Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:55, доклад
В условиях кризиса часто возникают проблемы социально-экономического характера между работником, работодателем и государством. Решением может являться социальное партнерство. Согласно Части 2, Статье 23 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками или их представителями, работодателями или их представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
В условиях
кризиса часто возникают
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.
Суть заключается
в использовании метода многократных
согласований интересов работников,
работодателей и государства. Социальное
партнерство состоит в
1) приоритет отдается переговорной тактике решения проблемы;
2) согласование
политики доходов и социально-
3) установление мер гарантированной защиты интересов участников социального партнерства;
4) принцип участия в управлении наемных кадров;
5) утверждение
системы общечеловеческих
В странах с развитой рыночной экономикой социальное партнерство представляет собой постоянное взаимодействие между наемными работниками и их профсоюзами, с одной стороны, и работодателями и их объединениями, с другой. Противоречивость интересов смягчается в процессе поиска и выбора обоюдного решения.
Там также
используются коллективные переговоры,
а работники участвуют в
В России социальное партнерство осуществляется посредством сотрудничества профсоюзов, предпринимателей и их объединений и государства.
Нельзя сказать, что противостояние между субъектами исчезает вовсе. Оно просто переходит из разряда соперничества в разряд сотрудничества, но конфликтный характер в том и другом случае остается.
Статья 24 Трудового кодекса РФ регламентирует основные принципы социального партнерства:
1) равноправие сторон;
2) уважение и учет интересов сторон;
3) заинтересованность
сторон в участии при
4) содействие
государства в укреплении и
развитии социального
5) соблюдение
сторонами и их
6) полномочность представителей сторон;
7) свобода
выбора при обсуждении
8) принятие
сторонами на себя
9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
10) обязательность
выполнения коллективных
11) контроль за ходом выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;
12) ответственность
сторон, их представителей за
невыполнение по их вине
Представители работников.
Как было указано выше, работники и работодатели могут иметь представителей работников в социальном партнерстве: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители. (статья 29, глава 4 ТК РФ)
При проведении коллективных переговоров интересы работников при заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Если также
осуществляется формирование и деятельность
комиссий по регулированию социально-
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, или интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Если работники
не являются членами профсоюза, то они
могут уполномочить орган первичной
профсоюзной организации
Существуют
ситуации, когда работники не объединены
в какие-либо первичные профсоюзные
организации или ни одна из имеющихся
первичных профсоюзных
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Представители работодателей.
Согласно статье 23 ТК РФ, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем интересы работодателя представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Они представляют
собой некоммерческие организации,
объединяющие на добровольной основе
работодателей для
Представителями
работодателей—федеральных
Социальное партнерство помогает достичь следующих результатов:
1) взаимную
заинтересованность наемных
2) рост трудовой и социальной активности;
3) улучшение условий труда работников и жизни;
4) сокращение конфликтов и их смягчение.
Но в становлении
структуры социального
1) сложность
формирования
2) социальное
партнерство успешно
3) проведенная
в России приватизация не дала
ожидаемых результатов в плане
превращения государства в
4) при разработке
структуры социального
5) различие
профсоюзов по политическим
6) разброс работодателей более чем по 50 союзам. Это очень затрудняет обсуждение и принятие решений на отраслевом и федеральном уровнях.
Объективные
и субъективные предпосылки социального
партнерства зародились тогда, когда
вошли в жизнь профессиональные
и предпринимательские союзы, а
государство вынуждено было стать
арбитром в конфликтах между трудом
и капиталом. Однако сам феномен
социального партнерства
Элементами такой политики являются:
сильное дозированное
государственное регулирование
социально-экономических
менеджеризм, демонополизация и поддержание конкурентной среды; многообразие и равноправие форм собственности;
стимулирование
научно-технического прогресса и
инновационное
международная интеграция;
социальное партнерство как механизм выработки взаимоприемлемых решений.
Социальное партнерство, по выражению французских социологов, означает переход от «конфликтного соперничества» к «конфликтному сотрудничеству». При этом жесткое противостояние работников и работодателей остается, но оно исключает разрушительные насильственные действия и ведется в рамках добровольной договорной основы.
В России начало разработки концепции социального партнерства относится к 1991 г., когда был издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», а затем в 1992 г. в соответствии с Указом была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Формирование
системы социального
Информация о работе Социальное партнерство в антикризисном управлении