Социальная политика государства и её особенности в реформируемой экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является показать особенности социальной политики государства в рыночной экономике.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•рассмотреть теоретические основы государственной политики благосостояния, показать важность социальной защиты населения;
•рассмотреть способы удовлетворения социальных потребностей людей;
•проанализировать социально-экономическое положение в России;
•рассмотреть особенности социальной политики в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….2
1.Необходимость социальной политики в рыночной экономике:
социальная и экономическая эффективность………………………………....3
1.1 Основные функции и направления государственной социальной политики..3
1.2. Субъекты и объекты социальной политики…………………………………….5
1.3. Механизмы социальной политики……………………………………………....6
1.4. Социальная и экономическая эффективность социальной политики………...6
1.5. Институты социальной политики……………………………………………….7
1.6. Модели социальной политики в 20 веке………………………………………..8
1.7. Шведская модель государства…………………………………………………..12
2.Влияние распределения доходов на экономический рост……………………12
2.1. Проблемы измерения, оценки показателей благосостояния общества………12
2.2. Распределение доходов и социально-экономическое развитие………………16
2.3. Темпы экономического роста и государственные расходы …………………..19
3.Направления социальной политики и ее приоритеты в России на
современном этапе……………………………………………………………….20
3.1. Социальная политика государства в России…………………………………...20
3.2. Приоритетные направления социальной политики государства……………..25
Заключение……………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………………...28
Приложения…………………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономсике.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Приоритетные национальные проекты должны органически вписаться в стратегический курс развития человеческого потенциала. С этой точки зрения основные усилия государства должны быть сконцентрированы на решении трех групп первостепенных задач12:

  • улучшение социально-экономических условий (увеличение подушевого ВВП, продолжительности и качества жизни, качества здравоохранения и т.д.);
  • повышение интеллектуального и культурного потенциала личности (рост числа студентов, школьников, продолжительности обучения, доступ к культурным ценностям, увеличение количества ученых и т.д.);
  • духовное, нравственное совершенствование личности, формирование адекватной ценностной системы общества и государства.

Эти три направления  тесно связаны и взаимно усиливают  друг друга. Выделение одного из них и отказ от других означает потерю смысла и эффективности всей стратегии.

В современной России, как уже было сказано выше, наиболее актуальными проблемами являются обеспечение  занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью и поэтому программа по социальной политике должна включать следующие направления:

1. Создание условий для роста доходов населения и снижения бедности. Ведь в настоящее время низкий уровень доходов населения и высокий уровень бедности являются одним из барьеров для экономического роста. Рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда и созданием новых рабочих мест. При этом необходимо обратить особое внимание на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, в первую очередь врачей, учителей, научных работников. Реализуются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде предоставления материнского (семейного) капитала (250 тыс. руб., которые могут быть направлены на улучшение жилищных условий, получение ребенком образования, формирование накопительной трудовой пенсии для женщин). Помимо этого, правительство кардинальным образом увеличило размер пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет (на первого -1,5 тыс. руб., на второго - 3000 руб.). Реализация всех этих мер на федеральном и региональном уровнях, несомненно, подтверждает осознание властью того, что бедность является острейшей социальной проблемой, представляющей угрозу национальной безопасности. Большое значение тут играет социальная защита малоимущих граждан. С 1 января 2005 г. в отношении лиц, социальная защита которых отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти, начал действовать новый порядок, основывающийся на замене льгот ежемесячными денежными выплатами и предоставлении наиболее массовых натуральных их разновидностей в виде "социального пакета" (набора социальных услуг). Эти мероприятия позволили вывести из числа лиц с наименьшими доходами значительную часть неработающих пенсионеров и инвалидов.13

2. Обеспечение граждан доступным жильем. В настоящее время жилищная проблема в стране решается неудовлетворительно. Очень велик фонд жилья, не отвечающего современным стандартам проживания. Покупка современного жилья доступна лишь 7-10 процентам наиболее обеспеченных граждан. В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платежеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования под более низкие проценты и увеличения объемов жилищного строительства. Т.е. необходимо решать следующие задачи: развитие долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования; создание условий для увеличения объемов жилищного строительства; определение порядка предоставления жилья, расширение мер по оказанию помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в особой поддержке, в том числе молодым семьям.

