Система расчётов с использованием пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучение процесса обращения пластиковых карт и возникающих при этом определённых проблем
Объект курсовой работы - организация платёжной системы в сфере безналичных расчётов.
Предмет - процесс обращения пластиковых карт.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением взаимосвязанных задач:
- рассмотрение истории возникновения пластиковых карт и последующего развития платёжных систем;
- типологизация и выявление общих преимуществ пластиковых карт;
- выявление основных платёжных систем;
- рассмотрение видов пластиковых карт, используемых в Тамбовском ОСБ №8594.

Содержание работы

Введение 4
Раздел 1. Пластиковая карта как платёжное средство. 5-17
1.1. История возникновения пластиковой карты. 5-9
1.2. Классификация пластиковых карт. 9-12
1.3. Преимущества пользования пластиковыми картами. 12-17
Раздел 2 Международные платёжные системы. 18-27
2.1. Международные дисконтные системы. 18-21
2.2. VISA 22-24
2.3. American Express. 25-27
Раздел 3. Организация системы пластиковых карт в Тамбовском ОСБ №8594. 28-35
3.1. Платёжная система VISA и MasterCard. 28-29
3.2. Платёжная система Maestro. 30-31
3.3. АС СБЕРКАРТ. 31-35
Заключение 36-37
Список использованной литературы. 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по учету расчетов с использованием пластиковых карт.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Помимо  телефонной карты, вместе с пластиковой  картой Вы можете получить страховку и дисконтную карту, дающую право на скидки.

Полная  и точная информация обо всех совершенных  Вами с использованием карты операциях (перечисление точек списания, дат и сумм операций) отражена в выписке по Вашему карточному счету. Наличие выписки позволяет точно проконтролировать расход средств, что выгодно отличает расчеты пластиковыми картами от операций с наличными средствами.

Таким образом, практически неограниченные возможности современных платежных  систем открываются при использовании  пластиковых банковских карт, объединяющих в себе преимущества банковского  счета и наличных денег.

Однако, развитие отечественного рынка пластиковых карт сопровождается увеличением числа преступлений, связанных с проникновением в банковские электронные сети. Согласно официальной статистике отдела по борьбе с мошенничеством с использованием кредитных карт и дорожных чеков при Управлении по экономическим преступлениям ГУВД Москвы, в 2001 г. общий ущерб владельцев пластиковых карт составил 5 млн. долл. Однако на самом деле махинации с электронными системами наносят банкам значительно больший ущерб. Специфика не только отечественного, но и международного карточного бизнеса такова, что банки вынуждены скрывать свои реальные издержки. Скандальную известность получают только те случаи, потери от которых слишком велики. Так, в частности, стало известно, что в 1995 г. одному из крупнейших российских банков через систему "S.W.I.F.T." был нанесен ущерб в 3 млн. долл. Наиболее крупный взлом за всю историю существования систем электронных платежей был совершен в итальянском банке, потерявшем несколько лет назад более 20 млн. долл.

Особенностью  российского рынка пластиковых платежных средств, которая затрудняет использование международных подходов к решению проблем безопасности в карточном бизнесе, является высокая степень текучести кадров обслуживающего персонала. Эксперты считают, что все бывшие сотрудники российских компаний, обеспечивающих безопасность электронных сетей, представляют потенциальную угрозу для платежных систем. Незащищенность эмитентов в РФ стала также следствием недостаточного развития телекоммуникаций и информационного голода в мультибанковской среде. Очевидно, пока идентификация не войдет в программы безопасности электронных сетей отечественных банков, сохраняется угроза махинаций с авизо и документами несуществующих компаний. Тем не менее зарубежные специалисты рекомендуют применять в РФ с учетом национальной специфики передовые французские и американские технологии защиты.

При обмене информационных документов, начислении компенсаций и выплате трансфертов  через банковские электронные сети обычно используют защиту системы "S.W.I.F.T.". К ее очевидным достоинствам относится:

- доступность информации о получателе

- конфиденциальность при реализации  денежных потоков;

- наличие гибкой системы страховых  выплат;

- высокая степень надежности (в  то время как через "S.W.I.F.T." ежедневно передвигается до 2-3 млрд. "электронных" долл., сумма страховок за год составляет 4 млн. долл.).

