Содержание бухгалтерской отчетности и анализ основных ее показателей на примере ОАО «Сыктывкарские тепловые сети»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование форм бухгалтерской отчетности, а также анализ основных финансовых показателей.
Исходя из цели работы, поставлены задачи: первой главе рассмотреть нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ, состав, структура и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности; вторая глава раскрывает бухгалтерскую отчетность как базу для проведения финансового анализа основных её показателей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………...…2
1. Годовая бухгалтерская отчетность, порядок ее составления…………….……………..….……3
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ…………………………….…...3
Состав, структура и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности ……….……..5
2. Анализ основных показателей бухгалтерской отчетности………………...………………..…..15
2.1. Бухгалтерская отчетность как база проведения финансового анализа……….………………15
2.2. Анализ показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости……..19
2.3.Анализ показателей деловой активности предприятия…………………………………...……24
Заключение ………………………………………………………………………………………….. 25
Список используемых источников…………………

Файлы: 1 файл

готоваяНОВАЯ.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

        Можно выделить три  варианта формирования отчетности:

    1. упрощенный – для субъектов малого предпринимательства;
    2. стандартный – для средних и крупных организаций;
    3. множественный – для крупнейших, осуществляющих несколько видов деятельности организаций.

     Бухгалтерский баланс (форма №1) – старейшая форма отчетности является главным источником информации об имущественном положении организации. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Основная задача бухгалтерского баланса – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами. Состав имущества организации (в активе) и источники его формирования (в пассиве). В активе показатели группируются по составу и размещению финансовых средств предприятия или по направлениям использования; в пассиве - по источникам их образования или финансирования. Статьи актива и пассива в свою очередь делятся на разделы, отражающие наличие и использование средств, которыми располагает предприятие, и источники формирования этих средств за счет финансирования.

     Каждый  отдельный показатель в балансе, по которому проставлена сумма, называется статьей. Познакомимся со структурой баланса российской организации.

     В разделе I «Внеоборотные  активы» актива баланса представлены следующие группы статей:

  • нематериальные активы;
  • основные средства;
  • незавершенное строительство;
  • доходные вложения в материальные ценности;
  • долгосрочные финансовые вложения;
  • отложенные налоговые активы;
  • прочие внеоборотные активы.

Сумма перечисленных статей показывается в итоге раздела I актива баланса.

   Раздел II «Оборотные активы» актива баланса состоит из большого числа подразделов:

  • запасы;
  • налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;
  • дебиторская задолженность;
  • краткосрочные финансовые вложения;
  • денежные средства;
  • прочие оборотные активы.

   По  второму разделу актива баланса  подсчитывается итог, который в сумме  с итогом первого раздела составляет итог актива баланса.

   Сама  величина актива, показывающая общую сумму имущества, не дает представления о том, за счет каких источников это имущество было сформировано. Ответ на этот вопрос можно найти в пассиве баланса.

   Раздел III «Капитал и резервы» пассива баланса объединяет собственные источники, т.е. предоставленные учредителями или полученные в ходе работы самой организации:

  • уставный капитал;
  • собственные акции, выкупленные у акционеров;
  • добавочный капитал;
  • резервный капитал;
  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Алгебраическая  сумма всех статей отражается как итог раздела III и показывает величину собственного капитала организации.

   Раздел IV «Долгосрочные  обязательства» предоставлен следующими статьями:

  • займы и кредиты;
  • отложенные налоговые обязательства;
  • прочие долгосрочные обязательства.

Достаточно  ясные уже по названию, эти статьи кредиторской задолженности наряду с основным долгом включают проценты, начисленные по кредитам и займам.

Общая сумма непогашенной долгосрочной кредиторской задолженности показывается в итоге раздела IV пассива баланса.

       Раздел V «Краткосрочные обязательства» пассива баланса объединяет статьи различной кредиторской задолженности, срок погашения которой находится в пределах 12 месяцев после отчетной даты, а также некоторые другие статьи:

  • займы и кредиты;
  • кредиторская задолженность;
  • задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов;
  • доходы будущих периодов;
  • резервы предстоящих расходов;
  • прочие краткосрочные обязательства.

       По  разделу V пассива баланса подводится итог, который вместе с итогом разделов III и IV пассива баланса показывает общий итог пассива баланса или сумму всех источников средств. Итоги актива и пассива баланса должны быть равны и отражают величину имущества, принадлежащего организации. За балансом, в справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, показываются арендованные основные средства, в том числе по лизингу, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, товары, принятые на комиссию, обеспечения обязательств, полученные и выданные, списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов, износ жилищного фонда, нематериальные активы, полученные в пользование.

       Бухгалтерский баланс подписывают руководитель организации  и главный бухгалтер. В нем  проставляется дата, а также указывается  номер квалификационного аттестата профессионального бухгалтера для организаций, чья отчетность должна подписываться профессиональным бухгалтером.

     Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отчет о прибылях и убытках показывает результаты деятельности организации за отчетный период (год, квартал, месяц) и то, каким образом она получила прибыли и убытки, т.е. путем сопоставления доходов и расходов. В этом отчете предприятие показывает свои доходы за определенный период и представляет полный отчет о факторах, оказавших влияние на доходы в течение отчетного периода. Также предприятие производит увязку доходов с расходами за весь отчетный период и показывает разницу между ними как чистый доход предприятия, именуемый чистой прибылью или чистой прибылью после уплаты налогов.

