Рынок предпринимательский аудит аттестация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена правовому регулированию аудиторской деятельности в России. В работе дается анализ положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите) и принимаемых в их развитие нормативно-правовых актов. Указанный закон имеет базовое значение для регулирования аудита как разновидности предпринимательской деятельности.
Предпосылкой появления аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.

Содержание работы

Введение
1. История становления развития аудита
2. Организационная деятельность аудиторов и аудиторских фирм
3. Правовое положение аудиторов и аудиторских фирм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)

Важнейшими обязанностями аудиторской организации (индивидуального аудитора) являются квалифицированное проведение аудиторской проверки, представление по ее результатам аудиторского заключения в установленные договором сроки, оказание сопутствующих аудиту услуг. Действующее законодательство не содержит формальных критериев квалифицированного проведения такой проверки. Однако в соответствии с общепринятой аудиторской практикой аудиторская проверка считается квалифицированно проведенной, если она планировалась и осуществлялась с соблюдением требований нормативных актов, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При возникновении сомнений в квалифицированности аудитора возможно проведение проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, осуществляемой внешними проверяющими или аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление аудитором в распоряжение проверяющих всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Мировая практика свидетельствует, что доверие общества к качеству работы аудиторов возрастает при установлении высоких внутренних стандартов поведения и профессиональной деятельности аудиторов. В экономически развитых странах большую роль играют не только нормативно-правовые акты, но и кодексы этических профессиональных норм, которые устанавливают дополнительные права и обязанности аудиторов.

В нашей стране Кодекс этики аудиторов России был принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003 г. Он устанавливает правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности.

Субъектами правоотношений, возникающих в сфере осуществления аудиторской деятельности, являются аудируемые лица и лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг.

К аудируемым лицам относятся не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, финансовая (бухгалтерская) отчетность которых согласно действующему законодательству должна подтверждаться заключением независимого аудитора, но и другие лица, принявшие решение о проведении аудиторской проверки своей отчетности, даже если в отношении их не применяется правило об обязательном аудите. Так, аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного подтверждать свою финансовую отчетность аудиторским заключением, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет 10 и более процентов (п. 5 ст. 103 ГК РФ). Для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов, а также для проверки состояния текущих дел общество с ограниченной ответственностью вправе по решению общего собрания участников привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества. Аудиторская проверка может быть проведена и по требованию любого участника общества выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать установленным законом требованиям (ст. 48 Закона об ООО).

Право назначить аудиторскую проверку отчетности финансово-промышленной группы имеет полномочный государственный орган (ст. 17 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах"; далее - Закон о ФПГ).

Следует отметить, что Закон об аудите значительно расширил круг аудируемых лиц, в отношении которых проводится обязательный аудит. К ним относятся лица, созданные в форме открытого акционерного общества; лица, в деятельности которых используются денежные средства граждан и юридических лиц, в том числе в качестве обязательных или добровольных отчислений (кредитные, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные и другие фонды); лица, финансовые показатели деятельности которых составляют определенный уровень: объем годовой выручки превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ (в том числе государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения); лица, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом. Так, в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" обязательной аудиторской проверке подлежат сельскохозяйственные кооперативы и союзы таких кооперативов.

Ранее действовавшие Временные правила не закрепляли права экономических субъектов, подлежащих аудиту. Им предоставлялось лишь право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) экономический субъект был вправе потребовать от аудитора информацию о нормативных актах, на которых были основаны замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы).

Закон об аудите закрепляет права и обязанности аудируемого лица. При этом некоторые права такого субъекта основаны на обязанностях аудиторской организации (индивидуального аудитора). Так, исходя из того что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязана обоснованно подготовить и передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудируемое лицо вправе требовать этого от аудитора.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо или лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) заключить договор на  проведение обязательного аудита  с аудиторской организацией в  сроки, установленные законодательством  Российской Федерации;

2) создать аудиторской  организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и  полного проведения аудиторской  проверки;

3) предоставить аудитору  информацию и документацию, необходимые  для осуществления аудита;

4) дать по запросу индивидуальных  аудиторов или аудиторских организаций  исчерпывающие разъяснения и  объяснения в устной и письменной  формах;

5) оперативно устранить  выявленные аудиторами нарушения  правил ведения бухгалтерского  учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

6) не предпринимать каких  бы то ни было действий в  целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки, а также исполнять иные обязанности, вытекающие из существа подобного рода правоотношений.

Субъекты аудиторской деятельности несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Заключение

Таким образом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Законодатель прежде всего указывает на коммерческий характер аудиторской деятельности. Все признаки предпринимательской деятельности, определенные ст. 2 ГК РФ, а именно: самостоятельность, рисковый характер, систематичность действий с целью получения прибыли от оказания услуг соответствующими лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, присущи аудиту (аудиторской деятельности). Так, самостоятельный характер аудиторской деятельности указывает на ее волевой источник: граждане и юридические лица самостоятельно, т.е. своей волей и в своем интересе, осуществляют данную деятельность. Аудиторы и аудируемые лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, они по своему усмотрению определяют приемы, методы и конкретные процедуры проведения аудита, за исключением планирования и документирования аудита, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Самостоятельность аудиторской деятельности не исключает ее общего регулирования со стороны государства.

Можно выделить три этапа в процессе формирования нормативно-правовой базы аудиторской деятельности в России.

I этап (1987-1993): характеризуется  отсутствием единого акта, устанавливающего  основы правового регулирования  аудита; этап "неупорядоченного" аудита.

II этап (1993-2001): утверждены  Временные правила, содержащие основные  положения, регулирующие отношения  по поводу аудита и заложившие  основы для дальнейшего развития  аудиторской деятельности в России.

III этап, продолжающийся до  настоящего времени, начало которого  связано с принятием в августе 2001 г. Закона об аудите. Для этого  периода характерно регулирование  аудиторской деятельности на  законодательном уровне, упорядочение  требований к аудиторам и аудиторским  организациям, приведение этих требований  в соответствие с мировыми  стандартами.

 

Литература

Основная литература:

1.  Конституция Российской Федерации: М. 1993г.

2.  Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"(с изменениями от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля 2006 г.) \\ГАРАНТ

3.  Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

4.  Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 3. С. 167.

5.  Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

6.  Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" // СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3451.

7.  Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации, утв. приказом Банка России от 18 марта 1996 г. N 02-71. Приказом Банка России от 10 сентября 1997 г. N 02-391 это положение признано утратившим силу с 16 сентября 1997 г.

8.  Постановление правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 532 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности", утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 // РБГ. 2004. 19 окт.

9.  Решение Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N ГКПИ 01-806 // БВС РФ. 2002. N 2.

Дополнительная литература

10. Андреев В.К. Правовое  регулирование аудита в России. М., 1996. С.

11. Булгакова Л.И. Аудит  в России: механизм правового  регулирования. - "Волтерс Клувер", 2005 г.

12. Лаптев В.В. Субъекты  предпринимательского права. М., 2003.

13. Пятенко С.В. Организация  работы аудитора и консультанта. М., 2001.

14. Скобарев В.Ю., Пивоварова С.А., Долотенкова Д.К. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". - Система ГАРАНТ, 2002 г.

15. Аудиторские ведомости. 2001. N 11.

16. Решение Верховного  Суда РФ от 22 мая 2001 г. N ГКПИ 01-806 // БВС РФ. 2002. N 2.

17. Предпринимательское право  Российской Федерации. Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003.

 


Информация о работе Рынок предпринимательский аудит аттестация