Перевод ведомственных счетов происходит в  автоматическом режиме. Защита пластиковых  денег строится по трехступенчатой  схеме "банк - коммерческие структуры - клиент". В учетном центре "S.W.I.F.T." более 150000 компаний, которые могут обменяться данными друг о друге и проанализировать информацию о потерянных и украденных картах, составляющих "черный" список. Проверка международных чековых платежей осуществляется "S.W.I.F.T." через ЦБ, куда информация поступает на магнитной ленте. Однако возможности "S.W.I.F.T." по контролю за операциями с банковскими чеками и компенсациями ограничены количественными параметрами. В результате перегрузки возникают сбои в системе безопасности, и она перестает быть эффективной. В связи с этим под эгидой Общества международных межбанковских расчетов разработана более совершенная система "S.W.I.F.T.-2", которая сейчас осваивается в развивающихся странах.

Российский  опыт обслуживания международных пластиковых карточек, эмитентов и эквайеров Mastercard и Eurocard, а также систем межбанковских электронных платежей свидетельствует об эффективности "ключевых" технологий, которые также разработаны французскими специалистами. Наибольших успехов они добились в создании систем безопасности для кредитовых и дебетовых карт, 95% которых основаны на микропроцессорах. Крупнейшим отечественным продавцом систем "ключевой" безопасности является процессинговая компания "Кардцентр". С 1993 г., при ежегодном уровне эмиссии 11000 карт и 3 млн. ежемесячном объеме трансакций, в "Кардцентре" не было зафиксировано ни одного хищения. Система безопасности, которую предлагает "Кардцентр", основывается на удаленном доступе к терминалам. Закрытость фронтальной части базы данных банка-эмитента для его клиентов (кроме самого "Кардцентра") обеспечивает относительную конфиденциальность банковских расчетов. Разрушить "ключевую" защиту "Кардцентра" достаточно сложно: на карточку нанесен "замок" - закодированная магнитная полоса с des-алгоритмом. Для каждого "замка" существует единственный вариант "ключа", изготовленный за пределами РФ (в последнее время "ключи" кодируются в Брюсселе).

Развитие  межбанковской системы электронных  платежей зависит от потенциала телекоммуникаций на уровне сети публичного доступа. Наиболее эффективными с точки зрения безопасности на электронном "транспорте" являются дорогостоящие частные сети, так как на них мала вероятность несанкционированного вторжения. Для создания таких сетей банкам необходима собственная спутниковая связь, однако, очевидно, что в сложной экономической ситуации она далеко не всем по карману. Частная сеть действует на ММВБ, в систему безопасности которой входит 137 банков и 7 региональных площадок, а также в некоторых крупнейших отечественных банках. Наиболее перспективными в российских условиях являются Misex и IP сети.

Без сомнения, пока владельцем пластиковой  карты в РФ не станет практически  каждый и сеть электронных платежей не охватит всю страну, проблема защиты карточек от мошенничества не приобретет остроту, которую она имеет на Западе.

Раздел 2 Международные  платёжные системы.

2.1. Международные дисконтные системы.

Многие отечественные банки  считают хорошим тоном предлагать своим клиентам карты ведущих мировых дисконтных систем. Иногда их выдают как бонусы при приобретении классических карточных продуктов, но чаще всего требуется доплатить определенную сумму. Впрочем, стать обладателем дисконтной "классики" можно и самостоятельно, обратившись в соответствующее представительство. Стоимость карт варьируется в зависимости от срока ее оформления, вида и ценовой политики компании или распространяющего их банка в конкретный момент времени.

На  российском рынке дисконтных (сервисных) карточек лидирующее положение прочно удерживают международные дисконтные системы ETN и IAPA. Несколько отстает Countdown.

