Содержание, принципы и назначение управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Термин "управленческий учет" в последнее время в специальной литературе стал встречаться все чаще и чаще. Иногда под ним понимают ведение "двойной бухгалтерии", уход от налогообложения. Подчас считается, что управленческий учет по сравнению с официальным бухгалтерским учетом предоставляет более достоверные данные. Такое понимание управленческого учета вносит в работу людей, в той или иной мере связанных с учетом, некоторую неразбериху.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность учета для управления предприятием, его отличие от финансового учета…………………………………………………………………………………..5
1. 1. Роль учета в управлении предприятия…………………………………...5
1.2. Принципы учета для управления…………………………………………8
1.3. Различия финансового и управленческого учета………………………10
2. Назначение управленческого учета, сфера и особенности его применения...16
. Назначение управленческого учета……………………………………..16
Учет и контроль…………………………………………………………..19
Требования к управленческому учету………………………………….21
Стратегический учет……………………………………………………..24
3. Принятие управленческих решений……………………………………………26
3.1. Анализ безубыточности производства…………………………………26
3.2. Принятие решений по ценообразованию………………………………29
3.3. Решение о реструктуризации бизнеса………………………………….32
4. Расчетная часть…………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………….73
Список использованной литературы……………………………………………...75

Файлы: 1 файл

Курсовая Бух учет..doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Изучение опыта организации  управленческого учета на западных фирмах свидетельствует о том, что здесь нет одинакового подхода к тому, кто должен заниматься учетом для управления: бухгалтерия или специально созданная для этого служба. В крупных компаниях управленческий учет и анализ по глобальным параметрам обычно осуществляет специальное административное подразделение. Часто ее называют службой контроллинга. На небольших фирмах сбор и обработку данных управленческого учета ведет бухгалтерия, усиленная специалистами по финансовому менеджменту. В средних по величине и объему товарооборота организациях возможны оба варианта. Там, где служба контроллинга обособляется, она может подчиняться либо главному бухгалтеру, либо коммерческому директору. В любом случае вопрос о том, нужен управленческий учет современному предприятию или не

нужен, у большинства  зарубежных фирм решен положительно. Да, нужен, поскольку без квалифицированного управления на основе специально подготовленной информации в условиях конкурентной борьбы не выжить.

3. Принятие управленческих  решений

 

     3.1.     Анализ безубыточности производства

 

Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.

Анализ безубыточности основан на зависимости между  доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки

безубыточности применяются:

1) математический метод  (метод уравнения);

2) метод маржинального  дохода (валовой прибыли);

3) графический метод.

Математический метод (метод уравнения) основан на расчете прибыли от продаж:

Прибыль от продаж продукции = Выручка от продажи продукции – Переменные расходы – Постоянные расходы

или

Прибыль от продажи продукции = Цена единицы продукции х X – Переменные расходы на единицу продукции х X – Постоянные расходы,

 

где X — объем продаж в точке безубыточности в натуральном выражении.

Преобразуем уравнение:

 

X х (Цена единицы  продукции – Переменные расходы на единицу продукции) – Постоянные расходы = 0.

 

Разность между ценой  единицы продукции и переменными  расхода ми на единицу составляет маржинальный доход на единицу продукции. Формула для расчета значения в точке безубыточности имеет следующий вид:

 

X = Постоянные расходы  / Маржинальный доход на единицу продукции.

 

Метод маржинального  дохода (валовой прибыли) предполагает, что точка безубыточности достигается при равенстве маржинально го дохода и постоянных расходов. Формула расчета такова:

Прибыль от продаж = Маржинальный доход – Постоянные расходы.

 

Объем производства (продаж) в точке безубыточности не обеспечивает ни прибыли, ни убытка, поэтому формула преобразуется следующим образом:

Постоянные расходы = Маржинальный доход на единицу продукции  х X.

 

Значение в точке  безубыточности = Постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу продукции.

Кромка безопасности показывает, насколько может сократиться объем продаж, прежде чем организация понесет убытки. Уровень кромки безопасности (Ук) можно выразить в процентах, используя следующее соотношение:

У к, % = (Планируемая выручка от продаж, руб. – Точка безубыточности, руб.)                                    Планируемая выручка от продаж, руб.

