Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:02, реферат

Описание работы

В последние годы наблюдается значительный рост интереса к внутреннему аудиту, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, внутренний аудит представляет собой мощный инструмент повышения эффективности деятельности организации. Во-вторых, ужесточение законодательных и нормативных требований к состоянию внутреннего контроля и достоверности финансовой отчетности. В-третьих, что особенно важно для России, наличие в компании внутреннего аудита становится актуальным для собственников компаний, которые отходят от непосредственного управления предприятием и передают его в руки менеджеров. Наконец, наличие в организации эффективной структуры управления, одним из звеньев которой становится внутренний аудит, является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 31.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ЭКОНОМИЧСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Аудит»

 

Служба внутреннего  аудита: этапы создания, цели и задачи

 

 

Выполнила: Гордеева Е.Б.

 студентка 4 курса,  группы ЭБ-422

 экономического факультета

 очной бюджетной формы  обучения

 по специальности «Бухгалтерский  учет, анализ и аудит»

Руководитель:  Юдинцева Лариса Александровна

 

 

 

 

Киров 2012

 

Введение

В последние годы наблюдается  значительный рост интереса к внутреннему  аудиту, что обусловлено рядом  факторов. Во-первых, внутренний аудит  представляет собой мощный инструмент повышения эффективности деятельности организации. Во-вторых, ужесточение законодательных и нормативных требований к состоянию внутреннего контроля и достоверности финансовой отчетности. В-третьих, что особенно важно для России, наличие в компании внутреннего аудита становится актуальным для собственников компаний, которые отходят от непосредственного управления предприятием и передают его в руки менеджеров. Наконец, наличие в организации эффективной структуры управления, одним из звеньев которой становится внутренний аудит, является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.

В экономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяют такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит сегодня находится все еще в зачаточном состоянии. Значение внутреннего аудита еще в полной мере не оценено.

Между тем он чрезвычайно  важен. Внутренние аудиторы обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, помогают выявить слабые места в системах управления, определяют зоны риска и возможности устранения будущих недостатков или недостач.

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительным ресурсом, который помогает им осуществлять функции по управлению предприятием. 

Цели, задачи, этапы  создания службы внутреннего аудита

Правило (стандарт) № 29 определяет внутренний аудит как контрольную деятельность, осуществляемую внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита.

Большинство авторов, такие как Шеремет А.Д., Ерофеева В.А., Миргородская Т.В., Миронова О.А., определяют внутренний аудит следующим образом: внутренний аудит – это организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Кочинев Ю.Ю. считает, что внутренний аудит – элемент системы внутреннего контроля на предприятии.

Институтом внутренних аудиторов США было разработано следующее определение: внутренний аудит - независимая деятельность в организации по проверке и оценке работы в ее интересах, а также контроль, который осуществляется путем проверки и оценки адекватности и эффективности других видов контроля [6].

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство  не занимается повседневным контролем  деятельности организации. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов  менеджеров [8].

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством или собственниками, в зависимости от:

- содержания и специфики  деятельности экономического субъекта;

- объемов показателей  финансово-экономической деятельности  экономического субъекта;

- сложившейся системы  управления экономического субъекта;

- состояния системы внутреннего  контроля [5].

Осуществление функций внутреннего  аудита может быть возложено на специальные  службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате аудируемого  лица, ревизионные комиссии (ревизоров), а также на сторонние организации  и внешних аудиторов, привлекаемых для его проведения [6].

Независимо от формы организации, служба внутреннего аудита должна отвечать следующим принципам:

1.Независимый характер внутреннего аудита. Специалисты службы внутреннего аудита подотчетны высшему руководству организации; они независимы от должностных и материально-ответственных лиц, чью работу они проверяют;

2.Соблюдение конфиденциальности программ проверок, определенных руководством организации;

3.С целью информационного обеспечения службе внутреннего аудита предоставляется право доступа к любой необходимой для контроля информации, независимо от стадии ее формирования и времени включения в официальную отчетность с соблюдением этических и законодательных правил по ее неразглашению;

4.Обособленность службы внутреннего аудита. Специалисты по внутреннему аудиту не обладают правом требования исполнения своих рекомендаций и не могут быть ответственными за устранение выявленных отклонений в совершении финансово-хозяйственных операций. В противном случае объективность и независимость внутреннего аудита будут нарушены;

5.Регламентация собственной деятельности. Деятельность службы внутреннего аудита осуществляется на основе разработанных базовых методик проверок различных отраслей производства, учитывающих специфику деятельности организации;

6.Документирование внутреннего аудита. Рабочие документы службы внутреннего аудита сохраняются в сроки, установленные для бухгалтерских первичных документов, если другое не оговорено во внутренних распорядительных документах [9].

Основными целями внутреннего аудита являются:

1.обеспечение эффективности функционирования производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а также защита законных имущественных интересов организации и ее собственников [3];

2.создание эффективной системы внутреннего контроля, препятствующей возникновению ошибок или способствующей их обнаружению;

3.создание соответствующей системы учета, которая представляла бы информацию, необходимую для подготовки достоверной бухгалтерской отчетности [4].