IAPA

Международная ассоциация пассажиров авиалиний International Airline Passengers Association (IAPA) выпускает клубно-дисконтную карточку. Ассоциация была основана около 35 лет назад для защиты прав часто путешествующих пассажиров и развития авиаиндустрии в плане безопасности, экономичности и комфорта. В 1992 году первой из всех дисконтных компаний вышла на российский рынок. 
Скидки, предоставляемые по карточке IAPA , распространяются в основном на заведения достаточно высокого уровня. Среди 12 000 отелей мира, работающих с IAPA - ITT Sheraton, Leading Hotels of the World, Hilton, Marriott, Golden Tulip. По карточке IAPA можно экономить до 30% от стандартных и даже специальных тарифов при аренде автомобилей в Hertz, Avis, National, Europcar или Tilden - всего пунктов проката больше 10 000. IAPA ориентируется на политическую и деловую элиту и предлагает помимо обычного набора скидок и услуг уникальную схему страхования и сервиса. 
В частности, воспользовавшись Справочником льгот IAPA, можно бесплатно зарезервировать номер в отеле, автомобиль и авиабилеты через "Службу путешествий" (Free Hotel and Car Rental Reservations). При этом накапливается определенное количество миль, которое впоследствии можно поменять на бесплатный полет. 
В России в основном распространены карточки "ассоциированных" членов IAPA. В рамках ассоциированного членства среди сервисных услуг доступна оригинальная система поиска багажа (Bag-Guard). Она позволяет в течение двух суток благодаря специальным жетонам и наклейкам в 95% случаев найти и возвратить багаж, пропавший в зоне международных аэропортов за рубежом. Примечательно, что нашедшему багаж IAPA выплачивает материальное вознаграждение. Подобная система предоставляется и для защиты ключей держателей карточки (Key-Guard) и их авиабилетов (Ticket-Guard).

Обладатели  как минимум двух карт международных  платежных систем при вступлении в IAPA бесплатно регистрируются в программе защиты кредитных карточек CPP. Это обеспечивает своевременное внесение утерянных или украденных карточек в "черный список" и страховку на первые 500 долл. несанкционированных платежей. Все типы карт IAPA ограничены сроком действия в один год. Полный член может, попользовавшись услугами и оставшись ими недовольным, вернуть карту в течение 90 дней и получить ее стоимость обратно. При этом он теряет право вновь стать членом IAPA. Кроме ежегодной платы при вступлении в IAPA необходимо заплатить регистрационный взнос в размере $200. При приобретении карты через банк этот платеж обычно не требуется. 
Если вы - не бизнесмен, часто летающий по делам службы, то карта этой компании может принести реальную экономию, только при ежемесячных расходах не менее $1000 и регулярном отдыхе за границей.

ETN

Всемирная сеть путешествий (European Travel Network) предлагает специальную дисконтную картку, удобную для тех, кто часто путешествует. Представительство в России действует с 1993 года. 
Распространяет ETN голландская фирма AMUDAT AG, основанная 20 лет назад для продажи льготных авиабилетов. Сегодня в ее каталоге преобладают скидки, полезные туристам. ETN является мировым рекордсменом по числу стран, в которых она позволяет получать скидки, - 10 000 отелей расположены в 175 странах мира. Большинство из них уровня трех звезд, но есть и deluxe, и first class. В зависимости от страны и класса отеля с ETN скидка составляет от 10% до 50%. В некоторых европейских отелях можно бесплатно получить номер, потратив некоторое минимальное количество средств в сервисных службах отеля. Помимо отелей в систему входят всевозможные сервисные службы, рестораны, туристические фирмы, пункты проката автомобилей. Для держателей кредитных карт мирового образца бесплатно прилагаются телефонные карты Sprint FonCard и ETN TeleCard. При оплате телефонных разговоров с помощью карт этих компаний владельцы ETN платят на 50-70% меньше. Клиент ETN получит скидку также и при покупке авиабилетов (3-10%). Примечательно, что членам ETN гарантирована страховка от несчастных случаев до $10 000 при путешествиях за границу. 
Стоит карточка - около $100 в год. Если приобретать ее сразу на несколько лет, то каждый последующий год обойдется дешевле. Пользуясь в основном услугами участвующих в системе ETN предприятиях, можно сократить расходы на отдыхе в 1,5 - 2 раза.

