Себестоимость продукции в организации на примаре ОАО "Лента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является раскрытие теоретической основы себестоимости продукции, изучение порядка себестоимости продукции в ОАО «Лента» и выявление путей совершенствования учета себестоимости продукции, а также проведение анализа себестоимости и выявить резервы снижения себестоимости в данной организации, ознакомиться с организацией системы управления охраной труда и рассмотреть энергосбережение в ОАО «Лента».
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы себестоимости продукции в организации;
- изучить порядок учета себестоимости продукции в ОАО «Лента»;
- предложить пути совершенствования учета себестоимости продукции,

Файлы: 1 файл

1 часть диплома.docx

— 109.55 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Для управления производственно-хозяйственной  деятельностью организации и  обоснованного ценообразования  необходимо знать затраты не только по предприятию, его подразделениям, видам продукции, но и на единицу  изделия, т. е. его себестоимость.

Себестоимость —  один из важнейших качественных оценочных показателей работы предприятия, комплексно характеризующий эффективность использования всех видов ресурсов.

В экономической практике под себестоимостью понимается сумма затрат организации на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме. В условиях рынка снижение себестоимости — одно из важнейших условий победы в конкурентной борьбе, важнейший источник роста прибыли.

Снижение себестоимости на сегодняшний день оказалась, пожалуй, одной из главных проблем для организаций всего мира.

В настоящее время актуальной является проблема снижения себестоимости продукции в организациях Республики Беларусь. Для решения этой проблемы организации постоянно проводят мероприятия по снижению материалоемкости продукции; при закупке сырья и материалов рассматривают альтернативные варианты, основанные на выборе поставщиков по следующим показателям: качество товара, цена, близость поставщика, условия оплаты. Также проводятся различные рекламные компании по продвижению товаров на рынках и развивают собственную торговую сеть, расширяют ассортимент, а также проводят техническое переоснащение производства. Важнейшая роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости принадлежит бухгалтерскому учету.

Дипломная работа выполнена  на фактических материалах открытого  акционерного общества «Лента» (ОАО  «Лента»).

Целью дипломной работы является раскрытие теоретической основы себестоимости продукции, изучение порядка себестоимости продукции в ОАО «Лента» и выявление путей совершенствования учета себестоимости продукции, а также проведение анализа себестоимости и выявить резервы снижения себестоимости в данной организации, ознакомиться с организацией системы управления охраной труда и рассмотреть энергосбережение в ОАО «Лента».

В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие  задачи:

- раскрыть теоретические основы себестоимости продукции в организации;

- изучить порядок учета себестоимости продукции в ОАО «Лента»;

- предложить пути совершенствования учета себестоимости продукции,

- провести анализ себестоимости продукции и выявить резервы снижения себестоимости продукции в исследуемой организации;

- ознакомиться с организацией системы управления охраной труда в ОАО «Лента»;

- рассмотреть энергосбережение в данной организации.

Дипломная работа состоит из пяти разделов. Первый раздел посвящен раскрытию теоретических основ себестоимости продукции в организации. Во втором разделе рассматривается экономическая характеристика и основные показатели ОАО «Лента», а также учет себестоимости продукции и пути совершенствования учета себестоимости продукции в данной организации. В третьем разделе проводится анализ себестоимости продукции и расчет резервов снижения себестоимости продукции в ОАО «Лента». В четвертом разделе отчета рассматривается охрана труда в ОАО «Лента». Пятый раздел посвящен энергосбережению и ресурсосбережению в ОАО «Лента».

При написании данной дипломной  работы были использованы, в основном, учебные пособия и практикумы по бухгалтерскому учету, анализу хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, экономике предприятия, учетная политика организации, бизнес план, нормативные документы, первичные документы, учетные регистры, отчетность ОАО «Лента».

Объектом дипломной работы, является себестоимость продукции  ОАО «Лента».

Предметом – показатели, характеризующие себестоимость  продукции ОАО «Лента».

 

 

1 Теоретические основы себестоимости продукции в организации

 

    1. Подходы к определению себестоимости продукции

 

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств организации. В процессе создания новых продуктов потребляются средства производства и живой труд. Совокупные затраты живого и прошлого труда на производство продуктов  образуют издержки производства. В  процессе производства расходуются  материальные, трудовые и финансовые ресурсы, составляющие в денежной оценке себестоимость изготовленной продукции.

В научной литературе по данному вопросу существуют различные  мнения.

По мнению профессора Волкова  О. И. и профессора Поздняковой В. Я. себестоимость продукции –  это совокупность затрат предприятия  на производство и реализацию продукции. В себестоимости продукции находят  отражение все произведенные  организацией затраты живого и овеществленного  труда в виде расходов сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов,  оплаты труда. Себестоимость включает прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные расходы  на управление и обслуживание производства. Себестоимость является синтетическим  понятием, которое в стоимостной  форме обобщает суммарные затраты  предприятия на потребленные средства производства, заработную плату и  оплату услуг сторонним организациям по изготовлению, транспортировке и  реализации продукции.

Многочисленные затраты, формирующие себестоимость продукции, в практике планирования и учета  по содержанию и назначению классифицируются по: а) экономическим элементам и  б) статьям калькуляции. Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции.