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1.контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

2.подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3.анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

4.оценка качества информации выдаваемой управленческой информационной системой [8,2];

5.разработка и предоставление обоснованных предложений и рекомендаций по улучшению функционирования системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета;

6.консультирование руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления по экономическим, правовым другим вопросам;

7.организация подготовки к проверкам внешнего аудита и органов внешнего контроля [3].

При создании службы внутреннего аудита необходимо решить ряд задач в определенной последовательности.

Первый этап. Определение спектра общих целей и задач стратегического характера, для достижения которых создается отдел внутреннего аудита. Данный этап включает анализ учредительных документов организации, позволяющий установить стратегические, тактические и оперативные цели организации, с тем, чтобы оптимальным образом сформулировать задачи отдела внутреннего аудита.

Второй этап. Проведение всестороннего анализа организации, установление структуры отдела внутреннего аудита, фиксация «слабых» мест в системе внутреннего контроля и т.д. Выявление «точек приоритета» по повышению эффективности работы. Наиболее пристальное внимание на данном этапе должно быть уделено анализу организационной структуры предприятия и функционированию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. По результатам этого анализа определяются мероприятия, способствующие улучшению работы, как системы внутреннего контроля, так и всей организации в целом. Исходя из того, что отдел внутреннего аудита является частью системы внутреннего контроля, необходимо принять решение о распределении процедур внутрихозяйственного контроля между элементами системы внутреннего контроля. После выполнения такого анализа можно приступить

непосредственно к созданию, нормативному, методическому и техническому оснащению отдела внутреннего аудита. На этом этапе возможна корректировка целей и задач отдела внутреннего аудита в соответствии с обнаруженными «слабыми» местами систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Третий этап. Определение места внутреннего аудита и степени его интеграции с другими отделами организации. В процессе функционирования отдел внутреннего аудита взаимодействует практически со всеми отделами и

службами организации. Важным следствием этого является тот факт, что информационный обмен отдела внутреннего аудита и других служб и отделов организации, в том числе и системы бухгалтерского учета, должен строиться на взаимонаправленных потоках информации, которые служат базой для осуществления и контрольных, и аналитических, и консалтинговых функций внутреннего аудита.

Четвертый этап. Разработка нормативных документов внутреннего аудита. Зачастую этот этап является наиболее продолжительным во времени. Регламентация деятельности отдела означает подготовку методик проведения

внутреннего аудита в таком  количестве и с такой детализацией, которые обеспечивали бы определенность каждого шага внутреннего аудитора, исключали бы неоднозначность понимания поставленных задач. Кроме методических материалов необходимы классификатор ошибок и другие документы, устанавливающие права и обязанности, как сотрудников, так и отдела внутреннего аудита в целом. Это находит свое отражение в следующих документах нормативного регулирования: положение об отделе внутреннего аудита, положение о рабочей политике отдела внутреннего аудита, внутренние стандарты аудита, должностные инструкции внутренних аудиторов. Чем детальнее разработаны эти документы, тем легче организовать работу службы внутреннего аудита, закрепить ответственность сотрудников и добиться реального улучшения качества.

Пятый этап. Формирование штата отдела внутреннего аудита, его технической базы. Принципиальным вопросом в процессе организации отдела внутреннего аудита является формирование оптимального штата. Наиболее оправданным экономически представляется трехуровневая структура штатного расписания отдела. Первый уровень – постоянные (штатные) работники; второй

уровень – привлекаемые специалисты экономического субъекта; третий уровень – специалисты  и эксперты, привлеченные со стороны. Квалификационные требования к сотрудникам отдела внутреннего аудита должны быть закреплены в соответствующем внутреннем стандарте.

Шестой этап. Модернизация системы управления на основе внедрения стратегического контроллинга. В настоящее время система управления организациями трансформируется в соответствии с современными условиями хозяйствования, которые характеризуются высокой конкуренцией и нестабильностью внешней среды. Результатом такой трансформации является внедрение контроллинга. Контроллинг – система управления, базирующаяся на взаимодействии всех функций внутрихозяйственного контроля, управленческого учета, планирования, анализа и маркетинга и предназначенная для достижения организацией поставленных целей [10].

 

Организация службы внутреннего аудита в ОАО «Чимбулатский карьер»

Выбранное в качестве объекта  исследования предприятие – ОАО «Чимбулатский карьер» - это сравнительно небольшое добывающее и перерабатывающее предприятие по производству щебня, известковой муки, минерального порошка. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Единоличным исполнительным органом ОАО «Чимбулатский карье» является директор. Общее собрание акционеров определяет стратегию развития организации, ее цели и перспективные планы. Директор отвечает за исполнение стратегии бизнеса, обеспечивает ежедневное выполнение операций, устанавливает процедуры контроля и внутренние правила, несет ответственность за результаты деятельности организации.

На основании вышеизложенного  я предлагаю следующую возможную  организацию внутреннего аудита на предприятии.

 


 



 

 

Рисунок 1 – Организация  внутреннего аудита на предприятии

Подобная организация  внутреннего аудита, по моему мнению, позволяет наилучшим образом  соблюсти принцип независимости  внутреннего аудита. Поскольку служба внутреннего аудита подотчетна только директору предприятия, она не зависит  от должностных и материально-ответственных  лиц, работу которых проверяет.

Информация о работе Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи