) лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг;

- иные лица.

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти создается Совет по аудиторской деятельности. Органы исполнительной власти, на которые возложены функции государственного регулирования аудиторской деятельности, как известно, не выступают в качестве субъектов хозяйственной деятельности; они выступают как субъекты, организующие аудиторскую деятельность. Такие отношения носят публично-правовой характер, к ним не применяются нормы гражданского законодательства. Правила, определяющие эти отношения, содержатся в Законе об аудите и в других нормативных правовых актах.

Аудитор

Осуществлением аудиторских проверок и оказанием сопутствующих аудиту услуг профессионально занимаются аудиторы.

Аудитором признается физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Закон об аудите предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке аудитора. Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора должны иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Они должны пройти аттестацию, сдав экзамен по единой программе. К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-экономических отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока действия, однако каждый аудитор ежегодно обязан проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом.

В качестве аудитора могут выступать следующие лица:

- штатный работник аудиторской  организации;

- лицо, привлекаемое аудиторской  организацией к работе на основании  гражданско-правового договора;

- предприниматель, осуществляющий  свою деятельность без образования  юридического лица (индивидуальный  аудитор). Статус индивидуального  предпринимателя возникает после  государственной регистрации гражданина  в качестве субъекта предпринимательской  деятельности. Государственная регистрация  производится по установленным  правилам.

К предпринимательской деятельности граждан применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Данное правило позволяет решать вопросы при недостаточности правовых норм об индивидуально-предпринимательской деятельности.

К правовым актам, содержащим нормы, регулирующие отношения по поводу предпринимательской деятельности граждан, относятся, в частности, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", рассматривающий индивидуальных предпринимателей как субъекты малого предпринимательства, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающий правила банкротства гражданина - индивидуального предпринимателя в том случае, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. Деятельность индивидуального аудитора подпадает под регулирование указанных законов.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) аудиторская деятельность подлежит лицензированию. Индивидуальный аудитор осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения соответствующей лицензии.

Граждане, выбравшие в качестве предпринимательской аудиторскую деятельность, не вправе заниматься иной предпринимательской деятельностью. Данное ограничение не распространяется на иную непредпринимательскую деятельность аудиторов.

Из смысла Закона об аудите следует, что индивидуальные предприниматели вправе осуществлять лишь инициативные аудиторские проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги. Отметим, что по ранее действовавшим Временным правилам аудиторы обладали большим объемом правоспособности: они могли осуществлять ежегодные обязательные аудиторские проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. В настоящее время индивидуальные аудиторы таким правом не обладают.

Установленные Законом об аудите требования к аудиторам направлены на обеспечение высокого профессионального уровня аудиторов, а значит, повышение качества аудиторских услуг.

Аудиторская организация

Аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги, действующая на основании лицензии и создаваемая в любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества.

Легальное определение аудиторской организации позволяет уяснить место данного участника правоотношений и выявить специфические особенности его правового статуса. К таким особенностям относятся следующие.

1. Аудиторская организация  как коммерческая организация, зарегистрированная  в установленном законом порядке, самостоятельно осуществляет на  свой риск деятельность, направленную  на систематическое получение  прибыли. Она создается в одной  из организационно-правовых форм, не запрещенных для нее законом.

2. Аудиторская организация  оказывает специальный вид услуг - проводит аудиторские проверки, осуществляет сопутствующие аудиту  услуги.

3. Аудиторская организация  обладает специальной правоспособностью.

4. Аудиторская организация  проводит свою деятельность после  получения лицензии на условиях  и в порядке, предусмотренных  законом.

5. В отношении аудиторской организации установлены следующие требования:

- количество аудиторов, состоящих  в штате аудиторской организации, не должно быть менее пяти;

- не менее 50% аудиторов, состоящих  в штате аудиторской организации, должны быть гражданами Российской  Федерации, постоянно проживающими  на территории Российской Федерации;

- если руководителем аудиторской  организации является иностранный  гражданин, не менее 75% аудиторов, состоящих  в штате аудиторской организации, должны быть гражданами Российской  Федерации.

Установление таких требований основывается на принятых в странах - членах ВТО ограничениях доступа иностранных физических и юридических лиц на национальные рынки аудиторских услуг.

Организационно-правовые формы аудиторской организации

Указание на возможность образования аудиторской организации практически в любой организационно-правовой форме означает, что для аудиторских организаций допустимы следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственное товарищество (полное товарищество, товарищество на вере), хозяйственное общество (общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество), производственный кооператив, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Информация о работе Рынок предпринимательский аудит аттестация