Система статистических индикаторов устойчивого развития ОЭСР и Евростата и анализ показателей эффективности природоохранных мероприяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной и дорогостоящей процедурой, требующей большого количества информации, получить которую бывает сложно, а иногда и просто невозможно.
Целью данной работы является разработка методологии статистического анализа устойчивого развития ОЭСР

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Цели применения и подходы к построению индикаторов
устойчивого развития……………………………………………….……………4
2.Система экологических индикаторов Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)…………………………..5
3. Анализ эффективности природоохранных мероприятий…………….……..9
Заключение…………………………………………………………………….…18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Приложение………………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Система национальных счетов.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Цели применения и  подходы к построению индикаторов 

устойчивого развития……………………………………………….……………4

2.Система экологических индикаторов Организации

экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)…………………………..5

3. Анализ эффективности природоохранных мероприятий…………….……..9

Заключение…………………………………………………………………….…18

Список использованной литературы…………………………………………...19

Приложение………………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Контроль за достижением целей устойчивого развития, управление этим процессом, оценка эффективности используемых средств и уровня достижения поставленных целей требуют разработки соответствующих критериев и показателей — индикаторов устойчивого развития. В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивого развития. Этим занимаются ведущие международные организации: ООН, Всемирный Банк, Организация стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская комиссия, Научный комитет по проблемам окружающей среды

(SCOPE) и др. Эта проблема  рассматривается на различных  международных конференциях и  семинарах. Хотя разработка индикаторов устойчивого развития еще далека от завершения, однако уже предложены проекты индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого, даже для отдельных населенных пунктов и предприятий. Следует отметить такие проекты по разработке индикаторов устойчивого развития как:

- система индикаторов устойчивого развития, предложенная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР), состоящая из 132 индикаторов,

- система интегрированных экологических и экономических национальных счетов, предложенная Статистическим отделом ООН и нацеленная на учет экологического фактора в национальных статистиках

- показатель «истинных сбережений», разработанный и рассчитанный Всемирным Банком,

- программа экологических индикаторов ОЭСР

Разработка индикаторов  устойчивого развития является комплексной  и дорогостоящей процедурой, требующей  большого количества информации, получить которую бывает сложно, а иногда и просто невозможно.

Целью данной работы является разработка методологии статистического анализа устойчивого развития ОЭСР

  1. Цели применения и подходы к построению индикаторов устойчивого развития.

Для реализации устойчивого  развития государств и мира в целом  необходимы комплексные и обобщённые показатели, характеризующие состояние  и динамику развития. Такими показателями являются индикаторы и индексы устойчивого развития.

Основной целью введения индексов является оценка ситуации или  события, для прогноза развития сложившейся  ситуации и разработки её решения.

Индексы могут служить  рекомендательной базой при принятии значимых управленческих решений.

Индексы и индикаторы применяются  для обоснования принимаемого решения  посредством количественной оценки и упрощения.

Индикаторы позволяют  представлять информацию о сложных  природных, социальных, экономических процессах в доступной для понимания форме.

Могут применяться для  информирования и привлечения внимания общественности.

Проблемой разработки и обоснования  индексов в таких странах, как  Англия, США, Канада и др., занимаются специальные институты. На международном  уровне данной проблемой занимаются различные агентства, организации  и комитеты, такие как ВОЗ, ООН, ЮНЕСКО, Всемирный Банк, Комитет  по экологическому моделированию (ISEM), Европейская комиссия, ОЭСР, Научный  комитет по проблемам окружающей среды (SCOPE) и ряд других.

Выделяют два подхода  к построению индексов и индикаторов: 
1) Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических.

При таком подходе индикаторы могут объединены на соответствующие группы: экологические, социальные, экономические и др.

2) Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью  которых можно комплексно судить  о развитии страны (или региона). Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:

- социально-экономические; 
- эколого-экономические: 
- социально-экологические; 
- эколого-социо-экономические. 
К сожалению, в связи со сложностью разработки, в настоящее время в мире нет ни одного общепризнанного индекса развития. Однако, разработка комплексного индекса развития является достаточно заманчивой идеей, и многие международные организации активно разрабатывают подходы к решению этой проблемы.

 

  1. Система экологических индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

 

Широкое признание в мире получила система экологических индикаторов ОЭСР. Членами этой организации являются 30 экономически развитых государств Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Австралия, Канада, США, Мексика, Польша и др.).

