Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:41, контрольная работа
Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной и дорогостоящей процедурой, требующей большого количества информации, получить которую бывает сложно, а иногда и просто невозможно.
Целью данной работы является разработка методологии статистического анализа устойчивого развития ОЭСР
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Цели применения и подходы к построению индикаторов
устойчивого развития……………………………………………….……………4
2.Система экологических индикаторов Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)…………………………..5
3. Анализ эффективности природоохранных мероприятий…………….……..9
Заключение…………………………………………………………………….…18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Приложение………………………………………………………………………20
Для устранения «узких» мест хозяйственного механизма (в том числе решения экологической проблемы) внедрялась целая система дополнительных мер, новые показатели, методы и принципы стимулирования и оценки эффективности рационального природопользования. Так, начиная с 1974 p. в бывшем СССР действовала система государственной статистической отчетности в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, которая включает около 15 тыс. показателей, систематизированных по видам природных ресурсов (полезные ископаемые, земля, лес, вода, воздух) и относительно созданного человеком искусственной среды (городские поселения и т.д.). Однако большое количество показателей значительно усложняет управление, нарушает хозяйственно-оперативную самостоятельность трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий. Хозяйственный механизм лишается мобильности, возможности быстро реагировать на изменения в производстве. Задача состоит в том, чтобы создать гибкий, мобильный хозяйственный механизм, способный максимально использовать все ресурсы, в том числе и природные. Активная природоохранная деятельность требует экологизации показателей основного производства, а не изобретение новых. Это поможет считаться с экологическими затратами и подчинить деятельность трудовых коллективов принципам бережного отношения к природе, основное производство и природоохранную деятельность связать в один хозяйственный механизм. Природоохранную деятельность в сельском хозяйстве очень трудно полностью отделить от функциональных процессов в самой отрасли, так методологически правильным является определение экономико-экологической эффективности функционирования сельского хозяйства, отдельных его отраслей, капитальных вложений в различные направления их интенсификации, научно-технического прогресса в несколько этапов:
Задача состоит в том, чтобы создать гибкий, мобильный хозяйственный механизм, способный максимально использовать все ресурсы, в том числе и природные. Активная природоохранная деятельность требует экологизации показателей основного производства, а не изобретение новых. Это поможет считаться с экологическими затратами и подчинить деятельность трудовых коллективов принципам бережного отношения к природе, основное производство и природоохранную деятельность связать в один хозяйственный механизм. Природоохранную деятельность в сельском хозяйстве очень трудно полностью отделить от функциональных процессов в самой отрасли, так методологически правильным является определение экономико-экологической эффективности функционирования сельского хозяйства, отдельных его отраслей, капитальных вложений в различные направления их интенсификации, научно-технического прогресса в несколько этапов:
1) установление и количественная
оценка экологических
2) определение совокупных
затрат на функционирование
3) исходя из действующих
цен и принятых экономических
оценок, расчет суммарного эффекта
в денежном выражении и
Природоохранные мероприятия
должны обеспечивать: а) соблюдения нормативных
требований к качеству окружающей среды,
что отвечает интересам охраны здоровья
людей и охраны окружающей среды
с учетом перспективных изменений,
обусловленных развитием
Экологический результат
заключается в ограничении
Социальный результат заключается в повышении
уровня жизни населения, повышении эффективности
социального производства и увеличении
национального богатства страны. Социальные
результаты выражаются в улучшении физического
развития населения и в снижении заболеваемости,
продлении продолжительности жизни и
периода активной деятельности, улучшении
условий труда и отдыха, поддержании экологического
равновесия (включая сохранение генетического
фонда), сохранении эстетической ценности
природных ландшафтов, памятников природы,
заповедных зон и других территорий под
охраной, создании благоприятных условий
для развития и роста творческого потенциала
личности и культуры, для совершенствования
сознания.
В современных условиях возможна
лишь неполная, частичная оценка социальных
результатов в денежной форме. Например,
можно определить прирост валового
общественного продукта и национального
дохода в результате увеличения периода
активной деятельности населения, но нельзя
в денежной форме определить социальные
результаты поддержание экологического
равновесия, рост сознания и другие.
Социальный результат, который можно
выразить в денежной форме, называется
социально-экономическим. Экономический
результат заключается в экономии или
предотвращении потерь природных ресурсов,
живого и овеществленного труда в производственной
и непроизводственной сферах народного
хозяйства и в сфере личного потребления
и выражается в денежной форме.
Экономическое обоснование природоохранных
мероприятий требует народнохозяйственного
подхода, который предусматривает:
а) полный охват всех социальных,
экологических и экономических
результатов различных
б) более полный охват
всех затрат, связанных с осуществлением
различных вариантов
в) учет фактора времени при оценке затрат и результатов природоохранных мероприятий;
г) межотраслевой подход
с учетом необходимости экономии
всех затрат и более эффективного
использования природных
Общая эффективность природоохранных мероприятий проявляется:
- в сфере материального производства - приростом объема прибыли или уменьшение себестоимости продукции;
- в непроизводственной сфере - экономией затрат на выполнение работ и оказание услуг;
- в сфере личного потребления - сокращение расходов - личных средств населения, вызванных загрязнением окружающей среды.