   Структура отчета о прибылях и убытках:

   I раздел «Доходы  и расходы по  обычным видам  деятельности»:

  • выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
  • себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
  • валовая прибыль;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы;
  • прибыль (убыток) от продаж.

   Раздел II «Прочие доходы и расходы»:

  • проценты по получению;
  • проценты к уплате;
  • доходы от участия в других организациях;
  • прочие доходы;
  • прочие расходы.

   Раздел III «Прибыль (убыток) до налогообложения включает:

  • отложенные налоговые активы;
  • отложенные налоговые обязательства;
  • текущий налог на прибыль.

  Раздел IV « Чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

       Справочные  данные организация должна заполнить, если у нее есть постоянные налоговые обязательства (активы) или она выплачивает дивиденды.

       Отчет о прибылях и убытках, так же как  и баланс, подписывается руководителем организации и ее главным бухгалтером.

    Отчет об изменениях капитала (форма  №3) показывает его увеличение или уменьшение за период в увязке с величиной капитала на начало и конец отчетного периода. Форма существенно отличается от старой как по структуре, так и по объему приведенных в ней показателей. В типовой форме нужно самостоятельно проставить коды строк в соответствии с приказом Госкомстата и Минфина России от 14 ноября 2003г. № 475/102н. Капитал в отчете сгруппирован в два раздела и представлен следующими статьями:

  Раздел I «Изменение капитала» включает:

  • остаток на 31 декабря года, предшествующему предыдущему и остаток на 1 января предыдущего года (строка 010);
  • изменение в учетной политике (строка 011);
  • результаты от переоценки объектов основных средств (строка 012);
  • результаты от перерасчета иностранных валют (строка023);
  • чистая прибыль (строка 025);
  • дивиденды (строка 026);
  • отчисления в резервный фонд (строка 030);
  • увеличение величины уставного капитала (строки 041-043);
  • уменьшение величины капитала (строки 051-053);
  • остаток на 31 декабря предыдущего года (строка 060) и остаток на 1 января отчетного года (строка 100);
  • остаток на 31 декабря отчетного года (строка 140).

Раздел II «Резервы» включает:

  • резервы, образованные в соответствии с законодательством;
  • резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;
  • оценочные резервы;
  • резервы предстоящих расходов.

       В справке к отчету об изменениях капитала организации (форма №3) отражают данные о стоимости чистых активов на начало и конец отчетного года (строка 200). Чтобы узнать стоимость чистых активов, нужно использовать форму расчета, которая приведена в Порядке оценки стоимости чистых активов акционерного общества. Порядок утвержден приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003г. № 10н/03-6пз.

       Так, по строке 210 записываются средства, полученные на расходы по обычным видам деятельности. Те же средства, которые выделены на капитальные вложения во внебюджетные активы, показывают по строке 220.

       Отчет о движении денежных средств (форма 4) отражает все поступления и расходования наличных денежных средств, т. е. чистые изменения в денежной наличности, которые происходят в результате текущей хозяйственной деятельности предприятия. Анализ движения наличных денежных средств необходим для принятия управленческих решений по вопросам капиталовложений и проведения коммерческих операций.

 В типовой форме надо самостоятельно проставить коды строк.

   Отчет о движении денежных средств включает:

  • остаток денежных средств на начало года (строка 010);
  • раздел «Движение денежных средств по текущей деятельности» (строки 020-190);
  • раздел « Движение денежных средств по инвестиционной деятельности» (строки 210-340);
  • раздел «Движение денежных средств по финансовой деятельности» (строки 350- 440).

       В Приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5) расшифровываются некоторые наиболее важные статьи баланса и данные этой формы используются для оценки финансового состояния предприятия.

       Приложение  к бухгалтерскому балансу состоит из разделов:

  • раздел 1 «Нематериальные активы» (строки 010-050);
  • раздел 2 «Основные средства» (строки 110-160);
  • подраздел «Справочно» (строки 170-180);
  • раздел 3 «Доходные вложения в материальные ценности» (строки 210-240);
  • раздел 4 «Расходы на НИОКР» (строки 310-330);
  • подраздел «Справочно» (строки 320-330);
  • раздел 5«Расходы на освоение природных ресурсов» (строка 410);
  • подраздел «Справочно» (строки 420-430);
  • раздел 6 «Финансовые вложения» (строки 510-590);
  • раздел 7 «Дебиторская и кредиторская задолженность» (строки 610-660);
  • раздел 8 «Расходы по обычным видам деятельности» (строки 710-767);
  • раздел 9 «Обеспечения» (строки 810-840);
  • раздел 10 «Государственная помощь» (строки 910-920).

       Пояснительная записка состоит из нескольких разделов, в которых отражаются данные, не вошедшие в типовые формы отчетности. Кроме того, здесь расшифровывают отдельные показатели Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках.[4]

Информация о работе Содержание бухгалтерской отчетности и анализ основных ее показателей на примере ОАО «Сыктывкарские тепловые сети»