3. Модернизация системы образования. Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, т.к. более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в экономику. В этой области необходима профессиональная подготовка кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда; повышение доступности качественных образовательных услуг, особенно для малоимущих граждан, в том числе за счет оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий; внедрение и развитие образовательных технологий.

4. Повышение доступности и качества медицинской помощи.

5. Обеспечение граждан рабочими местами и создание благоприятных условий труда.

 Рассмотрев основные проблемы и направления социальной политики в российском государстве можно сделать следующие выводы:

  • основные проблемы при анализе качества жизни в РФ касаются таких сфер, как образование, здравоохранение, низкая оплата труда, большой разрыв в доходах богатых и бедных;
  • для решения данных проблем правительство еще в 2005 г. сформировало 4 важнейших национальных проекта, реализация которых происходит и в наши дни;
  • необходимо активное участие крупных корпорации в осуществлении региональных социальных проектов. Отношения между государством и бизнесом должны строиться на основе социального партнерства; общество должно само активно участвовать в повышении уровня и качества жизни и способствовать тем самым социальному развитию.

3.2. Приоритетные направления социальной политики государства.

Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; проблемы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демографическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения.

В решении социально-экономических проблем социальная сфера занимает определяющее положение.

Социальная сфера - область жизнедеятельности  человеческого общества, в которой реализуется социальная деятельность, прежде всего государства, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и общественных фондов в распределении материальных, духовных благ и услуг.

Наиболее распространенным видом  социального обеспечения является пенсионное обеспечение. В России свыше 38 млн. пенсионеров при численности населения страны в 147,5 млн. человек. Большинство из них пенсионеры по возрасту: женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет. Для отдельных категорий населения пенсионный возраст еще ниже.

Каждому пенсионеру гарантирована  выплата пенсии не ниже установленного законодательством уровня - минимальная пенсия, а выше пенсии выплачиваются в зависимости от стажа работы и уровня заработной платы.

Непосредственно к отраслям социального профиля относятся:

Жилищное и коммунальное хозяйство. Оно поддерживает в рабочем состоянии дома, лифты, водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, канализации и т.д.

Бытовое обслуживание населения. Ремонтные мастерские, прачечные, парикмахерские и бани, пункты проката, такси, ломбарды, учреждения информационных и ритуальных услуг и многое другое.

Охрана, восстановление и очистка  окружающей среды. Службы, занимающиеся этой деятельностью, должны обеспечивать человеку условия для поддержания здоровой жизни и нормального отдыха.

Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают: культура, образование, здравоохранение.

Значительную социальную нагрузку несет наука, на достижения которой  опираются все отрасли народного хозяйства.

Среди приоритетов социальной политики особое место занимает забота об охране и восстановлении окружающей среды.

В настоящее время происходит демографический кризис: у нас в стране умирает уже больше, чем рождается. Смертность более чем в два раза превышает рождаемость.

Социальная задача состоит в  соразмерности того, что мы берем  от природы и что мы ей даем, как охраняем, защищаем и восстанавливаем ее во имя жизни настоящего и будущих поколений.

Таким образом, сложившаяся  в настоящее время в нашей  стране система социальных норм и  нормативов слабо структурирована: в ней не выделяют приоритетных показателей уровня жизни, связанных с решением наиболее неотложных и жизненно важных проблем. При этом устанавливаемые социальные нормы и нормативы не содержат качественных характеристик, а их количественная величина, как правило, недостаточно обоснована, поскольку в основу норм и нормативов не заложены объективные требования поддержания определенного стандарта потребления материальных благ и услуг. Такие нормативы существенно занижены, так как планируются исходя из уже сложившегося, явно недостаточного уровня финансового обеспечения социальных расходов. При этом сам набор социальных норм и нормативов крайне ограничен.

 

Заключение

В данной курсовой работе мы пришли к выводу, что целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности.