 

 

Рис. 3.1. График бухгалтерской модели безубыточности

 

Графический метод (бухгалтерская модель безубыточности) предусматривает построение графика, состоящего их двух прямых. Одна прямая описывает поведение совокупных расходов а другая — отражает поведение выручки от продаж продукции, работ, услуг (У2). На оси абсцисс откладывается объем продаж в натуральных измерителях, на оси ординат — расходы и доходы в денежной оценке. Точка пересечения прямых (точка безубыточности) показывает состояние равновесия. Слева от точки безубыточности находится область (зона) убытков, справа — область (зона) прибыли (рис. 3.1).

На рисунке 3.1. представлена точка безубыточности В. Линия АК — постоянные расходы; AD — совокупные расходы; KD — переменные расходы.

Результаты анализа  безубыточности позволяют бухгалтерам моделировать варианты объема производства, продаж, расходов, доходов, прибыли, выбирая наиболее приемлемый для организации. При анализе безубыточности производства необходимо учитывать следующие допущения:

  • расходы можно точно разделить на переменные и постоянные;
  • переменные расходы и доходы от продаж линейно зависят отуровня производства;
  • удельные переменные расходы и цены продаж неизменны в течение планируемого периода;
  • нет структурных сдвигов в течение планируемого периода;
  • объем производства равен объему продаж;
  • производительность труда в планируемом периоде не меняется.

 

    1. Принятие решений по ценообразованию

 

В процессе ценообразования  в условиях рыночных отношений имеются  несколько подходов:

    1) установить  цену, которая привлечет потребителя.

    2) используя  цены конкурентов, установить  для себя определенную границу цен.

    3) установить  цену, удовлетворяющую покупателя  и обеспечивающую порог рентабельности.

Затратная цена рассматривается  как более надежный путь установления реальной цены, поскольку она позволяет  гарантированно формировать прибыль  в цене.

    Нижний предел цены показывает, какую минимал. цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и продажу продукции.

Нижний предел цены –  цена, которая способна покрыть лишь переменную часть затрат. Однако затратные  цены не учитывают состояние рынка и место продукта на данном рынке, а также конкуренцию.

На продукцию могут  быть установлены цены:

  • Официальные, обязательные для продавцов и покупателей.
  • Регулируемые – одинаковые для всех покупателей данного вида продукции у предприятия.
  • Договорные – разные в каждом отдельном акте купли-продажи.
  • Официальные и регулируемые цены устанавливаются на основе цен мирового рынка, или обоснованных затрат на производство.
  • Договорные цены устанавливаются на основе индивидуальных затрат или в результате колебаний спроса и предложения.

    Для установления  экономически обоснованной цены  руководство предприятия должно  выполнить ряд условий:

    1. Обосновать состав затрат, который следует учитывать при принятии решений.
    2. Выбрать соответствующий метод калькулирования.
    3. Определить уровень производства, при котором постоянные затраты минимальны.
    4. Рассчитать сумму прибыли.

Этим самым предоставляется  возможность предприятию осознать свое положение на рынке в целом  и предсказать реакцию потребителя  на предлагаемую продукцию.

Основные концепции  снижения затрат.

Значительный упор в  принятии управленческих решений делается на снижение себестоимости продукции.

Вопрос о сокращении затрат возникает на всех стадиях  производственного процесса от закупки  товаров и их переработки, до контроля на стадии выпуска готовой продукции и доставки ее потребителю.

Основные концепции  снижения себестоимости продукции  базируются на разных подходах:

Прямые издержки.

Процедуры разработки мероприятий  по снижению прямых издержек включают:

а) анализ прямых отклонений затрат по материалам и живому труду, т.е. систематизация информации и анализ отклонений при закупке материалов относительно объемов, методов и стоимости собственного производства, решения вопроса закупать или производить, затраты могут быть сокращены благодаря улучшению хранения, переработки сырья и т.д.