Страны ОЭСР развивают программу экологических индикаторов, начиная с           1990 г., на основе следующих требований:

- согласование терминологии и концептуальных рамок, общих для стран ОЭСР;

- идентификация и определения индикаторов по следующим критериям.

Критериями для отбора индикаторов служат:

1) актуальность для реализуемой  политики,

2) измерение этих  индикаторов в большинстве стран, 

3) регулярное  использование их в аналитических  обзорах и исследованиях по окружающей среде.

Индикаторы используются для трех главных целей: отслеживания прогресса в показателях окружающей среды; лучшей интеграции экологических интересов в секторальную политику; лучшей интеграции экологических интересов в экономическую политику

Типы индикаторов  ОЭСР и сферы их применения представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Типы и  области применения индикаторов  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Предполагается, что система индикаторов ОЭСР даст возможность прояснить связи между состоянием экономики и охраной окружающей среды, что позволит повысить информированность общественности и будет способствовать проведению интегрированной политики.

В основе индикаторов ОЭСР лежит модель ДСР (давление-состояние-реакция). Модель ДСР (рис. 2) выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогает лицам, принимающим решения, и общественности увидеть взаимосвязь этих сфер и выработать политику для решения возникающих проблем. Поэтому она представляет собой механизм отбора и организации показателей в удобной форме. Однако это не означает игнорирования более сложных отношений в экосистемах, а также экономико-экологических и социально-экологических взаимосвязей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Схема модели «давление-состояние-реакция».

Человеческая  деятельность оказывает «давление» на окружающую среду и влияет на качество и количество природных ресурсов («состояние»); общество реагирует на эти изменения через природоохранную, общеэкономическую и отраслевую политику и через изменения в общественном сознании и поведении («реакция на давление»).

«Давление» включает опосредованное и прямое давление (то-есть использование ресурсов и выброс загрязняющих веществ и отходов). Показатели экологического давления тесно связаны с характером производства и потребления, они зачастую отражают интенсивность загрязнения или использования ресурсов, а также обусловленные этими процессами тенденции и изменения за определенный период времени. Их можно использовать для иллюстрации процесса разрыва связи между экономической деятельностью и обусловленными ей экологическими проблемами. Их также можно применять для оценки эффективности деятельности по достижению национальных целей и выполнению международных обязательств.

Экологическое состояние  связано с качеством окружающей среды и количеством и качеством природных ресурсов. Как таковые, они отражают конечную цель природоохранной политики. Показатели экологического состояния созданы с таким расчетом, чтобы давать обзор экологической ситуации и ее развития во времени. Примерами их являются: концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде; превышение критических нагрузок; влияние определенного уровня загрязнения на население или снижение качества окружающей среды и связанное с этим воздействие на здоровье людей; состояние флоры и фауны и запасов природных ресурсов.

Индикаторы влияния выражают последствия от изменений в состоянии  окружающей среды для тех, кто  прямо или косвенно использует ресурсы  окружающей среды. В качестве примеров можно привести индикаторы, влияющие на здоровье, затраты на очистку  сточных вод, изменения в сельскохозяйственной продуктивности пахотных земель. Индикаторы влияния также включают временные  параметры и индексы влияния  на аспекты человеческого благосостояния. Широко известные примеры – валовый национальный продукт (ВНП), индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который является индикатором качества жизни.

Показатели реакции  отражают реакцию общества на экологические проблемы. Они связаны с коллективными и индивидуальными действиями и реакциями, направленными на смягчение, адаптацию или предотвращение отрицательного влияния на окружающую среду, вызванного человеческой деятельностью, или на сохранение природы и природных ресурсов. Примерами показателей общественной реакции являются: затраты на охрану окружающей среды, природоохранные налоги и субсидии, структура ценообразования, доля рынка, приходящаяся на экологически чистые товары и услуги, темпы сокращения загрязнения, уровень вторичной переработки продуктов.

Модель ДСР  ОЭСР легла в основу многих других систем индикаторов, в частности, Европейских  индикаторов воздействия Евростата. Экологические показатели ОЭСР регулярно используются в обзорах природоохранной деятельности и других аналитических работах; с их помощью можно отслеживать процесс интеграции принятия экономических и природоохранных решений, анализировать политику в сфере охраны природы и оценивать результаты природоохранной деятельности. Кроме этого, они применяются в более широкой программе ОЭСР по разработке показателей устойчивого развития.