В развитии общественных отношений значительную роль играют социальные факторы. Формирование концепции национальной стратегии развития любой национальной экономики предопределяется влиянием социальных потребностей общества, тесно связанных с закономерностями развития экономической системы. На сегодняшний день ключевой целью социальной политики любого государства выступает обеспечение достойного уровня жизни и благосостояния граждан, достижение социальной справедливости.

На сегодняшний день во главе приоритетов государственной политики стоит развитие именно благосостояния общества, повышение уровня и качества жизни каждого человека. При высоком уровне развития социальной инфраструктуры, экономики индивиду легче реализовать себя, внести максимальный вклад в развитие всего общества.

В последнее время  отмечается рост российской экономики  и увеличение доходов российских граждан, на основании чего часто  делаются выводы относительно улучшения социально-экономического положения в стране. Однако при детальном изучении российского социума оказывается, что положение дел в социальной сфере не так однозначно, как кажется, а порой и просто тяжелое. Об этом свидетельствует социально-психологическое состояние россиян, характер проблем, с которыми сталкиваются наши сограждане, а также специфика их переживаний и страхов.

Итак, в начале XXI века наметился отчетливый поворот государства в сторону социальной политики. При этом недовольство населения сложившейся в социальной сфере ситуацией привлекает к проблемам поиска оптимальной для России модели.

 

 

Список  литературы:

  1. Александрова Е.Н. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект // Финансы и кредит. – 2007. – № 28. –

      с. 67-75.

  1. Баянова Е. Главный показатель качества жизни // Парламентская газета

     № 057(2125) от 24 апреля 2007 г.

  1. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – с. 208
  2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. СПб.: Питер. – 2006. – с. 544
  3. Гонтмахер Е. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. – 2008. – № 2. – с. 61-72.
  4. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. М.: КНОРУС. – 2007. – с. 688
  5. Данилова О.В. Комплексные индикаторы качества жизни – отражение инвестиции в человеческий капитал // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 15. – с.48-55.
  6. Кузнецова Е. Проблемы бедности и способы ее преодоления // Человек и труд. – 2008. – № 4. – с. 20-21.
  7. Мазин А.Л. Экономика труда: уч. пособие. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2008. – с. 575
  8. Недосекин С.В. Индекс человеческого развития и экономический рост // Дайджест – Финансы. – 2007. – № 5. – с. 19-20.
  9. Пикулин М. Особенности российской модели социальной политики // Человек и труд. – 2008. – № 4. – с. 16-17.
  10. Суховский А. Социальная политика государства в российской экономике // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 1. – с. 39-48.
  11. "Российская экономика в 2003 году". - М., 2004, с. 63.
  12. Интернет, сайт: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации: http//www.economy.gov.ru

1 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. СПб.: Питер. – 2006. с. 67

2Гонтмахер Е. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. – 2008. – № 2., с. 61-72

3Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. М.: КНОРУС. – 2007. –с.384.

4Критерии оценки качества жизни как основа формирования региональной социальной политики. 

5 Александрова Е.Н. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект // Финансы и кредит. – 2007. – № 28. – С.68.

6 Недосекин С.В. Индекс человеческого развития и экономический рост // Дайджест-Финансы. – 2007. – № 5.- С.19.

7Данилова О.В. Комплексные индикаторы качества жизни – отражение инвестиции в человеческий капитал // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 15. – С.51.

8 Данилова О.В. Комплексные индикаторы качества жизни – отражение инвестиции в человеческий капитал // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 15. – С.51.

9 Данилова О.В. Комплексные индикаторы качества жизни – отражение инвестиции в человеческий капитал // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 15. – С.51.

10Суховский А. Социальная политика государства в российской экономике // Проблемы теории  и практики управления. – 2008. – № 1. – С.41-42.

11Пикулин М. Особенности российской модели социальной политики // Человек и труд. – 2008. – № 4. – С.17.

12 Пикулин М. Особенности российской модели социальной политики // Человек и труд. – 2008. – № 4. – С.18.

13Кузнецова Е. Проблемы бедности и способы ее преодоления // Человек и труд. – 2008. – № 4. – С.20.


Информация о работе Социальная политика государства и её особенности в реформируемой экономике России