Общая (абсолютная) эффективность
природоохранных затрат определяется
как отношение полного годового
экономического эффекта от природоохранных
мероприятий к затратам на их осуществление.
Этот показатель используется при обосновании
первоочередности направлений капитальных
вложений природоохранного назначения
в территориальном или
Заключение
Для разработки экономической политики, принятия правильных экономических решений важно знать экономическую ценность природных ресурсов и услуг. Сейчас большинство этих факторов или вообще не имеют цены, или имеют заниженную цену/оценку, что часто приводит к принятию природоемких антиэкологических решений. Недоучет экологических параметров приводит к искаженному измерению экономического развития через традиционные показатели ВВП, ВНП и др., за ростом которых может скрываться деградация окружающей среды. Наиболее комплексным является подход на основе общей экономической ценности, который наряду со стоимостью использования (прямая, косвенная и возможная стоимости) пытается учесть стоимость существования, базирующуюся на экономической оценке сложных этических и эстетических аспектов природы.
Для оценки экономической эффективности проекта или программы, определения степени их приемлемости в экономике имеется механизм сопоставления затрат и выгод в денежном выражении. Введение фактора дисконтирования позволяет сравнивать современные суммы денег с будущими. Для определения эффективности проекта/программы используется три критерия: чистой (приведенной) современной стоимости (NPV), внутренней ставки рентабельности (IRR) и соотношение выгоды/затраты (ВСR).
Использование этих критериев предполагает расчет экономической оценки экологического воздействия проекта/программы. Здесь можно применить следующие два подхода: использование рыночных цен для оценки воздействия на товары и услуги (изменение продуктивности, ухудшение качества жизни, альтернативная стоимость и др.), а также оценку, основанную на использовании величины непосредственных затрат, расходов.
Список использованной литературы
1. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)./ Под ред. С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко – М.: ЦПРП, 2001.
2. Мельник Л. Г. Экологическая экономика: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. -Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006
3. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты. Под редакцией В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. Изд. 2-е. М.: Academia, 2000.
4. Основы экологии. Экономика и управление в природопользовании: Учебник / Под общ. ред. д.е.н., проф. Л. Г. Мельника и к.е.н., проф. Н. К. Шапочки. -- Сумы: ИТД «Университетская книга», 2005
5. Симонова М.Д. Методология многомерного статистического анализа
показателей глобализации международной торговли / М.Д. Симонова // Вопросы статистики. - 2011.
6. Симонова М.Д. Индикаторы экономической глобализации:
методологические основы ОЭСР / М.Д. Симонова // Экономические науки. 2009.
Приложение А.
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Статистические данные по природоохранным расходам публикуются
Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республикии Агентством по охране окружающей среды
Первые публикации по текущим затратам вышли в 1981 г.
Данные соответствуют
стандартной классификации
Данные обрабатываются по принципу исполнителя.
ОСНОВНЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ И ПОЛУЧАТЕЛИ
Данные представлены в
специальных отчётах и
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ВИДЫ РАСХОДОВ
Статистическая информация по природоохранным расходам собирается ежегодно методом сплошного учёта с использованием форм государственной статистической отчётности, утверждаемых постановлением Национального статистического комитета при согласовании с заинтересованными министерствами и ведомствами.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данные по природоохранным
расходам собираются по направлениям
природоохранной деятельности согласно
классификатору СЕРА, за исключением
мероприятий по шуму и вибрации,
ядерной безопасности, научных исследований
и разработок. Начиная с отчёта
за 2007 г. предусматривается полная
адаптация методологии ОЭСР/
СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
В настоящее время Национальный статистический комитет перешёл на использование Государственного классификатора видов экономической деятельности, разработанного на основе классификатора NACE 1.07. Данные государственного сектора (местных, региональных и центральных органов власти) и специализированных предприятий (код NACE/ISIC 90.01.0) планируется включить в статистическую отчетность, начиная с отчёта за 2007 г. Сбор информации по коммерческому сектору будет осуществляться по всем секторам экономики по кодам NACE/ISIC 01- 93. По принятой ранее методологии отчёт по природоохранным расходам предоставляли только предприятия, имеющие на балансе производственные фонды природоохранного назначения. Поэтому данные специализированных поставщиков природоохранных услуг, а также местных и центральных органов власти не учитывались. Начиная с отчёта за 2007 г. сбор информации будет проводиться согласно новому реестру, подготовленному Национальным статистическим комитетом и Агентством по охране окружающей среды.