Countdown

Система основана в Великобритании в 70-х, действует в 33 странах мира, имеет более 60 000 точек в различных  городах и предлагает около 45 тысяч  гарантированных скидок от 3 % до 50 %. В России эти карты продаются  с 1994 года. 
Countdown принимают рестораны, клубы, отели, магазины, предприятия, предлагающие медицинские, развлекательные, автомобильные и прочие услуги. Среди основных: скидки в магазинах и шопинг-центрах - не менее 10%; в музеях, театрах, картинных галереях и на аттракционах - до 50%; до 10 - 20% при плате за вход в ночные клубы, дискотеки и рестораны. На родине программы многие рестораны предоставляют владельцам Countdown скидки по системе two for one: заказав две порции блюда, платите только за одну. 
Каталоги Countdown могут служить прекрасными путеводителями. По каждому предприятию-участнику программы дается самая подробная информация - название, размер скидки, часы работы, виды платежей и краткая реклама. Каталоги снабжены картами-схемами, по которым можно легко найти нужное место. 
Карточка Countdown рассчитана на представителей среднего класса со среднемесячным доходом от $300. Ее еще иногда называют "карточкой тещ и жен" и она будет полезна людям, время от времени посещающим рестораны и предпочитающим отдых за границей. 
Эмитентами карточки с логотипом Countdown могут быть банки, страховые и иные компании. По договоренности с системой, совместимой с Countdown, можно сделать практически любую дисконтную или клубную карточку. Только в России их более 30. Логотип Countdown можно найти на пластиковых полисах СК РОСНО. 
Countdown может быть приобретена заранее на три месяца или год, а действовать начнет с того момента, когда клиент поставит на ней свою подпись. Годовая карточка стоит около $50.

Дисконт по-русски

Пока дисконтные карты еще не стали повседневным атрибутом отечественной жизни, но в последнее время их начали выпускать не только крупные супермаркеты, но и российские сети АЗС, прачечных, магазинов, парикмахерских и стоматологий. Карточки продают, дарят, предоставляют в виде призов за крупную покупку. Иногда это просто кусочек картона (павильон "Пчеловодство" на ВДНХ), а иногда полноценная карта с магнитной полосой или даже с чипом (система омского Сбербанка и Smart Bonus торгового дома "Техноимпорт" в Калининграде).

Столичному жителю, делающему покупки не только на оптовых рынках, трудно не столкнуться с дисконтными картами.

- При ремонте - в сети "Старик Хоттабыч", 
- оборудовании квартиры - "Електролюкс", "М-Видео", "Партия", "Техносила", 
- шопинге - "Рамстор", "Перекресток", "Седьмой континент", торговом комплексе "Охотный ряд" и т.д. Свою карту выпускают многие рестораны. К примеру "Карта привилегированного гостя" сети пиццерий "Сбарро" дает возможность ее владельцам 20% скидку от суммы счета и бонус-пиццы.

Большинство магазинов предлагают дисконтные карты бесплатно - в благодарность за покупку свыше определенной суммы. Правда, и скидки по ним невелики. Пятипроцентная скидка предоставляется по дисконтным картам в "М.видео", "Техносиле" и "Партии".

Зачастую дисконтные и банковские пластиковые карты существуют совместно в виде единого пакета услуг и продвигаются на рынок банком. В российской практике наиболее яркими образцами таких карточек являются VISA-Альфамобиль и VISA Electron "Седьмой континент-МДМ-банк" . VISA-Альфамобиль работает, как обычная Classic или Gold, но ее владелец может получить скидки при автозаправке на станциях Тюменской Нефтяной Компании, в автосервисах, автосалонах и магазинах автозапчастей, при оформлении полиса страхования автогражданской ответственности и страховании от ущерба при угоне автомобиля. VISA Electron "Седьмой континент-МДМ-банк" позволяет с 5-процентной скидкой покупать товары в магазинах "Седьмого континента", а также в ряде других торгово-сервисных предприятий (всего около 50 точек). Кстати, у "Седьмого континента" есть и собственная 10-процентная дисконтная карта. 
Присутствуют дисконтные карты и на телекоммуникационном рынке. Владельцы персональных карт INTERCALL, предназначенных для IP-телефонии и доступа в интернет, участвуют в дисконтной программе двух уровней, по условиям которой, держатели карт получают скидки в торговых и сервисных точках Москвы, где вывешена соответствующая наклейка. Для партнеров программа интересна тем, что в ее рамках привлекается не более одной торговой или сервисной точки определенной сферы деятельности в одном условно выбранном районе Москвы. Держатели персональных карт INTERCALL, востребовавшие услуги по карте на 100 у.е. имеют возможность получить персональную карту с логотипом Countdown, которая является международной дисконтной картой.

Информация о работе Система расчётов с использованием пластиковых карт