 

  1. Анализ эффективности природоохранных мероприятий

 

Проведение природоохранных  мероприятий в сельском хозяйстве, как и в других отраслях народного  хозяйства, в частности в промышленности, требует значительных капитальных  вложений (единовременные затраты) и  эксплуатационных (текущих) расходов. Сейчас потребность в капитальных  вложениях в значительной степени  превышает возможности государственного бюджета и тратить их следует  так, чтобы получить максимально  возможную отдачу, дать наибольший экономический эффект. Поэтому и  возникла необходимость в определении  экономической эффективности природоохранных  мероприятий. Эффективность природоохранной деятельности уменьшается за недостаточной согласованности хозрасчетных показателей с общей системой управления производством. Например, для мелиораторов дольше главным критерием был объем выполненных работ, ориентировало водохозяйственное строительство на капиталоемкую деятельность - освоение новых земель, угодий низкого качества, использование дорогих материалов. При этом интересы колхозов или совхозов, а также сама цель мелиоративного строительства - максимальное увеличение плодородия земли, часто игнорировались вообще. Ориентация на «вал» привела к резкому подорожанию мелиорации в ущерб простым, но эффективным мерам. Такие виды работ, как планирование, корчевка пней, уборка камней и т.д. позволяют повысить урожайность в 1,5-2 раза и требуют затрат в 15-20 раз меньших, чем введение нового гектара орошаемых или осушаемых земель. Получалось, что чем хуже для общества, тем лучше для предприятия. Поэтому сейчас работа предприятий Минводхоза оценивается не по объему выполненных работ, а за выполнением договоров на проведение конкретных мелиоративных мероприятий.

Эффективность природоохранной  деятельности уменьшается за недостаточной согласованности хозрасчетных показателей с общей системой управления производством. Например, для мелиораторов дольше главным критерием был объем выполненных работ, ориентировало водохозяйственное строительство на капиталоемкую деятельность - освоение новых земель, угодий низкого качества, использование дорогих материалов. При этом интересы колхозов или совхозов, а также сама цель мелиоративного строительства - максимальное увеличение плодородия земли, часто игнорировались вообще. Ориентация на «вал» привела к резкому подорожанию мелиорации в ущерб простым, но эффективным мерам. Такие виды работ, как планирование, корчевка пней, уборка камней и т.д. позволяют повысить урожайность в 1,5-2 раза и требуют затрат в 15-20 раз меньших, чем введение нового гектара орошаемых или осушаемых земель. Получалось, что чем хуже для общества, тем лучше для предприятия. Поэтому сейчас работа предприятий Минводхоза оценивается не по объему выполненных работ, а за выполнением договоров на проведение конкретных мелиоративных мероприятий.

На разных уровнях хозяйствования (в масштабе общества, отрасли, предприятия) возникает необходимость выработки  различных показателей эффективности  производства и охраны природной  среды. Специфика природоохранной  деятельности состоит в том, что  ее эффективность может быть рассчитана только на уровне народного хозяйства. Это означает, что и соответствующий  показатель должен быть эффективным  не только с точки зрения предприятия  или отрасли, а прежде всего с  точки зрения народного хозяйства. Недоучет этого требования влечет обострение экологической ситуации. Экологические интересы предприятий за их относительного обособления могут быть в определенной степени отделены от общества. Поэтому отношения между обществом и каждым трудовым коллективом по поводу охраны природы должны строиться по принципу: то, что выгодно обществу, должно быть выгодно предприятию. Тогда предприятие будет поставлено в экономические условия, заставлять эффективно использовать природные, материальные и трудовые. Ресурсы с целью наилучшего удовлетворения общественных потребностей. Ориентация современного предприятия на природоохранную деятельность вовсе не означает, что со временем будут забыты экономические показатели, но существенная разница заключается в том, что они не будут самоцелью.

Недоучет этого требования влечет обострение экологической ситуации. Экологические интересы предприятий за их относительного обособления могут быть в определенной степени отделены от общества. Поэтому отношения между обществом и каждым трудовым коллективом по поводу охраны природы должны строиться по принципу: то, что выгодно обществу, должно быть выгодно предприятию. Тогда предприятие будет поставлено в экономические условия, заставлять эффективно использовать природные, материальные и трудовые. Ресурсы с целью наилучшего удовлетворения общественных потребностей. Ориентация современного предприятия на природоохранную деятельность вовсе не означает, что со временем будут забыты экономические показатели, но существенная разница заключается в том, что они не будут самоцелью.

Информация о работе Система статистических индикаторов устойчивого развития ОЭСР и Евростата и анализ показателей эффективности природоохранных мероприяти