б) анализ нормативов затрат живого труда, т.е. систематизация нормативно-справочной информации проводится с позиции  полноты охвата производственных затрат труда.

в) анализ стоимости продукции, т.е. каждый вырабатываемый и планируемый к производству вид продукции рассматривается с точки зрения его общей стоимости и конкурентоспособности.

Оценка стоимости может  быть использована при выборе альтернативных вариантов по производству новых  видов продукции, реконструированию старых.

Стоимостной анализ позволяет  проанализировать выводы прежде, чем  они сделаны, сравнить результаты альтернативных вариантов, ориентируясь на максимальную прибыль. Стоимостная оценка помогает сократить производство до его полного прекращения.

Косвенные затраты.

 Процедуры разработки  мероприятий по снижению косвенных  затрат включают:

а) анализ отклонений косвенных  затрат, т.е. систематизация информации и ее анализ о производственном плане, об использовании производственных мощностей, о стандартах живого труда, о введении новой базы расчета нормативов накладных расходов.

б) гибкое планирование и  анализ нормативов для отделов и  служб управления и обслуживания, т.е. анализируют цены, поставленные перед каждым производственным и непроизводственным отделом предприятия, определяют полноту и соответствие распределяемых накладных расходов объему работ, выполняемых этими отделами и службами.

в) анализ рентабельности продукции с точки зрения исследования норматива накладных расходов на производимую продукцию, выявление избыточных накладных расходов.

Таким образом последовательное рассмотрение себестоимости различных видов продукции позволяет разработать программу снижения затрат и выбрать оптимальную политику предприятия относительно объема производства и повышения эффективности на всех стадиях производственного процесса.

Выбор оптимальной стратегии  в управлении прибылью, затратами.

На основании данных анализа безубыточности производства можно прогнозировать развитие предприятия, т.е. выбирать оптимальную стратегию в управлении прибылью и затратами, при этом возможны 5 основных стратегии:

  1. Увеличение цены реализации;
  2. Снижение переменных затрат;
  3. Снижение постоянных затрат;
  4. Увеличение объема продаж;
  5. Сочетание любых перечисленных.

 

    1. Решение о реструктуризации бизнеса

 

Пройденные российской экономикой годы перехода к рынку  высветили

актуальность проблемы реструктуризации предприятий —  их структурной перестройки в целях обеспечения более эффективного распределения и использования всех имеющихся у них ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Реструктуризация предполагает осуществление комплекса мероприятий по приведению организационной структуры предприятия в соответствие с выбранной стратегией его развития. В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса РФ она, в частности, может проявляться в формах разделения и выделения, предполагающих разукрупнение (децентрализацию) производства.

Идея децентрализации  бизнеса состоит в том, чтобы, оставаясь большой, действовать и управляться как малая или средняя компания. Статистика утверждает, что более крупные фирмы (до известного предела), как правило, оказываются более прибыльными. Крупный бизнес предпочтительнее и с точки зрения занятого в нем работника. Во-первых, крупная компания, как показывает практика, более стабильна. (Малый бизнес хотя и предоставляет множество новых рабочих мест, но часто на непродолжительный срок). Во-вторых, заработная плата за выполнение одной и той же работы на крупных предприятиях обычно выше, чем в малом бизнесе.

Следствием децентрализации производства является создание комплекса новых производственных единиц. Они могут функционировать как при отсутствии юридической самостоятельности, так и обладая ею.

Примером первого направления  является создание филиалов и представительств предприятий или деление предприятий на самостоятельные стратегические бизнес-единицы (центры прибыли или инвестиций), взаимодействие между которыми основано на применении трансфертного ценообразования.

В качестве примера децентрализации  с созданием новой юридически

самостоятельной бизнес-единицы  можно привести образование малого предприятия на базе одного или нескольких отделов организации (например, научно-исследовательской). В этом случае реализуются преимущества малого бизнеса: формируется конкурентная среда, возникают дополнительные рабочие места, рынок насыщается товарами и услугами, более эффективно используются местные сырьевые ресурсы и, наконец, расширяется потребительский сектор.

Информация о работе Содержание, принципы и назначение управленческого учета