Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:11, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к экзамену по "бухгалтерскому учету"

Файлы: 1 файл

Бух учет экзамен2.doc

— 957.00 Кб (Скачать файл)

Первым начал систематизировать  учет францисканский монах Лука Пачоли, создавший свой великий труд «Трактат о счетах и записях» (1494 г.), в котором он раскрывает смысл учетных записей. Эта книга остается актуальной и сейчас. Последователи Луки Пачоли распространили применение учета в различных отраслях: Альвизе Казанова (1558 г.) - судостроение; А. ди Пиетро (1586 г.) - монастырское хозяйство и банки; Д. А. Маскетти (1610 г.) - промышленность; Людовико Флори (1636 г.) - госпитали, государственные организации; Бастиано Вентури (1655 г.) - сельское хозяйство. Первое в истории общество бухгалтеров было создано в Венеции в 1581 г.

В России бухгалтерский  учет как наука получил свое развитие в первой половине XIX в. Его основоположниками  стали К. И. Арнольд, И. Н. Ахметов, Э. А. Мудров. К.И. Арнольд приехал из Германии и был первым в Москве преподавателем бухгалтерского учета; И.Н. Ахметов - служащий петербургской торговой фирмы; Э.А. Мудров - учитель математики и физики в Олонецкой (г. Петрозаводск) гимназии.

Первые учебники по бухгалтерскому учету появились в России в XIX в. В 1831 г. К. Кларком и В. Немчиновым было издано учебное пособие «Счетная наука»; в 1866 г. преподаватель коммерческого училища в Санкт-Петербурге П. Рейнборт издает «Полный курс коммерческой бухгалтерии по простой и двойной системам», состоящий из теоретических и практических частей; в 1883 г. А. Прокофьев, преподаватель бухгалтерии в Московском техническом училище и коммерческой арифметики в Московской практической академии коммерческих наук, издает «Курс двойной бухгалтерии»; в 1906 г. в Санкт-Петербурге вышла книга И. Максимова «Счетоводство. Краткий исторический очерк развития счетоводства и его значение в торгово-промышленных и сельскохозяйственных предприятиях». Дальнейшее развитие бухгалтерского учета как науки нашло отражение в работах видных ученых XX в.

Все это дает основание  рассматривать бухгалтерский учет как науку, которая имеет свой предмет и метод. Раскрытие и  определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его  содержание и отличие от других предметов.

Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи. Отсюда предмет бухгалтерского учета подразделяется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. В частности, имущество по составу и размещению - внеоборотные и оборотные активы, имущество по источникам образования (собственные и заемные обязательства) - капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства, хозяйственные операции (процессы) и их результаты - снабжение, производство, продажа и финансовые результаты. Бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей.

Следовательно, предметом  бухгалтерского учета является упорядоченная  и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий).

Понимание содержания предмета достигается через познание сущности его метода.

Метод бухгалтерского учета - это способы и приемы, при  помощи которых изучается предмет  бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.

Документация - письменное свидетельство о совершенной  хозяйственной операции, придающее  юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском  учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, проводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании данных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.

С 1 января 1999 г. первичные  учетные документы принимаются  в работу, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997-1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по следующим разделам учета:

  • учет сельскохозяйственной продукции и сырья;
  • учет труда и его оплаты;
  • учет основных средств и нематериальных активов;
  • учет материалов;
  • учет работ в капитальном строительстве;
  • учет работы строительных машин и механизмов;
  • учет работы в автомобильном транспорте;
  • учет результатов инвентаризации;
  • учет кассовых операций;
  • учет торговых и расчетных операций.

 

Если организация совершает  операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, она  может разработать свою форму  первичного документа, которая должна быть предусмотрена учетной политикой организации. Разумеется, форма документа должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтерском учете».

Инвентаризация - это  уточнение фактического наличия  имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям  учета, а также излишки или  недостатки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.

Счета бухгалтерского учета - способ текущего взаимосвязанного отражения  и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Двойная запись - взаимосвязанное  отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Денежная оценка - денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для  получения обобщенных данных за текущий  период по организации в целом.

Калькуляция - группировка  затрат и определение себестоимости  отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерский баланс, являясь  источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату. Состоит из двух частей - актива и пассива.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Таким образом, бухгалтерский  учет и отчетность выступают способом итогового обобщения учетной информации организации за текущий и отчетный период.