     Структура себестоимости продукции – это соотношение этих элементов и статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу.(12, стр. 112-113)

Сергеев И. В. считает, что себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции не только важнейшая экономическая категория, но и качественный показатель, так как характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд таких важнейших функций, как:

- учет и контроль всех  затрат на выпуск и реализацию;

- служит базой для формирования  оптовой цены на продукцию  предприятия и вычисления прибыли  и рентабельности;

- экономическое обоснование  целесообразности вложения реальных  инвестиций на реконструкцию,  техническое перевооружение и  расширение действующего предприятия;

- определение оптимальных  размеров предприятия;

- экономическое обоснование  и принятие любых управленческих  решений и другие.(13, стр. 428)

Головачев А. С. дает следующее  определение себестоимости продукции  – это стоимостная оценка потребленных в процессе производства и реализации продукции экономических ресурсов и других затрат, например в форме  налогов, сборов и обязательных отчислений, осуществляемых в соответствии с  действующим законодательством. В  организации и технологии производства себестоимость продукции определяется не приобретенными ресурсами, а ресурсами, которые использованы в процессе производства в соответствии с нормами  их расходов. Себестоимость продукции  включает текущие затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции. Себестоимость  как показатель указывает, сколько  стоит производство продукции для  себя – отсюда и термин «себестоимость».

Экономическое назначение себестоимости  – возместить предприятию затраты  на производство и реализацию продукции  и обеспечить простое воспроизводство  материальных и нематериальных ресурсов, основных средств и рабочей силы.(14, стр. 122)

 

 

С точки зрения Пономаренко  П. Г., Медведева А. Н. себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку использованных природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и продажу.

 В себестоимость продукции включаются:

- затраты труда, средств  и предметов труда, непосредственно  связанные с производством продукции,  обусловленные технологией и  организацией производства, а также  затраты на подготовку и освоение  производства;

- расходы по обслуживанию  производственного процесса, обеспечению  нормальных условий труда и  технике безопасности; расходы по  управлению производством; расходы  по набору рабочей силы, подготовке  и переподготовке кадров;

- расходы, связанные со  сбытом продукции: упаковкой,  хранением, погрузкой, транспортировкой, расходы на рекламу, включая  участие в выставках, оплатой  услуг посреднических организаций  и другие.

Часть расходов, включаемых в себестоимость продукции, нормируется  для целей налогообложения ( например, командировочные). В себестоимость продукции включают полную сумму таких расходов, но при расчете налогооблагаемой прибыли к ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные организацией сверх установленных норм.

В себестоимость также  включаются потери от брака, потери от простоев, недостачи и потери материальных ценностей в пределах установленных  норм.

Не включаются в себестоимость  продукции затраты и потери, относимые  на убытки в установленном порядке: затраты по аннулированным заказам, затраты на содержание законсервированных мощностей, судебные издержки и арбитражные  сборы, штрафы, затраты по приобретению основных средств (относимые на вложения во внеоборотные активы), некомпенсируемые потери от стихийных бедствий. (2, стр. 246-248)

 

 

 

 

    1. Классификация затрат на производство продукции

 

Все затраты, образующие себестоимость  продукции группируются в соответствии с их экономическим содержанием  по следующим экономическим элементам:

- материальные затраты;

- расходы на оплату  труда;

- отчисления на социальные  нужды;

- амортизация основных  средств и нематериальных активов;

- прочие затраты.

Экономические элементы себестоимости  состоят из нижеперечисленных затрат.

Элемент «материальные затраты» включает в себя:

- приобретенные сырье,  материалы, запасные части, используемые  в основной деятельности и  вспомогательных производствах;

- приобретенные комплектующие  изделия;

- работы и услуги производственного  характера, научно-исследовательские,  опытно-конструкторские, транспортные  работы;

- затраты на все виды энергии, израсходованной организацией;

- потери от недостач  материальных ценностей (в пределах  норм) и другие материальные затраты  организации.

Из суммы материальных затрат исключается стоимость возвратных отходов, которые приходуются в  организации и оцениваются:

- по цене возможного  использования;

- по полной цене, если  отходы являются полноценными  ресурсами;

- по действующей цене  на отходы за вычетом расходов  на сбор и обработку.

Элемент «расходы на оплату труда» включает в себя расходы на оплату труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, а также  надбавки, доплаты и компенсации, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь включаются в фонд оплаты труда.

Элемент «отчисления на социальные нужды» включает обязательные отчисления по установленным законодательством  нормам в Фонд социальной защиты населения.

Элемент «амортизация основных средств и нематериальных активов» включает суммы амортизационных  отчислений по основным средствам и нематериальным активам (собственным или арендованным), используемым в предпринимательской деятельности, исчисленные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

К элементу «прочие затраты» в составе себестоимости относятся:

- налоги, сборы и взносы, которые в соответствии с законодательством  включаются в себестоимость;

- страховые взносы, взносы  по страхованию имущества, грузов  и т. д.;

- проценты по полученным ссудам, кредитам и займам, которые в соответствии с законодательством включаются в себестоимость;

- услуги связи, почтовые, телефонные, телеграфные услуги, интернет  и электронная почта, услуги  вычисленные центров и банков;

- расходы на пожарную  и сторожевую охрану;

- оплата консультационных, информационных и аудиторских  услуг (сверх норм подлежат  налогообложению);

- расходы на рекламу: разработка рекламных изделий, эскизов, световая и наружная реклама, оформление витрин, выставок-продаж и т. д. (сверх норм подлежат налогообложению);

- арендная и лизинговая  плата;

- командировочные и представительские  расходы (сверх норм подлежат  налогообложению);

Информация о работе Себестоимость продукции в организации на примаре ОАО "Лента"