 

9. Основные  способы исправления ошибок на  счетах бухгалтерского учета

 

При выявлении фактов неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета составляется бухгалтерская справка об исправительных записях. Порядок составления такой справки не регламентирован, обязательность ее составления не пре-

дусмотрена. Тем не менее  составление такой справки целесообразно и оправданно с точки зрения требовании к полноте отражения информации о деятельности организации в бухгалтерском учете. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не

допускается. При обнаружении  в них ошибок кассовые и банковские документы не могут приниматься к исполнению и должны быть составлены заново. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями лиц с указанием даты внесения исправлений.

 

Бухгалтерская справка  об исправительных записях фиксирует факт неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и обосновывает необходимость исправительных записей, произведенных в учетных регистрах. Указанная справка в данном случае выполняет роль первичного бухгалтерского документа, на основании которого производятся записи в учетных регистрах.

Такая справка должна соответствовать требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам, и содержать следующие реквизиты:

- наименование документа  (бухгалтерская справка);

- дату составления;

- содержание операции (подробное описание неправильно отраженной операции, содержание неверно произведенной записи, обоснование причин неверно произведенной записи и

способа ее исправления на счетах бухгалтерского учета, содержание исправительной записи);

- количественные измерители (в денежном и натуральном выражении — при исправлении записей об операциях, связанных с движением товарно-материально ценностей);

- наименования должностей лиц, ответственных за учет данной операции (главный бухгалтер, бухгалтер), и их личные подписи.

Исправление ошибок в  учетных регистрах осуществляют корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно». Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена

и не отразилась на итогах учтенных записей. Ошибочный текст  или сумму зачеркивают тонкой линией так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое (зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре), и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах — подписями лиц, подписавших документ, в учетных регистрах — подписью лица, производящего исправление.

Оговорка об исправлении  делается на полях или в конце  страницы и содержит слово «исправлено» и правильный текст или сумму. Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная

корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют дополнительную бухгалтерскую проводку на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции.

Если в учетных записях  указана неправильная корреспонденция счетов, то для исправления ошибок применяется способ «красное сторно»: вначале ошибочную проводку повторяют в той же корреспонденции счетов, но запись производят красными чернилами. Эту проводку записывают красными чернилами также в соответствующие учетные регистры. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляют, а вычитают из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется, снимается отрицательными числами. После этого составляют новую проводку с правильной корреспонденцией счетов и записывают в

регистры обычными чернилами. Исправление ошибочных записей  способом «красное сторно» показано в примере 1.

 

10. Порядок  записей на активных и пассивных  счетах

 

Строение активного и пассивного счетов и порядок записи операций в них регламентированы следующими правилами:

1. для активных счетов. В начале  отчетного периода открываются  счета, на которых имеются остатки  (сальдо начальное по дебету  – Снд). Данные для записи на  счетах берут из активной части баланса и записывают на дебет счетов. Такой порядок означает: открыть счета и записать первоначальное сальдо. Увеличение и поступление отражают по дебету, а уменьшение, расход и выбытие – по кредиту счетов. В конце отчетного периода подводят итоги оборотов по всем счетам: вначале по дебету, а затем по кредиту. В итоги оборота по дебету счетов сумма первоначального остатка не включается; сюда относятся только суммы по операциям отчетного периода. Конечное сальдо по дебету (Скд) по активным счетам за отчетный период определяется так: к первоначальному сальдо по дебету (Снд) прибавляют итоги оборотов по дебету и вычитают итоги оборотов по кредиту (Ок). Конечный остаток может быть либо дебетовым, либо равняться нулю:

 

 С кд = С нд + О  д – О к .

 

 Таким образом,  для активных счетов дебет  означает увеличение, а кредит  – уменьшение;

2. для пассивных счетов  открываются счета, на которых  по кредиту записывают первоначальное  сальдо. Оно берется из пассивной  части баланса в разрезе статей, по которым имеются остатки. Увеличение, приход и поступление отражаются по кредиту, а уменьшение, расход и выбытие – по дебету. В конце отчетного периода по каждому счету подводятся итоги оборотов, сначала по кредиту, а потом по дебету. В итоги оборота по кредиту не включается первоначальный остаток, а учитываются только суммы операций, которые возникают в отчетном периоде. Конечное сальдо (Скп) определяется так: к начальному остатку (Снк) прибавляют обороты по кредиту (Ок) и вычитают обороты по дебету (Од). Конечный остаток может быть либо кредитовым, либо равняться нулю:

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"